Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:09, курсовая работа
Тема «Бюджетная система Германии: особенности и проблемы» в настоящее время является весьма актуальной. Актуальность данной темы определяется насущными потребностями реформирования бюджетной системы Федеративной Республики Германия. Преобразования необходимы как в системе расходования так и в системе получения доходов, кроме того требуют преобразований межбюджетные отношения. Так же германский опыт интересен для реформирования бюджетной системы РФ, поскольку Россию и Германию объединяет общность модели бюджетного федерализма.
Введение
1 Бюджетная система как главное звено финансовой системы государства
1.1 Понятие и функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство унитарных и федеративных государств
1.3 Принципы построения бюджетных систем различных стран
2 Особенности бюджетной системы Германии в сравнении с РФ
2.1 ФРГ и РФ: сравнительный анализ доходной части федерального бюджета
2.2 Расходы федерального бюджета Германии и Российской Федерации
2.3 Особенности системы финансового выравнивания Германии и возможность ее
применения в РФ
2.4 Анализ проблем бюджетной системы Германии
3 Пути совершенствования бюджетной системы
3.1 Совершенствование методов выравнивания бюджетной обеспеченности в
системе межбюджетных отношений
3.2 Пути увеличения доходов и реструктуризация бюджетных расходов
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Из диаграммы видно, что в 2008 г. наибольший удельный вес имеет НДС(36,12%). Этот налог с 2006 по 2009 имеет в относительном выражении динамику к снижению, но в 2010г. предполагается незначительное увеличение. В абсолютном выражении НДС увеличится с 74,1 до 78,3 млрд. евро (на 4,2 млрд. евро). В плановом периоде предполагается дальнейшее его увеличение. Предполагается, что к 2010 г. по сравнению с 2008г. он увеличится еще на 2,6 млрд. евро. Темп роста с 2006 по 2008г. составил 105,6%.
2. Налоговая система ФРГ опирается, так же, на подоходный налог. Доля подоходного налога превышает 1/3 общей суммы налоговых поступлений.
Подоходный налог взимается
с физических лиц (причем, если они
постоянно проживают в
Его разновидностями (с особым способом взимания — путем вычитания) являются налог на заработную плату и налог на доходы с капитала. Целый ряд категорий граждан (наемные рабочие, инвалиды, слепые) имеют дополнительные налоговые льготы, которые носят фиксированный характер или ограничены верхним уровнем. С доходов без ограничений вычитаются лишь затраты на налоговых консультантов и церковный налог.
Налог взимается по прогрессивной шкале до объема доходов с 10001 евро для тех людей, которые предпочитают платить налог отдельно сами за себя, и 20 001 евро для тех, кто состоит в браке и предпочитает платить налоги вместе и получать налоговые возвраты вместе. Оплата налога семейными парами практикуется чаще всего тогда, когда у одного супруга высокий доход, а у другого — средний или низкий. Необходимо помнить, что система налогообложения доходов в Германии резко прогрессивная — от 3,8% — ставка на низкий доход до 36,72% — за высокий доход. Доходы, которые превышают 150 000 евро, облагаются по максимальной ставке 36,72% для одиноких и 31,45% — для семей. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай).
Основной вычет для человека равен 7 664 евро, а для семейной пары — 15 329 евро. Этот налоговый вычет из налогооблагаемого дохода рассчитывается как основные расходы человека на питание, жилье, коммунальные услуги. Ежегодно он изменяется в зависимости от стоимости жизни. Родители имеют право также на вычет в размере платы за первое образование после школы (до 4 000 евро в год). Это может быть как высшее образование, так и специальное.
В 2008 г. доля подоходного налога составила 32%. С 2006 по 2008г. просматривается тенденция к увеличению удельного веса данного налога с 29,37 до 32%, а в перспективе к 2010 до 34,3%. В абсолютном выражении к 2008 г. мы видим увеличение с 59,5 млрд. евро(2006 г.) до 69,4 млрд. евро( т.е. на 9,9 млрд. евро), а к 2010 прогнозируется увеличение еще на 7,29 млрд.
3. Обложение юридических лиц производится посредством налога на прибыль. В настоящее время с началом функционирования единого европейского внутреннего рынка во всех странах - членах Европейского Союза вводится единообразная ставка: минимальная - в размере 30%, максимальная - 40%. Доля налога на прибыль снижается в структуре налоговых доходов, хотя и незначительно с 8,69 в 2006 г. до 7,96 % в 2010г. В абсолютном выражении его сумма практически не изменяется в 2006-2010 гг.
4. Налог на сырую нефть. В 2008 г. его удельный вес составил 19,93%. Его удельный вес с 2006 к 2008 г. сократился с 21,03 до 19,93, к 2010 прогнозируется сокращение до 18,8%. В абсолютном выражении сумма налога колеблется незначительно. В 2007 он увеличился на 0,3 млрд. евро, к 2008 еще на 0,3 млрд. евро.
5. Прочие федеральные налоги. Их удельный вес с 2006 г. по 2008г. снижается с 10,56 до 10,42%, но к 2010 планируется увеличение его доли до 10,64%. В абсолютном выражении сумма растет (с 2006 к 2008 на 1,2 млрд. евро). К 2010 прогнозируется дальнейший рост еще на 1,2 млрд. евро.
6. Доля промыслового налога невелика - менее 1 %, но поскольку большая его часть перераспределяется в бюджеты общин, то он играет важную роль. Налог в относительном выражении увеличивает свою долю с 0,54 в 2006 до 0,58% к 2010г. в абсолютном выражении он увеличился к 2008 на 0,1 и к 2010г. прогнозируется увеличение еще на 0,1 млрд. евро.
7. Налог на табак в абсолютном и относительном выражении в динамике уменьшается. С 2006 по 2008 г. уменьшился на 0,2 млрд. евро, а к 2010 предполагается уменьшение еще на 0,1 млрд. евро. В относительном выражении его доля снизилась с 8,09 и как предполагается до 7,2% в 2010г.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что хотя в ФРГ наибольший удельный вес принадлежит НДС в структуре налоговых доходов(36,12%) все же преобладают прямые налоги. Значительный удельный вес составляют такие прямые налоги, как подоходный налог, налог на прибыль. Так же видно, что в ФРГ высокое налоговое бремя в сравнении с другими европейскими странами. Налоговые доходы составляют приблизительно 75%. Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности государственных предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно включаются многомиллиардная прибыль центрального банка ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, доходы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.
Проанализируем налоговые доходы РФ в 2006-2010 гг. и сравним с аналогичным периодом ФРГ. Налоговые доходы РФ в 2008г. составили 3298,76 млрд. руб. их объем уменьшился по сравнению с 2006,но прогнозируется увеличение в 2009-2010 гг. В 2010 на 1294,39 по сравнению с 2008г.
1. Налог на прибыль организаций. Эта статья в динамике растет. В абсолютном выражении мы видим, что с 2006 по 2008 увеличился на 23,5 млрд. руб., а к 2009 году происходит увеличение поступлений на 50,38 млрд. руб., к 2010 ещё на 52,52 млрд. руб., что составит 636,28 млрд. руб., в общем этот показатель к 2010 году увеличился в 2 раза по темпам роста. Удельный вес этого показателя снижается от 14,3 до 13,76%. В соответствии с изменениями в налоговом законодательстве, произошли изменения в поступлении средств в этот раздел доходов. Прогнозируется уменьшение налогооблагаемой базы налога на прибыль, но компенсируется увеличением по операциям с ценными бумагами, так же повлекли изменения по ставке налога, а так же налоговым контролем от скрывания прибыли.
2. Налоги и взносы
на социальные нужды. С 2006 по
2008 удельный вес показателя
В 2008 году прогнозируется в размере 435,79 млрд.руб., в 2010 году увеличится в 2 раза по отношению к 2009 году, составив 562,8 млрд.руб. Это в первую очередь связано с увеличение заработной платы бюджетникам, увеличением МРОТ, а так же достоверной информации о з/п.
3. Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые на территорию РФ. С 2006 г доля налога возросла с 28,5 до 42,6%. Доля этого раздела составляет 21,13% в 2008 году, в 2009 году составит 25,64%. К 2010 году увеличится на 1,64%. Прогнозируется, что в 2010 году сумма показателя возрастет на 802,41 млрд. руб. по отношению к 2008 году. В налоговом законодательстве произошли изменения, которые повлекли за собой дополнительные потери в поступлении налога на добавленную стоимость в связи с введением поквартальной уплаты налога (установление налогового периода по налогу на добавленную стоимость для всех налогоплательщиков независимо от размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) как квартал). Но в связи с проведением налоговыми органами мероприятий по укреплению платежной дисциплины происходит увеличение поступлений, а также увеличением акцизов на спиртосодержащую продукцию, табачную продукцию, рост поступлений акцизов на бензин.
4. Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мы видим, что удельный вес показателя возрастает с 16,9 в 2006 26,9% в 2008г. в перспективе его доля не изменится значительно. Сумма этого показателя вырастит от 888,97(2008) – 1 182,54 млрд. руб.(2010г) на 293,57 млрд.руб.. Что характерно этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др. Доля облагаемого оборота импорта с учетом применяемых льгот должна составить 87,5 процента от общего объема импорта.
5. Налоги, сборы и регулярные
платежи за пользование
Теперь можно сравнить
структура налоговых
2.2 Расходы федерального бюджета.
Одним из орудий воздействия
государства на процесс общественного
воспроизводства выступают
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета РФ и ФРГ на 2006-2008 гг. Из диаграммы (Приложение З) видно, что наибольший удельный вес принадлежит расходам на социальное обеспечение. Их удельный вес в 2008 г. составил 45,9 %. В динамике их удельный вес снижается, но незначительно(с 46,9 до 45,3%). В абсолютном выражении расходы на социальное обеспечение растут. В 2008 г. они составили 119,4 млрд. евро. До 2010 планируется увеличение на 2,4 млрд. евро(Приложение Ж). К этому разделу относятся следующие расходы: услуги пенсионного страхования, рынок рабочей силы, услуги для семей, дотации на аренду жилья, премии за строительство жилья, услуги жертвам войны, возмещение ущерба, сельскохозяйственная социальная политика и другое. Среди социальных расходов наибольший удельный вес принадлежит услугам пенсионного страхования(31,1%), рынку рабочей силы(8%).
Второе место по удельному весу занимают расходы на общее финансовое хозяйство. Доля этих расходов растет. С 24,7 в 2006г. до 26,7% в 2008 г. прогнозируется дальнейшее увеличение до 28,4 %. В суммарном выражении расходы по данному разделу так же возрастают с 62,7 в 2006 до 69,5 млрд. евро в 2008г. Прогнозируется до 2010г. их увеличение еще на 7,5 млрд. евро. К основным подразделам можно отнести процентные расходы, услуги снабжения, государственное имущество, правопреемство дел учреждений опеки и прочие. Среди расходов на общее финансовое хозяйство наибольший удельный вес занимают процентные расходы(65,6%) и услуги снабжения(21,1%). Между тем предусматривается относительное сокращение процентных расходов в результате начатой оптимизации портфеля долгов.
Третьей статьей по удельному весу являются расходы на оборону. В 2008 г. их доля составила 9,5%. В относительном выражении доля этих расходов остается постоянной. В абсолютном выражении расходы на оборону постепенно увеличиваются. В 2006г. они составляли 24,1 млрд. евро, к 2008 г. они увеличились на 695 млн. евро, к 2010 планируется их увеличение еще на 737 млн. евро. В разделе «оборона» выделяют два подраздела – военные расходы и дальнейшие оборонные расходы.
Исследования, образование, наука, культура. Доля данного раздела снижается с каждым годом. В 2006г. она составляла 4,8%, в 2008-4,5%, а к 2010-4,2%. В абсолютном выражении расходы по этому разделу так же снижаются. С 2006г. к 2008 они снизились на 496 млн. евро. К 2010г. прогнозируется их снижение еще на 389 млн. евро. Выделяется несколько подразделов: наука, исследования и развитие, высшие учебные заведения, стимулирование образования, стимулирование молодых научных кадров и профессиональное образование. Образование является приоритетным направлением.
Увеличение инвестиций в эту область рассматривается как существенная предпосылка для повышения производительности экономики, завоевания новых рынков и улучшения квалификации молодого поколения. Важным является создание «школ полного дня». Эта программа ориентирована прежде всего на аудиторию детей мигрантов к немецкой среде. Правительство уделяет большое внимание созданию равных условий получения образования. Кроме того в 2005 г. правительство начало реализацию программы по адаптации системы образования к требованиям Болонского процесса. Целью процесса адаптации, который должен быть завершен до 2010 г., по оценке правительства, является улучшение условий учебы, снижение числа не окончивших обучение и сокращение времени на обучение, интернационализация институтов, усиление автономии высшей школы. Для повышения результативности научных исследований вузов и для их внедрения в экономику принята соответствующая программа, в рамках которой в 2005—2010 гг. дополнительно выделяются бюджетные средства ведущим университетам в размере около 100 млн. евро в год. Такое же дополнительное финансирование предоставляется невузовским научным центрам. Правительство ожидает повышения качества, эффективности и продуктивности научно-исследовательской системы.
Информация о работе Бюджетная система Германии и Российской Федерации