Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 18:12, курсовая работа
Местные бюджеты играют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая вопрос формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня.
Введение
1 Характеристика местного бюджета, как одного из уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1.1 Общая характеристика местного бюджета, порядок его составления и утверждения
1.2 Содержание и принципы формирования доходов местного бюджета
1.3 Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета
2 Анализ исполнение местного бюджета (на примере бюджета г. Барнаула)
2.1 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по доходам (за 1997-1999гг.)
2.2 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по расходам (за 1997-1999 гг.)
2.3 Основные проблемы исполнения местных бюджетов
3 Предложения по совершенствованию системы исполнения местного бюджета
Заключение
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Характеристика местного бюджета, как одного из уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1.1 Общая характеристика местного бюджета, порядок его составления и утверждения
1.2 Содержание
и принципы формирования
1.3 Экономическое содержание и функциональное назначение расходов бюджета
2 Анализ исполнение местного бюджета (на примере бюджета г. Барнаула)
2.1 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по доходам (за 1997-1999гг.)
2.2 Анализ исполнения бюджета г. Барнаула по расходам (за 1997-1999 гг.)
2.3 Основные проблемы исполнения местных бюджетов
3 Предложения по совершенствованию системы исполнения местного бюджета
Заключение
ВВЕДЕНИЕ
Местные бюджеты играют важную роль в процессе социально-экономического развития России, обеспечивая финансирование основной сети детских дошкольных учреждений, школ, медицинских и социальных учреждений. Изучая вопрос формирования бюджетов муниципальных образований, выделяется два направления рассмотрения данного вопроса: во-первых, с точки зрения формирования бюджетов непосредственно на местах самоуправления, а во-вторых - с точки зрения органов власти вышестоящего уровня. В первом случае задачей стоящей перед местными властями является максимальный сбор налогов с целью покрытия расходов по видам деятельности, осуществляемыми муниципалитетами в соответствии с федеральным и городским законодательством. Задача стоящая, перед вышестоящими органами власти – это формирование минимального бюджета муниципального образования, т.е. формирование минимальной расходной части местных бюджетов. Поэтому важнейшим условием стабильности межбюджетных отношении является создание целостной системы формирования финансовой базы бюджетов всех уровней и особенно муниципальных бюджетов.
Принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. Проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и особенно местных органов самоуправления остается исключительно актуальной. За последние годы на местные бюджеты были переложены самые затратные статьи расходов: содержание жилого фонда, содержание и развитие водо -, энерго - и газоснабжения, здравоохранение, содержание дошкольного, среднего, средне-профессионального образования и ряд других расходов.
Анализ специальной литературы, проведенный в процессе подготовки курсовой работы, свидетельствует о том, что проблемы формирования и исполнения муниципальных бюджетов вот уже несколько лет находится в центре внимания как российских, так и зарубежных специалистов в сфере местного самоуправления.
Актуальность темы исследования бюджетов муниципальных образований в том, что становление механизмов и принципов внутрирегиональной бюджетной политики в современной России происходит на фоне недостатка средств у регионов, что приводит к определенного рода «деформациям» бюджетной политики внутри субъектов Российской Федерации, большой доли субъективности и случайности в распределении средств внутри регионов.
В связи с этим современная внутрирегиональная бюджетная политика оказывается направленной не на стимулирование развития региона и отдельных его частей, сглаживание различий между отдельными частями региона, а в основном на «затыкание дыр» в регионах.
Для регионов России характерно постепенное переложение все большей и большей доли расходов с регионального уровня на местный, но этот процесс не всегда сопровождается передачей на местный уровень власти и управления дополнительных источников доходов. Региональные органы власти стремятся, с одной стороны, сбросить расходы на нижестоящий уровень, но в то же время сохранить высокий уровень доходов и сосредоточить управление доходной части бюджетов на региональном уровне. Что наглядно видно на примере социальной реформы, введенной с 01 января., когда на местные бюджеты переложили выплату социальных дотаций, что из-за недостаточности финансовых средств привело к сокращению некоторых других социальных расходов, например, поддержка многодетных семей.
При этом были сокращены виды налоговых поступлений в местные бюджеты. Основными источниками доходов местных бюджетов в 2010 г. были местные налоги (земельный налог и налог на имущество физических лиц), и отчисления по нормативам от федеральных налогов и сборов, закрепленных за местными бюджетами Бюджетным кодексом РФ.
Цель курсовой работы – на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования и исполнения бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению. Исходя из сформулированной цели, при выполнении работы были поставлены задачи:
- рассмотреть принципы формирования доходов местного бюджета;
- рассмотреть
экономическое содержание и
- провести анализ исполнения местного бюджета по доходам;
- провести анализ исполнения местного бюджета по расходам;
- выявить основные проблемы исполнения местных бюджетов.
Объектом исследования в работе является местный бюджет города Барнаула. Предметом исследования является процесс формирования и исполнения муниципального бюджета за 2008-2010 гг.
В курсовой работе были использованы нормативные и законодательные акты, а также учебные пособия следующих авторов: Вахрин П.И.; Нешитой А.С.; Поляк Г.Б.; Ширкевич Н. А.; Фадеев В.И..
1 Характеристика местного бюджета, как одного из уровней бюджетной системы Российской Федерации.
1.1 Общая характеристика местного бюджета, порядок его составления и утверждения.
Бюджет – обозначает расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащим исполнению индивидуальным или коллективным объектом. Бюджет государственный – система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Определяющая
роль бюджета в социально-
Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уровней:
1.Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
2. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
3.Местные бюджеты, в том числе: бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
4. Бюджеты городских и сельских поселений.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования4.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификации РФ раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий.
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.
Проект бюджета муниципального образования составляется на основе прогноза социально-экономического развития в целях финансового обеспечения расходных обязательств и в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ и принимаемыми с соблюдением его требований муниципальными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Проект бюджета субъекта Российской Федерации (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
В случае если проект местного бюджета Российской Федерации составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального района) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта Российской Федерации (города).
В соответствии со статьей 174 Бюджетного Кодекса РФ к бюджетам муниципальных образований применимо понятие « среднесрочный финансовый план субъекта РФ (муниципального образования) ». [1, с.152].
1.2 Содержание и принципы формирования доходов бюджета
Доходы бюджетов, как установлено в Бюджетном кодексе РФ, – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления. В состав доходов бюджетов включаются налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов (рис.1).
Рисунок 1-Состав доходов бюджетов
Доходы бюджетов
формируются в соответствии с
бюджетным и налоговым законода
Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоги.
Налоговый кодекс, вступивший в силу с 1 января 2011 г., дает определение налога.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
К налоговым доходам относят федеральные, региональные, местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.
К неналоговым доходам относятся:
– доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
– доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
– средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
– доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
– иные неналоговые доходы.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. В состав неналоговых доходов включены также доходы в виде части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Эти нормы впервые введены БК РФ и направлены на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления.