Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:15, курсовая работа
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. БЮДЖЕТ, БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА
Экономическая сущность и функции бюджета. Бюджетное устройство
Бюджетное устройство, принципы построения бюджетной системы
Реформирование бюджетной сферы в Российской Федерации
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ: СУЩНОСТЬ, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
2.1. Сущность, причины и формы бюджетного дефицита
2.2. Источники и методы финансирования бюджетного дефицита
ГЛАВА 3. ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА 2007 ГОД
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА……...
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
Существенным, фундаментальным инструментом нашей экономической политики стало введение полной конвертируемости рубля с 1 июля этого года. Сняты все ограничения с инвестиций и в Россию, и из России. Это означает, что мы можем поддержать дополнительный инвестиционный поток в Россию.
Государство отказалось от административных рычагов, которые имело ещё в 1998г. во время кризиса. Сейчас мы можем это сделать. Это все происходит на фоне повышения привлекательности российской экономики. В 2000г. из страны убегало 25 млрд. дол. В прошлом году впервые в России сальдо притока было около 1 млрд. дол., а за полгода этого года сальдо притока капитала в Россию составило 11,4 млрд. дол.
Создавая эти механизмы, мы тем самым повысили доверие к российской экономике. Это также связано и с долговой политикой. На начало работы Госдумы этого созыва государственный долг составлял 4 трлн. 190 млрд. руб., в том числе внешний долг – 119 млрд. дол. В результате исполнения бюджета следующего года долг составит 2 трлн. 596 млрд., то есть сократится в 1,6 раза, причем с 24,5% ВВП долг упадет до 8,3 % ВВП. Внешний долг в начале работы Госдумы этого созыва составлял 119 млрд. дол., а будет составлять 46,7 млрд. дол., то есть сократится в 2,5 раза.
Это позволит увеличить консолидированный внешний долг России, включая и частный долг, к концу следующего года на 89 млрд. дол. Но при этом уменьшится государственная внешняя задолженность и увеличится частная задолженность. Это означает, что нашим предприятиям теперь смело и менее рискованно дают кредиты на модернизацию российской экономики.
Обслуживание государственного долга за эти четыре года тоже сократилось – с 220 млрд. руб. до 156 млрд. руб., то есть 64 млрд. руб. в год мы теперь тратим на другие цели, экономя ежегодно на процентах. Эти деньги пойдут, в том числе, на инвестиционные проекты Инвестиционного фонда. Золотовалютные резервы за эти четыре года увеличились с 76,9 млрд.дол. до 259 млрд.дол. то есть на 183 млрд.дол., а к концу следующего года, увеличатся еще на 109 млрд.дол., что составит 369,6 млдр.дол.
После погашения долга Парижскому клубу мы ликвидировали на сто процентов возможность дефолта в России, подобно тому, что произошел в 1998 г. То есть на одну проблему, которая больно ударила по нашей экономике совсем недавно, теперь меньше, и это при любой динамике цен на нефть, какими бы цены ни были. Это – наша общая заслуга. В связи с этим России повысили инвестиционные рейтинги. С 2000 г. в основных рейтинговых агентствах мы прошли восемь ступеней кредитного рейтинга, а до самого высокого рейтинга – ААА – осталось семь шагов. Это означает, что наша экономика, наши активы, наш рубль будут признаны одними из самых надежных в мире, и это будет означать реальную конвертируемость рубля, его привлекательность в мировой экономике.
Защитой от инфляции и укрепления рубля сегодня служит Стабилизационный фонд России. Он забирает лишние для экономики деньги и сдерживает укрепление рубля, чтобы удержать снижение конкурентоспособность нашей промышленности. Потратить деньги Стабфонда на поддержку промышленности – значит нанести ущерб нашей промышленности.
Что касается доходных и налоговых мер, то в 2007г. мы улучшим налоговое администрирование, что позволит упрощенно возмещать НДС по экспорту. Мы, переходя на автоматический режим возмещения НДС по экспорту, 140 млрд. руб. оставим в оборотных средствах экспортных предприятий. Это будет главная мера экспортной поддержки нашей промышленности. Кроме того, в самом бюджете расходы на общие меры по поддержке российского экспорта заложены в размере 3,9 млрд. дол.
Введены новые вычеты с 2007 года: семьям, расходующим средства на обучение, на здравоохранение, вычеты увеличены до 50 тыс. руб. Все эти меры, включая и меры по снижению НДПИ для нефтяных компаний с высоковыработанными ресурсами, суммарно в следующем году оставят в экономике 170 млрд. руб. Это наша поддержка российского бизнеса.
В целях дальнейшего снижения политики от ценовой конъюнктуры на рынке нефти Минфином проведен анализ рентных доходов бюджета, формируемых за счет нефти. В 2006 г. больше половины доходов, поступающих в нашу казну, 52%, связаны с доходами от нефти. Это временные доходы, они колеблются в зависимости от цен на нефть, и при условии снижения цен на нефть мы, конечно же, будем терять эти доходы. Если бы мы сегодня их полностью тратили, то кроме инфляции мы бы создали еще и риски того, что в ближайшие три года нам пришлось бы снижать расходы нашего бюджета в абсолютном выражении. Сберегая часть расходов, мы создали стабильность и гарантированную составляющую наших доходов и расходов на ближайшие годы.
Бюджет страны на следующий год сбалансирован при 37 дол. За баррель, то есть это означает, что нам не страшны снижения цен на нефть до 37 дол. Но приходится сберегать средства и при более высоких ценах, потому что денежная программа, денежная кредитная политика требует более сдержанного отношения к расходам этих нефтедолларов.
Непроцентные расходы федерального бюджета в 2007 году в реальном выражении увеличатся на 17,1% и составят 17% ВВП, что на 1,6% больше, чем в 2006 году, по ожидаемой оценке. В результате увеличится государственный спрос в структуре ВВП до 18,8% в 2007 году по сравнению с 16,5% в 2005 году. Наибольший прирос расходов планируется по статье о трансфертах бюджетом других уровней. То есть в законопроекте нашла поддержку основная масса предложений, внесенных регионами.
Субъекты РФ – первый приоритет в нашей политике по массе добавок, которые произойдут в следующем году, - 235 млрд.руб. На втором месте – поддержка экономики, 172 млрд.руб. в добавок из тех самых 1 трлн.100млрд., о которых было сказано в начале. На третьем месте – трансферты государственным внебюджетным фондам, прежде всего Пенсионному фонду – 163 млрд.руб. национальная оборона – 161,9 млрд.руб. Правоохранительная деятельность – 124,6 млрд.руб. Это – самые основные добавки, самые крупные по объему.
Если говорить о процентном прибавлении расходов к базе этого года, то на первое место выходит поддержка национальной экономики – она прирастет на 50%, трансферты бюджетом других уровней прирастут на 39,5%, на третье место выходит образование – оно прирастет на 33,4%, здравоохранение – на 31,5%. Будет продолжено и увеличивается из года в год финансирование приоритетных национальных проектов. С учетом опыта работы за истекший 2006 год были уточнены отдельные объемы этих приоритетов. Совокупный объем средств, предусмотренных на финансирование национальных проектов, составит с учетом гарантий 239,8 млрд.руб., из них 206,3 млрд.руб.- деньги и остальное – гарантии. Прирост по деньгам – 72,6 млрд. или 54,3%. При этом объеме средств на образование по нацпроектам составит 48,9 млрд.руб., по здравоохранению превысит 100 млрд.руб. и составит 107,7 млрд.руб., по поддержке аграрно-промышленного комплекса – 23,4 млрд.руб., по доступному комфортному жилью без учета гарантий – 26,3 млрд.руб.
Суммарно за 4 года работы нынешнего созыва Госдумы объем расходов в бюджете увеличится с 2 трлн.358 млрд.руб. в 2003 году, предшествовавшем этому созыву, до 5 трлн.463 млрд.руб., то сеть возрастет на 3 трлн.105 млрд.руб. То есть в 2,3 раза за 4 года прирастет бюджет, что в реальном выражении составит 58,9%. Это значит, что наша бюджетная система станет получать больше товаров, услуг, вес зарплаты каждого бюджетника, прежде всего учителя и врача, существенно увеличится.
Повышение зарплаты бюджетникам с 1 сентября 2007 года составит 15%, что позволит увеличить зарплату бюджетников с начала 2005 года по конец 2007 года в реальном выражении, то есть реальный вес их заработной платы, в полтора раза. А если говорить о военнослужащих, то соответственно на 10% прирастет денежное довольствие с 1 января 2007 года и на 15% с первого декабря 2007 года.
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА.
В 2007г. прогнозируется
существенное увеличение возможности
государства по реализации общенациональных
приоритетов (табл. 1). По сравнению с
ожидаемым исполнением в
Табл. 2
2005 г. (отчет) |
2006 г. (ожидаемое) |
2007 г. (проект) | ||||
Млрд. руб. |
% к ВВП |
Млрд. руб. |
% к ВВП |
Млрд. руб. |
% к ВВП | |
Доходы, всего |
5127,2 |
23,7 |
6159,1 |
22,6 |
6956,3 |
22,3 |
В том числе: |
||||||
Налоговые |
3130,3 |
14,5 |
3579,9 |
13,2 |
4243,0 |
13,6 |
Неналоговые |
1997,0 |
9,3 |
2579,1 |
9,5 |
2722,4 |
8,7 |
Из них таможенные пошлины |
1641,1 |
7,6 |
2280,5 |
8,4 |
2414,1 |
7,7 |
Расходы, всего |
3514,4 |
16,3 |
4388,6 |
16,1 |
5463,5 |
17,5 |
В том числе: |
||||||
Непроцентные |
3306,7 |
15,3 |
4196,2 |
15,4 |
5306,6 |
17,0 |
Процентные |
208,4 |
1,0 |
192,4 |
0,7 |
156,8 |
0,5 |
Профицит |
1612,9 |
7,5 |
1770,5 |
6,5 |
1501,8 |
4,8 |
Поступления в стабилизационный фонд |
1230,0 |
5,7 |
1703,5 |
6,3 |
1690,7 |
5,4 |
Источники финансирования дефицита (включая изменение остатков средств на счетах федерального бюджета): |
-796,1 |
-3,7 |
-501,6 |
-1,8 |
188,9 |
0,6 |
привлечение |
261,0 |
1,2 |
436,5 |
1,6 |
514,3 |
1,7 |
В то же время необходимо отметить, что темпы роста непроцентных расходов федерального бюджета в 2007г. в реальном выражении (17,4%) превышают прогнозируемые темпы роста ВВП. В результате объем непроцентных расходов федерального бюджета возрастет с 15,4% ВВП в текущем году до 17,0% ВВП в 2007г. и лишь в 2008 – 2009гг. планируется его снижение до 16,6 – 16,8 % ВВП.
Таким образом, сформулированное в Бюджетном послании требование о том, что 2007г. и в среднесрочной перспективе прирост непроцентных расходов федерального бюджета необходимо осуществлять темпами, адекватными темпам роста экономики, реализовано не полностью, что в перспективе может потребовать внесение соответствующих корректив в бюджетную политику и бюджетное законодательство.
ГЛАВА 5. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИОРИТЕТЫ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ.
Распределение бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации (таб. 3) и субъектам бюджетного планирования (таб. 4) обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в соответствии с приоритетами государственной политики расходных обязательств.
Таб. 3
Динамика расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации.
2006 г. (ожидаемое) |
2007 г. (проект) |
2008 г. |
2009 г. | ||||
Млрд. руб. |
% |
Млрд. руб. |
% |
Темпы роста, % |
Млрд. руб. |
Млрд. руб. | |
Общегосударственные вопросы |
642,0 |
14,8 |
821,3 |
15,0 |
27,9 |
858,5 |
905,0 |
Руководство и управление в сфере установленных функций |
179,0 |
4,7 |
282,3 |
5,3 |
46,3 |
293,4 |
317,5 |
Фундаментальные исследования |
39,2 |
0,9 |
48,5 |
0,9 |
23,5 |
57,9 |
62,0 |
Государственный материальный резервные фонды |
45,0 |
1,1 |
69,9 |
1,3 |
54,9 |
70,6 |
73,0 |
Обслуживание государственного и муниципального долга |
192,4 |
4,6 |
156,8 |
2,9 |
-20,7 |
174,1 |
180,7 |
Другие общегосударственные вопросы |
129,8 |
3,0 |
204,7 |
3,8 |
58,3 |
217,2 |
224,8 |
Из них инвестиционный фонд |
69,7 |
0,0 |
110,6 |
2,0 |
58,6 |
104,2 |
93,3 |
Национальная оборона |
659,2 |
15,2 |
821,2 |
15,0 |
24,6 |
919,5 |
1037,2 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
539,5 |
12,5 |
664,8 |
12,2 |
23,1 |
720,8 |
846,5 |
Национальная экономика |
346,8 |
8,0 |
495,9 |
9,5 |
49,8 |
533,6 |
605,9 |
ЖКХ |
53,4 |
1,2 |
49,9 |
0,9 |
-7,8 |
37,3 |
31,4 |
Охрана окружающей среды |
6,4 |
0,1 |
7,8 |
0,1 |
21,9 |
8,5 |
9,9 |
Образование |
208,1 |
4,8 |
278,5 |
5,1 |
33,4 |
292,5 |
296,6 |
Культура, кинематография и средства массовой информации |
51,2 |
1,2 |
65,1 |
1,2 |
25,2 |
64,2 |
62,8 |
Здравоохранение и спорт |
156,1 |
3,6 |
206,2 |
3,8 |
31,5 |
202,5 |
213,7 |
Социальная политика |
217,2 |
5,0 |
210,9 |
3,9 |
-2,4 |
254,5 |
324,8 |
Межбюджетные трансферты: |
1443,7 |
33,4 |
1841,9 |
33,3 |
26,2 |
2117,3 |
2272,5 |
Бюджетам других уровней |
386,3 |
8,9 |
502,8 |
8,9 |
26,0 |
505,5 |
531,5 |
Государственным внебюджетным фондам |
901,5 |
20,9 |
1064,7 |
19,5 |
18,1 |
1336,9 |
1495,8 |
Всего |
4324,3 |
100,0 |
5463,5 |
100,0 |
26,4 |
6009,2 |
6606,5 |