Бюджетная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2014 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.
Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.
Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

введение.doc

— 390.00 Кб (Скачать файл)

Расходы местных бюджетов в январе-сентябре 2011 года профинансированы в сумме 27,5 трлн рублей, что в номинальном выражении на 37,8% выше, чем за аналогичный период 2010 года.  

В январе-сентябре текущего года увеличился по сравнению с январем-сентябрем прошлого года удельный вес расходов, направленных на финансирование социальной сферы, в общих расходах местных бюджетов. При этом возросли расходы местных бюджетов на текущее функционирование организаций бюджетной сферы.

За январь-сентябрь 2011 года профицит местных бюджетов составил 1,9 трлн рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

В 2006–2010 годах последовательно проводилась работа по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику, упрощению налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.

Несмотря на эти достижения, невозможно говорить о завершении формирования бюджетной системы, которую необходимо развивать и совершенствовать в последующие годы.

Основными целями бюджетной политики на 2011–2015  годы являются повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне [9].

Для их достижения необходимо:

  • продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
  • повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов;
  • добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета;
  • создать эффективную систему управления государственными финансами.

Главными задачами в этой сфере являются:

  • совершенствование структуры и механизмов взимания установленных налогов и сборов с ориентацией на максимальное приближение по их составу и периодичности уплаты к налоговым системам развитых стран;
  • радикальное упрощение процедур налогового администрирования и контроля, укрепление позиций страны в мировых рейтингах;
  • концентрация бюджетных средств на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
  • оптимизация бюджетных расходов и повышение эффективности использования бюджетных средств;
  • снижение государственного долга республики.

В национальной налоговой системе предусматривается дальнейшее снижение налоговой нагрузки на экономику, то есть общее количество налогов должно быть сведено к 7–8 основным, построенным таким образом, чтобы не допускать их искажающего воздействия на экономику и обеспечивать достаточные поступления в бюджет [7].

Важными направлениями налоговой политики станут введение общепринятого в мировой практике механизма переноса убытков на будущие периоды, расширение сферы применения упрощенной системы налогообложения, совершенствование механизма взимания экологического налога и так далее.

Продолжится работа по совершенствованию налогового администрирования, в том числе за счет расширения сферы применения системы электронного налогового декларирования. Предусматривается активное внедрение международных стандартов финансовой отчетности.

Основой бюджетной политики является повышение эффективности расходования бюджетных средств и управления государственными финансами.

Решение поставленной задачи предусматривает концентрацию бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны, обеспечение прямой связи государственных расходов с достижением конкретных результатов.

Предполагается полностью ликвидировать бюджетные субсидии, предоставляемые отдельным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, организациям жилищно-коммунального хозяйства с переводом части расходов в адресные субсидии малообеспеченным группам населения. Бюджетные средства предусматривается использовать исключительно в соответствии с получаемыми обществом результатами по приоритетным направлениям структурных преобразований в экономике.

Отказ государства от финансирования направлений, где его участие необязательно и неэффективно, позволит увеличить расходы на социальную политику и бюджетную сферу. Расширение сети предоставляемых платных услуг должно осуществляться одновременно с адекватным увеличением доходов основной массы населения.

Государственная поддержка реального сектора экономики должна быть упорядочена, ограничена наиболее эффективными формами и направлена в основном на внедрение наукоемких, новых и высоких технологий.

Для повышения эффективности расходования бюджетных ресурсов предстоит оптимизировать сеть бюджетных учреждений.

В целях совершенствования управления бюджетной системой предусматривается переход бюджетов всех уровней к среднесрочному финансовому планированию, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов. Будут разработаны действенные стимулы повышения роли и ответственности регионов в реализации важнейших государственных задач путем расширения их финансовой самостоятельности.

Необходимо усилить социальную направленность бюджета, гарантирующую защиту населения в области занятости, образования, здравоохранения, культуры, пенсионного обеспечения, оказания адресной поддержки малообеспеченным слоям населения.

В области совершенствования межбюджетных отношений в прогнозируемом периоде будет обеспечена реальная децентрализация бюджетной системы с одновременной передачей на республиканский уровень всех финансовых обязательств общенационального характера и соответствующих им налоговых ресурсов. Должно быть проведено четкое разграничение расходов между уровнями бюджетной системы, повышена степень автономности налоговых полномочий, выработаны прозрачные процедуры распределения финансовой поддержки регионам. 

Проведение комплекса мероприятий по реформированию межбюджетных отношений позволяет обеспечить сбалансированность и стабильность региональных бюджетов, выравнивание уровней бюджетной обеспеченности и социально-экономического развития административно-территориальных единиц путём рационального перераспределения бюджетных потоков.

Предусматривается решение задачи сохранения государственного долга республики на экономически безопасном уровне. Ее реализация будет основана на дальнейшем совершенствовании механизма управления государственным долгом и повышении эффективности использования государственных займов, диверсификации финансовых инструментов государственных заимствований, создании системы управления долгом в органах местного управления и самоуправления.

Совершенствование процедур бюджетного учета и контроля включает меры по развитию методологической работы и внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы.

Помимо стратегических мер необходимо реализовывать и ряд мер оперативного характера, обеспечивающих экономию бюджетных средств.

К ним относятся:

  • усиление контроля  со стороны Министерства финансов за текущими расходами и повышение ответственности за это финансовых управлений на местах;
  • исключение фактов нецелевого использования бюджетных средств;
  • проведение текущего анализа эффективности расходов на соответствие целям и задачам экономического развития;
  • обеспечение своевременного возврата в республиканский бюджет выданных займов и ссуд;
  • привлечение в бюджет дополнительных доходов от вновь созданных предприятий.

Реформирование налоговой системы с одновременной оптимизацией бюджетных расходов позволит к концу пятилетия снизить налоговую нагрузку до 26 процентов к ВВП. Дефицит консолидированного бюджета в 2015 году прогнозируется на уровне не более 1,5 процента к ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неотъемлемой частью функционирования любого государства является бюджетное устройство. Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы ее построения.

Бюджетное устройство содержит три составляющих элемента: бюджетную систему; принципы построения бюджетной системы; обусловленность административно-территориальным делением.

Бюджетная система определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь – унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами, каждая из них имеет свой бюджет.

Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.

Важнейшими принципами бюджетной системы являются: единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов.

В бюджетную систему как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он является основным финансовым планом формирования и расходования денежных средств для обеспечения функций республиканских органов государственной власти и управления.

Местные бюджеты представляют собой финансовый план формирования и использования денежных средств местного управления и самоуправления.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы служат финансовой базой деятельности государства, расходы – удовлетворению общегосударственных потребностей.

В основе распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы лежит необходимость достаточности средств для обеспечения нормального функционирования государства в целом и всех входящих в него административно-территориальных единиц. Распределение расходов и доходов в бюджетной системе происходит исходя из сфер ведения Республики Беларусь и местного самоуправления.

 

В 2006–2010 годах последовательно проводилась работа по снижению уровня налоговой нагрузки на экономику, упрощению налоговой системы, сохранению устойчивости и стабильности бюджетной системы, повышению эффективности бюджетных расходов.

Несмотря на эти достижения, невозможно говорить о завершении формирования бюджетной системы, которую необходимо развивать и совершенствовать в последующие годы.

Основными целями бюджетной политики на 2011–2015  годы являются повышение конкурентоспособности применяемой в республике налоговой системы при безусловном выполнении расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и долговых обязательств страны на экономически безопасном уровне.

Для их достижения необходимо:

  • продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности;
  • сконцентрировать бюджетные средства на приоритетных направлениях социально-экономического развития страны;
  • повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов;
  • исключить факты нецелевого использования бюджетных средств;
  • добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета;
  • создать эффективную систему управления государственными финансами;
  • снизить государственный долг республики.

Особенно важным на сегодняшний день является создание современных механизмов формирования и использования бюджетных ресурсов в нестабильных условиях экономики. Нынешние экономические реалии во-первых, обусловлены обстоятельствами финансового кризиса и слабостью банковской и расчетной систем, а, во-вторых, сопровождаются недостаточно согласованной финансово-экономической политикой на различных уровнях власти.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь от  16 июля 2008 г. № 412-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15 окт. 2010 г. № 175-З // Право [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  2. О республиканском бюджете на 2011 год: Закон Республики Беларусь, 15 октября 2010 г., №176-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  3. О республиканском бюджете на 2010 год: Закон Республики Беларусь, 29 декабря 2009 г., №73-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. правовой интернет-портал Респ. Беларусь. – Минск, 2011.
  4. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011–2015 годы.
  5. Тетерина, Л.М. Государственный бюджет: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности «Финансы и кредит»/ Л.М. Тетерина, Т.И. Бохан. – Мн: Изд-во МИУ, 2008. – 220 с.
  6. Бондарь, А.В. Макроэкономика: учебное пособие. – Мн.: БГЭУ, 2007. – 415 с.
  7. Матяс, А.Н. Отдельные проблемы формирования и исполнения бюджета РБ / А.Н. Матяс // Белорусский банковский бюллетень. – 2011 – № 39. – C. 44–46.
  8. Министерство финансов Республики Беларусь, Бюджет Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/bud11/. – Дата доступа: 05.11.2011.
  9. Министерство финансов Республики Беларусь, Бюджетная политика Респ. Беларусь [Электронный ресурс]. – 2011. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/. – Дата доступа: 09.11.2011.

Информация о работе Бюджетная система Республики Беларусь