Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:15, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Экономическая сущность и функции бюджета. Бюджетное устройство
Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Сущность, причины и формы бюджетного дефицита
2.2. Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2007 ГОД
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……...
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
В функции распределения (перераспределения) роль бюджетного дефицита состоит в регулировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжении государства сверхустоявшихся и заранее установленных финансовых пропорций. Фондообразующая функция бюджетного дефицита проявляется в формировании определенного добавочного фонда централизованных бюджетных ресурсов за счет перераспределения финансовых ресурсов других звеньев финансовой системы. Стимулирующая функция бюджетного дефицита реализуется в заинтересованности государства, общественных и частных субъектов экономических отношений в эффективном функционировании всей бюджетно-финансовой системы и эффективном использовании источников бюджетного дефицита мобилизуемых через этот механизм финансовых ресурсов. Контрольная функция бюджетного дефицита отражает необходимость сбалансированности финансовых потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления финансовой системы, изъятия ВВП посредством налогов, установленных государством.
Понятие дефицита (профицита) применимо не только к бюджетной системе Российской Федерации, но и к государственным внебюджетным фондам, финансам (бюджетам) корпораций, холдингов, банков. Многоуровневый характер бюджетного устройства страны допускает реальную возможность появления дефицитов в нижестоящих звеньях. В системе государственных и муниципальных финансов могут иметь место следующие виды бюджетных дефицитов: консолидированного и федерального бюджета страны; консолидированных бюджетов субъектов Федерации; республиканских, краевых, областных, окружных бюджетов; государственных внебюджетных фондов (пенсионного, социального страхования; обязательного медицинского страхования); внебюджетных фондов субъектов Федерации; внебюджетных фондов органов местного самоуправления.
В многоуровневой и децентрализованной
бюджетной системе нередко
Поэтому, несмотря на самостоятельность бюджетов, регулирование бюджетных дефицитов в Российской Федерации должно строиться на единой концептуальной основе и решаться при эффективном взаимодействии бюджетов всех уровней.
Дефицит государственного
бюджета не является однозначно негативным
явлением. Его характер и роль должны
оцениваться с учетом причин возникновения,
направлений и целей
Существуют разнообразные
источники финансирования
По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно разделить на собственные и заемные. К собственным источникам относятся поступления ресурсов от имущества, находящегося в собственности государства и местного самоуправления. Поступления от этих источников носят безвозвратный характер. Заемные источники привлекаются как временно свободные ресурсы финансового рынка и носят возвратный характер, относятся на увеличение государственного долга, требуют процентных расходов по их обслуживанию.
Табл. 1
Источники финансирования дефицита федерального бюджета.
Внутренние источники | |||||
Поступления от продажи государственного имущества, в том числе от реализации запасов драгоценных металлов и драгоценных камней |
Кредиты банковской системы
|
Государственные займы на финансовом рынке
|
Бюджетные ссуды
|
Изменения остатков на счетах в банках (-,+)
| |
Внешние источники | |||||
Кредиты международных финансовых организаций |
Кредиты правительств иностранных государств |
Государственные займы от размещения ценных бумаг за рубежом |
Кредиты иностранных банков и фирм |
Заемные источники классифицируются на внутренние и внешние. По способу привлечения относятся к кредитам и займам, имея в виду, что кредиты предоставляются на основе договоров и соглашений, а займы реализуются посредством эмиссии государственных бумаг.
Основными особенностями финансирования дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является ограничение (запрещение) их доступа к внешним источникам и отсутствие у них ресурсов от реализации запасов валютных ценностей (драгоценных металлов и драгоценных камней), поскольку большинство субъектов Федерации и тем более органов местного самоуправления не имели ни экономической, ни правовой возможности реализовывать соответствующие фонды, за исключением отдельных регионов, которым такое право было временно предоставлено некоторым субъектам Российской Федерации в соответствии с договорами о разграничении полномочий с федеральным центром.
Источники финансирования дефицита бюджетов на всех уровнях утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит статью, ограничивающую суверенитет России в использовании ее золотовалютных ресурсов в финансировании бюджетного дефицита. Кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
Источники финансирования бюджетного дефицита взаимосвязаны со способами дефицитного финансирования. Способы финансирования дефицита характеризуются специфическими финансовыми инструментами и технологиями, посредством которых финансовые ресурсы из других финансовых сфер и финансовых потоков попадают в бюджетную систему государства. Используются следующие способы финансирования дефицита государственного бюджета:
Реальными источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 1999-2001гг. являлись поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг (государственных краткосрочных облигаций – ГКО и облигаций федеральных займов – ОФЗ), поступления от приватизации объектов госсобственности и реализации драгметаллов и драгоценных камней из государственных запасов. Они использовались на обслуживание и погашение госдолга и покрытие кассовых разрывов.
Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: средства федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашения внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы являются незначительными.
В Российской Федерации кредитно-денежная эмиссия как способ финансирования бюджетного дефицита не используется и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и Бюджетным кодексом РФ не рассматриваются как способ финансирования бюджетного дефицита.
Все более активно стал осваиваться способ резервирования бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Федеральным законом «О Федеральном бюджете на 2002 год» создан финансовый резерв за счет профицита бюджета в сумме 109,8 млрд руб. и свободных остатков средств федерального бюджета на счетах Федерального казначейства по состоянию на 1 января 2002 года.
Средства финансового резерва могут использоваться только на замещение внутренних и внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга Российской Федерации. Эти крупные финансовые ресурсы правительство может размещать на финансовых рынках в государственных ценных бумагах (в том числе правительств иностранных государств). Управление средствами финансового резерва осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В западных экономических теориях политика бюджетного дефицита рассматривается преимущественно в аспекте проблем экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной бюджетной политике проблемы бюджетного дефицита увязываются только в плане подавления инфляции и уплаты внешнего долга.
Различаются два типа бюджетно-налоговой политики, в которой формируется тот или иной подход к бюджетному дефициту.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер. В долгосрочном подходе политика снижения налогов может привести к росту бюджетного потенциала (снижению бюджетного дефицита) за счет расширения производства и накопления капитала.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) ограничивает циклический подъем экономики путем ограничения бюджетных расходов (снижение бюджетного дефицита или его полной нуллификации), увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе такой тип бюджетно-налоговой политики позволяет снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В долгосрочной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, сдерживающая бюджетно-налоговая политика при сочетании с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективном управлением экономикой со стороны государства создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко является реальностью в переходной экономике, в том числе и в России.
Если бюджетный дефицит
возникает вследствие необходимости
осуществления крупных
Наряду со структурным может иметь место циклический дефицит (излишек), который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. Поэтому одной из основных задач бюджетно-налоговой политики является создание системы встроенных стабилизаторов экономики, которая позволяла бы ослабить эффекты колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих организаций и государства.
При дискреционной бюджетно-
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2007 ГОД
Представленный для
обсуждения и утверждения проект
закона «О федеральном бюджете» на
2007г. является итогом совместной конструктивной
работы Правительства и
Федеральный бюджет на 2007г. обеспечивает создание предпосылок для дальнейшего увеличения инвестиций в российскую экономику, создание условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Первая стратегическая задача бюджета – поддержание общей макроэкономической сбалансированности, создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики. Наша первостепенная задача – модернизация российской экономики, снижение инфляции, снижение ставки кредитования. Нам нужно существенно увеличить инвестиционный потенциал российской экономики и сделать кредитный ресурс основным инструментом для модернизации экономики.
К основной проблеме, не позволяющей решить до конца проблемы макроэкономической настройки инвестиционного климата, относится, конечно, кроме инфляции, ещё и повышение курса рубля. Исчерпан эффект девальции 1998г. Курс восстановил свой вес до кризисного, 1998г. Дальнейшее укрепление может стать критическим для нашей промышленности, а главная проблема укрепления рубля – инфляция.
Средний эффективный курс укрепляется в результате номинального укрепления и в результате укрепления, связанного с инфляцией.
Главной проблемой укрепления среднего эффективного курса рубля по-прежнему является инфляция. Причина инфляции – это избыточное денежное давление на экономику, связанное с большим притоком нефтедолларов и выкупом этих нефтедолларов в обмен на эмиссионные деньги Центральным банком.