Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение.............................................................................................................3
1. Бюджет и бюджетная система РФ................................................................4
1.1 Основные функции бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации..............................................................................................4
1.2 Принципы бюджетной системы.............................................................5
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов................................................................................................6
2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации...............10
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации..................................10
2.2 Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения..................................................................................12
3. Бюджетный процесс и его стадии...............................................................16
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс.............................16
3.2 Составление проектов бюджетов........................................................18
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов.............................................19
3.4. Исполнение бюджетов.........................................................................21
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.23
4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.....................................................................................24
Заключение.......................................................................................................28
Список использованной литературы.............................................................29
Расходы
бюджетов в зависимости от их экономического
содержания подразделяются на текущие
расходы (обеспечение текущих
При
этом под дотацией понимается средства,
предоставляемые бюджету
В
любом бюджете доходы и расходы
должны быть сбалансированы. При дефиците
бюджета - превышении расходов над доходами
- должны быть указаны источники
финансирования дефицита.
2.
Характеристика бюджетной
системы Российской
Федерации
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Правительство
представило в Госдуму
В
проект заложены серьезные предпосылки
по созданию условий для развития
отечественных
Основные параметры проекта федерального бюджета - 99
Доходы – 473, 8 млрд. руб.
Расходы – 575 млрд. руб.
Дефицит бюджета – 101, 4 млрд. руб.
Курс валюты – 21, 7 руб. за 1 доллар.
Инфляция – 30 % в год.
Спад ВВП – 3 %.
Первичный профицит – 1, 64 % ВВП.
Кредиты МВФ – 4 - 4, 5 млрд. дол.
Эмиссия – 32, 6 млрд. руб.
Складывающаяся
ситуация в экономике требует
незамедлительных мер по реформированию
налоговой системы, снижению и перераспределению
фискального бремени, созданию на этой
основе возможностей для хозяйственной
активности отечественных
Доля налоговых доходов в общем объеме составляет 84, 3 процента.
Налоговые
поступления в федеральный
Внутренние источники финансирования дефицита бюджета ограничены главным образом потому, что подорвано доверие к государству как к заемщику. Наряду с согласованием порядка реструктуризации обязательств, восстановлением вторичного рынка государственного долга во втором полугодии предусматривается первичное размещение на рынке государственных бумаг на сумму 17, 9 млрд. руб.
Одним
из источников финансирования дефицита
федерального бюджета являются доходы
от продажи имущества, находящегося
в государственной и
Финансовые кредиты МВФ (2,9 млрд. долларов) и Международного банка реконструкции и развития (1,6 млрд. долларов) будут основными источниками внешнего финансирования дефицита федерального бюджета. Предоставление этих средств обусловлено выполнением комплекса мер в структурной политике, а также зависит от принятия обязательств Россией по макроэкономическим показателям в рамках программы МВФ.
В результате девальвации рубля произошел рост государственного долга с 52 до более 120 процентов ВВП, при этом доля внешней задолжности возросла с 60 до 85 процентов от общего объема долга. Не остановив эту тенденцию страна не сможет в ближайшее время выбраться из долговой кабалы. Реализация предусмотренной в проекте бюджета политики позволит сократить на конец 1999 года долю государственного долга до 108 процентов ВВП. Такая политика должна быть продолжена и в ближайшие годы.
Федеральный бюджет - составная часть бюджетной системы государства. Его оптимальные параметры не будут результативными если субъекты РФ не примут аналогичные меры по оптимизации своих бюджетов, оздоровлению региональных финансов. Условия для этого имеются. В консолидированном бюджете доходы федерального центра и субъектов федерации находятся в пропорции 50/50 процентов, при этом изменения налогового законодательства позволяют сформировать региональные доходы и расходы исходя из достаточной финансовой базы.
В новом году определяющим в бюджетной политике будет решение следующих задач:
2.2 Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения
В послании Президента РФ Правительству РФ «О бюджетной политике на 1999 год» поставлена задача, чтобы уже в 1999 году в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Российская модель бюджетного федерализма опирается на конституционно декларированное распределение предметов ведения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями и исходит из законодательно установленной структуры разделения между всеми уровнями власти собираемых в государстве налогов. В ее рамках используется механизм бюджетного выравнивания с помощью федеральных трансфертов субъектам Федерации. Однако заимствованные из мирового опыта методы выравнивания региональных различий по критерию «бюджетной обеспеченности», предполагающие сближение уровней социального развития регионов за счет федеральных трансфертов на практике столкнулись с рядом проблем, основная из которых - проблема сравнительной оценки уровней социально-экономического развития регионов и определения объемов финансовой помощи региону.
Острота противоречий по бюджетным вопросам между центром и субъектами РФ, как и последних с органами местного самоуправления, не снижается. Среди причин можно выделить следующие:
Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1998 года № 1112 закреплены меры по дополнительной финансовой поддержки депрессивных регионов. Распределение средств федерального бюджета, направляемых на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней для поддержки депрессивных регионов осуществляется на основе единой методологии для каждого субъекта РФ. В предлагаемом расчете собственные доходы регионов увеличиваются на сумму ожидаемой финансовой поддержки в виде трансфертов дополнительной помощи и средств по временным расчетам (предусмотренных в федеральных программах по развитию регионов). В общую сумму доходов входит 20-ти процентная недоимка по платежам в бюджеты субъектов РФ.
Таким образом, реформирование системы межбюджетных отношений является на сегодняшний день необходимым и крайне своевременным шагом. Концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 г. и на период до 2001 г., одобренной Правительством РФ 23. 04. 98, предусмотрен целый комплекс необходимых мероприятий. Программа стабилизации экономики и финансов также содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, в числе которых:
Следует
также отметить, что принятие нового
Бюджетного кодекса Российской Федерации
названо данной Программой в числе условий
для преодоления финансового кризиса
(БК РФ входит в состав предложенного Правительством
антикризисного пакета нормативных актов)
и, несомненно, имеет огромное значение
для нормализации бюджетных отношений
в Российской Федерации.
3.
Бюджетный процесс
и его стадии