Бюджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:49, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.

Содержание работы

Введение.............................................................................................................3

1. Бюджет и бюджетная система РФ................................................................4

1.1 Основные функции бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации..............................................................................................4

1.2 Принципы бюджетной системы.............................................................5

1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов................................................................................................6

2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации...............10

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации..................................10

2.2 Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения..................................................................................12

3. Бюджетный процесс и его стадии...............................................................16

3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс.............................16

3.2 Составление проектов бюджетов........................................................18

3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов.............................................19

3.4. Исполнение бюджетов.........................................................................21

3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.23

4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.....................................................................................24

Заключение.......................................................................................................28

Список использованной литературы.............................................................29

Файлы: 1 файл

бюджетная система РФ.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)
ign="justify">   Уполномоченный  исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые  отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.

   Важнейшая задача исполнения бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступления  налогов и других доходов в  целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий  в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.  

   3.5 Составление отчетов  об исполнении  бюджетов и их  утверждение

   Рассмотрение  и утверждение отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового  контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий контроль).

   Для контроля за исполнением бюджета  ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует  также в предварительном контроле - при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета).

   Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.

   Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

  • отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
  • отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
  • отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
  • отчетом о доходах, полученных от использования гос. имущества;
  • сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
  • годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
  • реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
  • отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

   Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год  в течение 1, 5 месяцев после представления  отчета в ГД, используя материалы  и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1, 5 месяцев после получения заключения Счетной палаты, после чего принимает решение об утверждении или отклонении отчета.  

   4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования

   Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.

   Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

   В качестве критериев эффективности  бюджетной политики можно предложить следующие:

  • уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;
  • уровень выполнения бюджетных обязательств;
  • величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;
  • объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;
  • уровень монетизации бюджетного дефицита;
  • величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;
  • динамику валового внутреннего продукта;
  • уровень безработицы;
  • степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

   В условиях России к вышеназванным  показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

  • масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты);
  • величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования;
  • величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

   Основные  направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные Министерством  финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:

  • осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемости налогов;
  • осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;
  • полномасштабный переход на казначейское исполнение бюджетов РФ и ее субъектов, местных бюджетов и внебюджетных фондов;
  • сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных обязательств;
  • сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;
  • снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценных бумаг процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный сектор экономики;
  • совершенствование межбюджетных отношений.

   Анализ  экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Заключение 

   Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

   Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

   Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.  
 

   СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ 17. 07. 98.
  2. ФЗ от 26. 11. 98 № 181-ФЗ «О бюджете развития Российской Федерации»
  3. ФЗ от 15. 08. 96 № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
  4. Закон РСФСР от 10. 10. 91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
  5. Приказ МФ РФ от 6. 01. 98 г. № 1н «О бюджетной классификации Российской Федерации»
  6. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики России в 1994-1997 г. г. // Вопросы экономики, 1998, № 2.
  7. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 1998, № 3.
  8. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.
  9. Лушин С. И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998, № 5.
  10. Максимова Н. С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 1998, № 6.
  11. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы, 1997, № 11.
  12. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1997, № 5.
  13. Петров В. А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы экономического роста // Финансы, 1997, № 11.
  14. Петров В. А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года // Финансы, 1998, № 5.
  15. Пронина Л. И. О местных финансах в проекте Бюджетного кодекса // Финансы, 1998, № 6.
  16. Пыхова И. А. К решению проблем межбюджетных отношений на территории // Финансы, 1998, № 6.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л. А. Дробозина, Л. П. Окунева, Л. Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  18. Финансы: Учебное пособие / А. М. Ковалева, Н. П. Баранникова, В. Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А. М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 1997.
  19. Хурсевич С. Н. Перспективы денежного и неденежного исполнения бюджетов в России // Финансы, 1998, № № 5, 6.
  20. Экономическое обозрение: Финансовые рынки. - 1998, № 71 - М., ДиалогБанк.
  21. «О сбалансированном проекте федерального бюджета на 1999 год»// Экономика и жизнь, 1998, № 52.
  22. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия. М. «Банки и биржи», ЮНИТИ 1995.

Информация о работе Бюджетная система РФ