Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 15:56, курсовая работа
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
1.Сущность и принципы построения бюджетной системы РФ
2.Бюджетная классификация
3.Межбюджетные отношения
4.Бюджетный процесс РФ
- целевые займы и вклады;
- государственные внутренние займы 1991 и 1992 гг.;
- государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР;
- казначейские обязательства;
- государственные ценные бумаги, обеспеченные золотом;
- ГКО;
- ОФЗ-ПК и т.д.
Классификация видов
государственного внешнего долга РФ
- это группировка
- кредиты, полученные от правительств иностранных государств;
- кредиты, полученные от иностранных коммерческих банков и фирм;
- кредиты, полученные от международных финансовых организаций.
3 Межбюджетные отношения
Межбюджетные отношения - это отношения между органами государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления. Они строятся на следующих принципах:
- сбалансированность
интересов всех участников
- самостоятельность бюджетов всех уровней;
- законодательное разграничение
расходных полномочий и
- объективное перераспределение
средств между бюджетами для
выравнивания уровня бюджетной
обеспеченности регионов и
- единство бюджетной системы;
- равенство всех бюджетов РФ.
Острой и трудноразрешимой проблемой остается оптимизация многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет, бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские, районные и т.п.). Основополагающий принцип бюджетного федерализма состоит в том, что каждый субъект РФ располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий в строгом соответствии с законодательством.
Межбюджетные отношения регулируются.
Бюджетное регулирование - это процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов, осуществляемый с учетом государственных минимальных социальных стандартов.
Бюджетный кодекс РФ четко разграничил доходы и расходы по бюджетам различных уровней.
Доходы бюджетов можно разделить на две группы:
- собственные доходы бюджетов - доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами;
- регулирующие доход - федеральные и региональные налоги и платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений в процентах в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года). Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня, который передает регулирующие доходы.
Одним из методов бюджетного регулирования является оказание прямой финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему. кредиты юридическим лицам Формы оказания прямой финансовой поддержки: субвенции, дотации, субсидии, кредиты, ссуды.
Субвенция - фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездной и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов бюджетов. Субвенция имеет две особенности. Во-первых, она используется в течение оговоренного срока, при просрочке субвенция подлежит возврату предоставившему ее органу. Во-вторых, ее используют для выполнения конкретных целей.
Дотация выдается единовременно и без целевого назначения в случаях, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для покрытия текущих расходов.
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам на возвратной и возмездной основе.
Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основе на срок не более 6 месяцев в пределах финансового года.
В 1994 г. в России был введен новый механизм межбюджетных отношений. Был создан Федеральный фонд поддержки регионов (ФФПР) за счет отчислений части НДС, поступающей в федеральный бюджет. Регионы получают из этого фонда трансферты (перевод средств в бюджеты нижестоящего территориального уровня из фонда поддержки регионов). Регионы делились на три группы, с выделением нуждающихся и особо нуждающихся регионов.
В Концепции расходные полномочия распределены между бюджетами.
Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:
- федеральные органы государственной власти;
- федеральную судебную систему и международную деятельность в общефедеральных интересах;
- оборону, безопасность государства и конверсию;
- фундаментальные исследования и научно-технический прогресс;
- государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
- содержание учреждений в федеральной собственности или ведении федеральных органов государственной власти;
- обслуживание и погашение государственного долга РФ;
- компенсацию внебюджетным
фондам выплаты пенсий и
- пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
- реализацию решений
федеральных органов,
- осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
- проведение выборов и референдумов РФ;
- федеральные инвестиционные программы;
- финансовую поддержку субъектов Федерации и др.
Исключительно из бюджетов
субъектов Федерации
- органы государственной власти и управления субъектов Федерации;
- формирование их собственности;
- международные и
- предприятия и организации,
находящиеся в ведении органов
государственной власти
- дорожную сеть регионального значения; на средства массовой информации субъектов РФ;
- обслуживание и погашение долга субъектов; на проведение выборов и референдумов на их территории;
- региональные целевые программы;
- финансовую помощь местным бюджетам;
- осуществление государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
- компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате принятия органами власти субъектов РФ решений, которые повлекли увеличение бюджетных расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, и др.
Исключительно из бюджетов муниципальных образований финансируются расходы на:
- органы местного самоуправления;
- формирование муниципальной собственности и управление ею;
- учреждения образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, СМИ, находящихся в муниципальной собственности или ведении органов местного самоуправления;
- муниципальные органы охраны общественного порядка;
- муниципальное жилищно-коммунальное хозяйство;
- муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
- благоустройство и озеленение территории, утилизацию и переработку бытовых отходов;
- содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;
- транспортное обслуживание населения и муниципальных учреждений;
- целевые программы, принимаемые органами местного самоуправления;
- обслуживание и погашение муниципального долга;
- целевое дотирование населения;
- проведение муниципальных выборов и местных референдумов и др.
Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований финансируются расходы на:
- государственную поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
- правоохранительную деятельность и противопожарную безопасность;
- научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
- социальную защиту населения;
- охрану окружающей среды, охрану и воспроизводство природных ресурсов;
- предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
- рыночную инфраструктуру;
- развитие федеративных и национальных отношений;
- средства массовой информации;
- финансовую помощь другим бюджетам и т.д.
Налоговые доходы следующим образом разграничены в Концепции между бюджетами разных уровней:
Федеральные налоги:
- налог на добавленную стоимость
-налог на прибыль (доход)
-налог на доход от капитала
-подоходный налог с физических лиц
-акцизы на минеральное сырье и на отдельные товары и услуги
-таможенная пошлина
-налог на дополнительный доход от добычи углеводородов
-налог за пользование недрами
-сбор за право пользования объектами животного мира, водными, биологическими ресурсами, водный и лесной налоги
-налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы
-экологический налог
-государственная пошлина
-федеральные лицензионные сборы.
Кроме того, федеральным
законодательством могут
Региональные налоги (их вправе вводить субъекты Федерации на своей территории):
-налог на имущество предприятий и организаций
-дорожный и транспортный налоги
-налог с продаж, налог на игорный бизнес
-региональные лицензионные сборы
-налог на недвижимость
-заменяющий налог на имущество предприятий и организаций
-налог на имущество физических лиц и земельный налог.
В федеральном законодательстве предусмотрены нормы, обеспечивающие зачисление основной части поступлений от конкретного налога в местные бюджеты, а также право органов местного самоуправления определять (в пределах законодательно установленных ограничений) налогооблагаемую базу, налоговые ставки и льготы;
Местные налоги (их вправе вводить органы местного самоуправления на территории муниципального образования):
-земельный налог
-налог на имущество физических лиц
-налог на наследование и дарение
-налог на рекламу
-местные лицензионные сборы.
Поступления от отдельных федеральных налогов должны распределяться между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации по единым базовым нормативам, закрепленным в федеральном законодательстве не менее чем на 3 года. Аналогичный срок предусмотрен и для распределения поступлений от федеральных и региональных налогов между бюджетами субъектов Федерации и местными бюджетами на основе базовых (минимальных) нормативов, закрепленных за бюджетами муниципальных образований.
4 Бюджетный процесс РФ
Бюджетный процесс - это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс строится в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят:
- финансовые органы (Министерство финансов, Федеральное казначейство, Налоговая инспекция и др.);