Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:49, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных функций бюджетной системы и бюджетного процесса, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере государственного бюджета (бюджетной системы и бюджетного процесса) Российской Федерации.
Введение.............................................................................................................3
1. Бюджет и бюджетная система РФ................................................................4
1.1 Основные функции бюджета и бюджетного устройства Российской Федерации..............................................................................................4
1.2 Принципы бюджетной системы.............................................................5
1.3 Бюджетная классификация, доходы и расходы, сбалансированность бюджетов................................................................................................6
2. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации...............10
2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации..................................10
2.2 Межбюджетные отношения - современная ситуация, проблемы и пути их решения..................................................................................12
3. Бюджетный процесс и его стадии...............................................................16
3.1 Бюджетное планирование и бюджетный процесс.............................16
3.2 Составление проектов бюджетов........................................................18
3.3 Рассмотрение и утверждение бюджетов.............................................19
3.4. Исполнение бюджетов.........................................................................21
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.23
4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования.....................................................................................24
Заключение.......................................................................................................28
Список использованной литературы.............................................................29
Важнейшая
задача исполнения бюджета - обеспечение
полного и своевременного поступления
налогов и других доходов в
целом и по каждому источнику,
а также финансирование мероприятий
в суммах и сроки, утвержденные бюджетом.
3.5 Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение
Рассмотрение
и утверждение отчета об исполнении
бюджетов является одной из форм финансового
контроля, осуществляемого
Для
контроля за исполнением бюджета
ФС РФ образует специальный орган -
Счетную палату (данный орган участвует
также в предварительном
Отчет об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. Ответственным за составление отчета об исполнении федерального бюджета является Министерство финансов РФ.
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
Счетная
палата проводит проверку отчета об исполнении
федерального бюджета за отчетный год
в течение 1, 5 месяцев после представления
отчета в ГД, используя материалы
и результаты проведенных проверок
и ревизий. Государственная Дума рассматривает
отчет об исполнении федерального бюджета
в течение 1, 5 месяцев после получения
заключения Счетной палаты, после чего
принимает решение об утверждении или
отклонении отчета.
4. Бюджетная политика Российской Федерации и направления ее совершенствования
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года.
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:
В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:
Основные направления бюджетной политики до 2001 г., разработанные Министерством финансов РФ, в качестве приоритетных направлений бюджетной политики называют следующие:
Анализ
экономики России за последние несколько
лет позволяет подтвердить действенность
и в российских условиях важнейших составляющих
успешной бюджетной политики, определенных
на основе международного опыта. Это -
базирующаяся на реалистичном уровне
государственных обязательств политика
жесткого ограничения государственных
расходов, обеспечивающая низкий уровень
(или полное отсутствие) бюджетного дефицита,
способствующая поддержанию на кредитном
рынке низких процентных ставок, увеличению
финансирования частного сектора. Такая
политика содействует достижению устойчивых
темпов экономического роста, снижению
безработицы, а следовательно, и повышению
уровня народного благосостояния.
Заключение
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако
именно бюджет, показывая размеры
необходимых государству
Таким
образом, бюджет, объединяя в себе основные
финансовые категории (налоги, государственный
кредит, государственные расходы), является
ведущим звеном финансовой системы любого
государства и играет как важную экономическую,
так и политическую роль в любом современном
обществе.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ