Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:21, лекция
1. Национальная экономика;
2. Функции государства в национальной экономике, государственном регулировании экономики;
3. Экономические функции правительства, экономическая политика, финансовая политика;
4. Бюджетная политика;
5. Государственные и муниципальные финансы.
Тема №1. Введение в дисциплину. Бюджетная система РФ.
Введение
Проблема справедливого и рационального
распределения ограниченных ресурсов
государства всегда являлась актуальной
темой для исследований.
В России значительный вклад в развитие системы государственных финансов внес в XIX в. видный государственный деятель М. М. Сперанский. В своей работе «План финансов» (1810) он изложил основы построения государственной бюджетной системы. Принципы построения бюджетной системы современной России во многом схожи с «Планом финансов» Сперанского.
Особое место среди российских реформаторов государственных финансов занимает Сергей Юльевич Витте. С его именем связана проведенная в 1895—1897 гг. денежная реформа, в результате которой в России появилась стабильная денежная система, основанная на конвертируемом курсе рубля по отношению к золоту. Принятие указанных мер открывало возможности для привлечения в Россию иностранного капитала, а также позволило сконцентрировать значительные бюджетные средства на развитие приоритетных для государства отраслей промышленности, в первую очередь развитие инфраструктуры и железнодорожного строительства. Похожие цели преследуются в настоящее время Министерством финансов Российской Федерации при проведении реформы государственных финансов России.
В настоящее время назрела необходимость в принципиально новых знаниях о принципах построения современной бюджетной системы, которые основаны как на передовом международном опыте в области бюджетной реформы, так и на российской практике последнего десятилетия. Важно понимание как основ бюджетной системы, заложенных еще в 1998 г. в Бюджетном кодексе Российской Федерации, так и последних принципиальных изменений бюджетного законодательства, инициированных Минфином России. Фактически в 2007 г. в бюджетный процесс были заложены самые последние инновационные идеи управления бюджетом, и в настоящее время мы имеем принципиально новую бюджетную систему, основанную на среднесрочном планировании доходов и расходов. Постепенно внедряются в бюджетный процесс методы бюджетирования, ориентированного на результат. В настоящее время бюджетная реформа продолжается.
Современный экономический
Национальная экономика – народное хозяйство страны, совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единую систему с помощью экономических связей. Национальная экономика характеризуется следующими признаками:
Национальная экономика стремится к поступательному развитию за счет
Названные цели достигаются через применение определенных инструментов макроэкономического регулирования:
Вывод 1.1: Общим и конечным результатом функционирования национальной экономики является приращение национального богатства, а также наиболее эффективного использования людских и материальных ресурсов.
Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы. Наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.
Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.
Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других. Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.
Формы финансового регулирования:
Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые. Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.
Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:
Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (межбюджетных трансфертов, регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований, изменение состава налога.
Основные методы финансового регулирования социальной структуры общества:
Уровни финансового регулирования. Регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.
Финансовая деятельность государства. Финансовая деятельность в любом обществе представляет особый процесс планового собирания распределения (перераспределения) и использования денежных средств с целью практического выполнения задач и функций государства и муниципальных образований.
Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства
Классические функции государства:
Данные функции государства трансформируются под влиянием различных условий.
Экономические функции государства:
Экономическая политика – это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, система мер в области управления экономикой, придание определенной желаемой направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны. Она включает в себя налоговые политики:
Успешное функционирование и развитие экономики любого государства во многом определяется возможностью реализации государственными и муниципальными органами власти возложенных на них функций по обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства, развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществление указанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельности органов власти, регулирования финансовых отношений в обществе. Государство вырабатывает соответствующую финансовую политику, представляющую собой совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Составляющие финансовой политики
Основные типы финансовой политики государства
Классификация видов финансовой политики: