Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 22:06, курсовая работа
Бюджетные отношения, которые формируют бюджетную политику государства, строятся прежде всего на заинтересованности граждан в получении от государства тех или иных услуг, которые они по существу уже оплатили посредством передачи государству части доходов в виде налогов и других обязательных платежей. Но при этом и государство, и его граждане в равной мере заинтересованы и в макроэкономической стабилизации, и в росте экономического потенциала всего общества.
Введение
1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ
1.1 Понятие бюджета, его основные функции
1.2 Бюджетная устройство и бюджетная система РФ
1.3 Принципы построения бюджетной системы РФ
1.4 Доходы и расходы бюджетов
2. Бюджетная политика РФ
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
2.2 Зависимость бюджетной политики от внешней конъюнктуры. Стабилизационный Фонд
2.3 Основные направления бюджетной политики 2006–2008 гг., ее итоги
2.4 Бюджетная стратегия на 2008–2010 гг.
Заключение
Список используемой литературы
Принцип сбалансированности бюджета предполагает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и использовании бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из того, чтобы достичь заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что бюджетные доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета, кроме доходов целевых бюджетных фондов.
Принцип достоверности бюджета предполагает, что все суммы доходов и расходов должны быть обоснованны. Реальность бюджета основывается на достоверности показателей прогноза социально-экономического развития.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных целей.
Принцип гласности означает:
Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета.
1.4 Доходы и расходы бюджетов
Доходы бюджета подлежат централизации в бюджетах разных уровней и выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей населения в государственный бюджет. Расчеты доходов бюджетной системы РФ формируются на основании законов законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления о бюджетах на соответствующий финансовый год.
Доходы бюджетов могут формироваться на налоговой и неналоговой основе и за счет безвозмездных перечислений в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым – доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; от платных услуг, оказываемых соответствующими органами местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в т. ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и иные неналоговые доходы.
Доходы от федеральных налогов распределяются между бюджетами разных уровней в соответствии с федеральным законодательством, а поступления от некоторых федеральных налогов перераспределяются между региональными и местными бюджетами органами власти субъектов РФ. В настоящее время часть некоторых федеральных налогов (в частности, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц, акцизов на спирт питьевой, водку и ликеро-водочные изделия, налога на покупку иностранных денежных знаков) поступает в бюджеты субъектов РФ. Доходы от налога на прибыль предприятий зачисляются в местные бюджеты.5
Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от экономического содержания расходы делятся на текущие и капитальные.6
К капитальным расходам относятся:
К текущим расходам бюджетов относятся:
Кроме того, бюджетные расходы различаются по направлениям:
Каждый уровень власти в процессе расходования бюджетных средств осуществляет следующие функции:
Расходы бюджетных средств могут осуществляться в следующих формах:
Бюджетные ассигнования – это бюджетные средства, выделяемые в соответствии с бюджетной росписью получателю бюджетных средств. Они могут предоставляться на содержание бюджетных учреждений, оплату товаров и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным контрактам, а также реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению.
Трансферты – это безвозмездные перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней получателям: гражданам, предприятиям, бюджетам других уровней.
Бюджетный кредит предоставляет денежные средства юридическим лицам на возмездной и возвратной основе. Возврат кредитов, а также плата за пользование ими приравниваются к платежам в бюджет.
Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ или юридическому лицу на безвозмездной основе на осуществление определенных целевых расходов.
Субсидия – это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
В случае нецелевого использования или неиспользования в установленные сроки субсидии и субвенции подлежат возврату в соответствующий бюджет.
Расходы на финансирование бюджетных инвестиций предусматриваются федеральным бюджетом при включении их в федеральную целевую программу. В такую программу утверждаются федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы более 200 000 МРОТ. В табл. 1 приведен перечень отдельных федеральных целевых программ.
Табл. 1. Перечень федеральных целевых программ в 2005–2007 гг., млн. руб.7
Наименование целевой программы |
Период, гг. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Модернизация транспортной системы России |
2002–2010 |
161 609 |
181 621 |
249 420 |
Культура России |
2006–2010 |
12 270 |
12 394 |
14 694 |
Жилище |
2002–2010 |
28 558 |
46 617 |
49 670 |
Дети России |
2007–2010 |
2 036 |
3 000 |
3 205 |
Программа развития образования |
2006–2010 |
8 039 |
11 077 |
11 533 |
Космическая программа России |
2006–2015 |
23 000 |
24 400 |
28 614 |
Развитие гражданской авиационной техники |
2002–2010 |
7 453 |
11 411 |
12 537 |
Электронная Россия |
2002–2010 |
1 806 |
2 800 |
3 985 |
Следует отметить, что финансирование федеральных программ в целом увеличилось за последние два года и наиболее значительное финансирование направлено на модернизацию транспортной системы.
Структура бюджетных расходов неодинакова в разных странах и даже в одной стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Это могут быть экономические, социальные, военные, политические и другие факторы. В табл. 2 представлена структура расходов федерального бюджета.
Табл. 2. Структура расходов федерального бюджета за 2006–2008 гг.8
Вид расходов |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
млрд. руб. |
млрд. руб. |
млрд. руб. | |
Общегосударственные расходы |
639 |
808 |
890 |
Национальная оборона |
666 |
822 |
945 |
Национальная безопасность |
542 |
663 |
749 |
Национальная экономика |
339 |
497 |
541 |
ЖКХ |
39 |
53 |
56,9 |
Охрана окружающей среды |
6 |
8 |
9 |
Образование |
202 |
278 |
309 |
Культура и кинематография |
51 |
68 |
83 |
Здравоохранение и спорт |
149 |
206 |
218 |
Социальная политика |
205 |
216 |
273 |
Межбюджетные трансферты |
1 432 |
1 844 |
2 272 |
Финансовая помощь бюджетам |
372 |
512 |
558 |
Фонды компенсаций |
74 |
153 |
298 |
Другие межбюджетные трансферты |
84 |
118 |
124 |
Трансферты внебюджетным фондам |
902 |
1 060 |
1353 |
Всего расходов |
4 270 |
5 463 |
6 570 |
Как видно из таблицы большой удельный вес занимают расходы на национальную оборону и безопасность, расходы на образование выросли на 73% по сравнению с 2005 г., а на здравоохранение и спорт – на 120%.
2. Бюджетная политика Российской Федерации
2.1 Сущность и типы бюджетной политики
Одним из важнейших направлений экономической политики государства является его финансовая политика, так как достичь успеха в построении сильного общества можно лишь при успехах в финансовой политике. Главной составной частью финансовой политики является бюджетная. Именно бюджетная политика, в которой отражаются интересы государства, его функции, требующие для решения поставленных задач бюджетных средств, во многом определяет экономический курс развития государства.
Бюджетная политика тесно связана с такими понятиями, как межбюджетные отношения, бюджетный потенциал, налоговое бремя. Как организационно-финансовая категория бюджетная политика представляет собой систему мер и действий органов власти в области управления бюджетным процессом на основе концепции развития бюджетных отношений в составе общей экономической политики, направленную на реализацию всех функций бюджета в целях достижения определенного на данном этапе экономического и социального эффекта.9
Бюджетная политика имеет свои субъекты и объект. Субъектами выступают государственные законодательные и исполнительные органы власти, разрабатывающие, утверждающие, контролирующие и исполняющие принятую бюджетную политику, а также непосредственные исполнители бюджетов всех уровней власти. Чаще всего под объектом бюджетной политики понимают в различных комбинациях бюджетно-налоговое законодательство, бюджетная система и бюджетный механизм. Однако некоторые авторы считают более правильным признать в качестве объекта бюджетной политики весь бюджетный процесс, включающий в себя бюджетно-налоговое право, бюджетную систему, систему бюджетов и бюджетный механизм. Каждый из этих элементов должен выполнять свои функции и задачи в рамках принятой бюджетной политики.
Бюджетная политика должна строиться на следующих принципах:10
Бюджетную политику можно разделить на виды и формы реализации: