Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа
Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса [1].
Таким образом, все принципы построения бюджетной системы взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Доходы бюджета – часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы бюджета представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования централизованного фонда денежных средств государства. Доходы бюджета заключаются в различных платежах, уплачиваемых физическими и юридическими лицами. Доходы также могут принимать форму безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Сущностными признаками доходов бюджета являются безвозмездность и безвозвратность. Доходы бюджета по экономическому признаку – это часть национального дохода государства. Состав и структура доходов бюджета в значительной степени определяются финансовой политикой государства [6].
Принципы организации системы доходов:
Для анализа структуры, состава и динамики доходов любого бюджета, оценки фискальной и стимулирующей роли того или иного доходного источника важное значение имеет классификация бюджетных доходов, то есть их группировка по выбранному признаку (критерию). Принято классифицировать доходы бюджетов различных уровней по следующим признакам:
Безвозмездные поступления в форме межбюджетных трансфертов подлежат учету в доходах того бюджета, которому эти средства предоставляются (см. приложение 4).
Расходы государственного бюджета – экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному признакам. Расходы бюджета – затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций и стоящих перед ним задач.
Расходы бюджетов определяются программами социально-экономического
развития Республики Беларусь и соответствующей
административно-
Экономическая сущность расходов бюджета проявляется по их видам, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой.
Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – показывает их величину.
Активная роль государства в экономической жизни общества, осуществлении социальных преобразований обусловливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов. Оно обусловлено рядом факторов:
Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.
Для выяснения роли и значения бюджетных расходов в экономической жизни общества их классифицируют по определенным признакам. Существуют несколько признаков классификации расходов бюджета.
Каждый из этих видов расходов присутствует в бюджете любого государства, а по выделяемым объемам финансирования можно говорить о приоритетах государственного экономического и социального развития.
Экономические расходы используются с целью государственного регулирования экономики и направлены в сферу материального производства. По их величине можно судить о степени государственного вмешательства в экономические процессы. В соответствии с бюджетной классификацией расходы на государственное регулирование экономики рассматриваются по функциональному и отраслевому признакам и осуществляются практически во всех отраслях и сферах материального производства.
Расходы на социальные нужды обеспечивают в первую очередь финансирование непроизводственной сферы: образование, здравоохранение, культуру, искусство. Особое значение имеют: проводимая государством социальная политика, финансирование социальных учреждений и программ, выделение социальной помощи малоимущим и нетрудоспособным слоям населения. Расходы бюджета на социальные нужды имеют не только социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы, обеспечивают физическое и духовное здоровье нации и служат вложениями в человеческий капитал.
Расходы на управление обеспечивают основную функцию государства – управление – и предусматривают обеспечение содержания органов государственного и местного управления, правопорядка, судебной власти. Много внимания уделяется расходам на содержание и обслуживание внутреннего и внешнего государственных долгов. Они возникают при использовании государственных долговых обязательств для покрытия бюджетного дефицита за счет внешних и внутренних источников финансирования.
Военные расходы включают расходы на национальную оборону и относятся к важнейшим государственным расходам, создающим национальную и государственную безопасность. К ним относят расходы на содержание армии, научно-исследовательские разработки в области обороны, создание и закупку военной техники и другие расходы, прямо или косвенно обеспечивающие военную мощь государства.
Расходы на внешнеэкономическую деятельность предусматривают осуществление мероприятий и финансирование программ по межгосударственному сотрудничеству: содержание дипломатических представительств, консульств, участие в международных общественных организациях, выставках, прочих международных мероприятиях, культурных и научных связях. К внешнеэкономическим расходам также можно отнести государственную поддержку экспортеров и расходы на финансирование внешнеторговых мероприятий.
Расходы на создание государственных запасов и резервов предусматриваются на случай непредвиденных обстоятельств, стихийных бедствий, военных действий и являются обязательной статьей расходов государственного бюджета.
Расходы определяются как государственные платежи, не подлежащие возврату, то есть которые не вызывают и не погашают финансовых требований. Расходы могут быть как на текущие цели, так и на осуществление капитальных затрат, и могут быть как возмездные, так и безвозмездные (односторонние), то есть все виды трансфертов.
Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающих текущее финансирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные расходы – расходы бюджетов, обеспечивающих инвестиционную деятельность. Они включают расходы, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, расходы на проведение капитального ремонта, создание государственных запасов и резервов и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
Дополнительно к указанным группам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетных общегосударственных программ.
Каждая из названных групп делится по ведомственному и целевому признакам.
Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов соответствующие министерства, учреждения, организации, получающие бюджетные ресурсы.
По целевому признаку бюджетные расходы делят на конкретные виды затрат. Важной проблемой осуществления целевых бюджетных расходов является их защищенность от обесценения в условиях высоких темпов инфляции на современном этапе развития экономики республики. Принцип защищенности предполагает финансирование ряда статей расходов бюджета в полном объеме с учетом их инфляционного увеличения. К защищенным статьям расходов относятся:
К незащищенным статьям расходов бюджета может быть применен механизм секвестра, заключающийся в пропорциональном сокращении расходов. К этим статьям может быть применен также и механизм блокирования, под которым понимается временная приостановка финансирования.
Основные задачи в области бюджетных расходов: