Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:33, реферат
Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Введение
1. Социально-экономическая сущность бюджета
2. Структура бюджетной системы
3. Принципы построения бюджетной системы РФ
4. Бюджетная классификация
Заключение
Список используемой литературы
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) в сумме составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет муниципального района.
В отличие от законодательно утверждаемых бюджетов субъектов федерации и федерального бюджета, консолидированный бюджет не является законом. Он, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функ-цию. То есть консолидированный бюджет в большей степени используется как счетная единица для свода статистических данных и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консолидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные консолидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.
3. Принципы построения бюджетной системы РФ.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Основными принципами
1. Принцип единства бюджетной
системы Российской Федерации.
Этот принцип означает
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между
3. Самостоятельность бюджетов.
Принцип самостоятельности
а) право законодательных
(представительных) органов государственной
власти и органов местного
самоуправления самостоятельно
осуществлять бюджетный
б) наличие собственных
источников доходов оборотов
каждого уровня бюджетной
в) законодательное
закрепление регулирующих
г) право органов
государственной власти и
4. Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов,
бюджетов государственных
Этот принцип
означает, что все доходы и
расходы бюджетов и иные
Налоговые кредиты,
отсрочки и рассрочки по
5. Принцип сбалансированности
бюджетов. Сбалансированность бюджетов
означает, что объем предусмотренных
расходов должен
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств.
Принцип эффективности
и экономности использования
бюджетных средств означает, что
при составлении бюджетов и
использовании бюджетных
7. Принцип гласности.
Принцип
гласности означает
8. Принцип достоверности бюджета.
Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей прогнозов
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств — из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
4. Бюджетная классификация.
Бюджетная классификация
Российской Федерации является группировкой
доходов, расходов и источников финансирования
дефицитов бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации, используемой для
составления и исполнения бюджетов,
составления бюджетной
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
классификацию доходов бюджетов;
классификацию расходов бюджетов;
классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
классификацию операций
публично-правовых образований
Умелое использование данных, сгруппированных по элементам бюджетной классификации позволит видеть реальную картину движения финансовых ресурсов и активно влиять на ход социально-экономических процессов, происходящих в экономике и в обществе. Сопоставление, сравнение и анализ соответствующих показателей бюджетов даст возможность сделать объективные выводы об эффективности бюджетной системы и сформулировать предложения на ее реформирование или на целенаправленное, экономичное и эффективное использование бюджетных ресурсов. Детализация группировки доходов и расходов облегчит проводку бюджетных данных, упростит контроль за исполнением бюджетов и целевым расходованием финансов. Кроме того, в условиях широкой самостоятельности всех звеньев бюджетной системы это позволит использовать единые подходы к составлению и применению в практике всех бюджетов единых показателей и форм документации по учету и отчетности.
Бюджетная классификация позволяет обеспечить:
– действенный учет поступления денежных средств в бюджеты и их расходование в соответствии с планами территориальных образований;
– целенаправленное использование
сгруппированных доходов и
– реальную, четкую и прозрачную картину движения бюджетных ресурсов по сгруппированным направлениям бюджетной классификации на любом уровне бюджетной системы;
– своевременное регулирование бюджетного процесса в условиях изменений, происходящих в обществе, в его социальной и экономической сферах деятельности;
– сопоставление плановых и отчетных данных, сравнение и анализ соответствующих показателей с целью внесения предложений по формированию, использованию или уточнению бюджетных ресурсов, их сосредоточению на более важных, первоочередных задачах социально-экономического развития;
– определенную детализацию группировки доходов и расходов в интересах облегчения проверки и контроля бюджетных средств;
– сопоставление смет однородных организаций, учреждений и ведомств территориальных бюджетов в целях улучшения процесса планирования расходной части бюджета;
– определение динамики поступлений и удельного веса различных видов доходов и расходов или степени удовлетворения потребностей территориальных образований, ведомств и учреждений;
– создание условий для
объединения бюджетов и смет в
общие своды в интересах
– сопоставление доходов с расходами с целью определения финансово-бюджетной политики в области социально-экономического развития государства или территориального образования;
– единый методологический подход к составлению и исполнению бюджетов в интересах сравнимости бюджетных показателей в социальной и экономической сферах деятельности.
Заключение:
Самым важным инструментом,
через который государство
Местные финансы, органы
местного самоуправления
Бюджетный процесс,
который продолжается без
Процесс составления
бюджета может серьезно
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ
2. В.М. Живалов. Финансовая система России. М., 2008.
3. Сайт «Консультант Плюс»
http://www.consultant.ru/