Бюджетная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2014 в 11:21, лекция

Описание работы

1. Национальная экономика;
2. Функции государства в национальной экономике, государственном регулировании экономики;
3. Экономические функции правительства, экономическая политика, финансовая политика;
4. Бюджетная политика;
5. Государственные и муниципальные финансы.

Файлы: 1 файл

Бюджетная система тема 1, 2.docx

— 160.31 Кб (Скачать файл)
    • финансовая политика государства;
    • финансовая политика регионов;
    • финансовая политика муниципалитетов.
  • по временному критерию:
    • финансовая стратегия (проведение налоговой, пенсионной, бюджетной реформ и др.);
    • финансовая тактика (снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога и др.).
  • по стадиям экономического цикла:
    • сдерживающая;
    • стимулирующая.
  • по объектам финансовой политики:
    • в сфере централизованных финансов;
    • в сфере децентрализованных финансов.

 

Элементы государственной финансовой системы:

  • налоговая политика;
  • таможенная политика;
  • бюджетная политика;
  • денежно-кредитная политика;
  • инвестиционная политика;
  • социальная политика.

 

Вывод 1.3: Таким образом одним из элементов финансовой политики является бюджетная политика государства.

 

    1. Бюджетная политика государства

 

Для регулирования рыночной экономики государство активно использует инструменты бюджетно-финансовой политики.

Бюджетно-финансовая политика - это совокупность экономических и административных мер, предпринимаемых правительством с целью стабилизации и повышения эффективности национальной экономики, с использованием, главным образом, бюджетных и налоговых инструментов.

Вмешательство государства в экономику осуществляется в двух формах:

  • дискриционная - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему и госрасходы с целью бюджетного регулирования экономического роста, занятости и инфляции;
  • недискриционная - основана на автоматически действующих нормах, то есть вступающих в действие без необходимости принятия правительством каких-либо специальных мер, реализуется с помощью системы прогрессивного налогообложения и системы соц. пособий. 

 

Бюджетная политика – совокупность принимаемых и осуществляемых органами представительной и исполнительной власти решений касающихся выработки направлений, развития бюджетной сферы при соблюдении интересов общества и государства. Она включает в себя:

  • политика доходной части бюджета;
  • политика расходной части бюджета;
  • политика установления сбалансированного бюджета;
  • политика эффективного управления государственным и муниципальным долгом;
  • политика в сфере отношений между бюджетами различных уровней.

Бюджетная политика предусматривает бюджетную политику и бюджетную тактику. Бюджетная политика реализуется через бюджетный механизм.

 

Бюджетный механизм – совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенности концентрации расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, а также условий проведения мероприятий по финансовому контролю.

Бюджетный механизм составная часть финансового механизма государства. Бюджетный механизм используется для воздействия на конкретные отрасли экономики через 3 основных момента:

  • формы организаций отношений в бюджетной сфере;
  • методы концентрации бюджетных средств;
  • принципы расходования бюджетных средств и т.д.

Блоки бюджетного механизма:

  • блок планирования и прогнозирования бюджета;
  • блок исполнения бюджета;
  • блок бюджетного контроля.

 

Вывод 1.4: Таким образом, бюджетный механизм – основной инструмент регулирования финансовой ситуации в стране. Бюджетная политика – эта часть общей политики государства, инструмент осуществления экономической и социальной государственной политики. Бюджетная политика – стратегия и тактика управления бюджетными потоками. В структуре бюджетной системы бюджетной политики отводится огромная роль.

 

Основные направления в бюджетной политике представлены в бюджетном послании президента РФ «О бюджетной политике в 2012-2013 году». Здесь же подведены основные результаты бюджетной политики.

Бюджетная система в целом достаточно эффективно способствовала послекризисному восстановлению экономики, стабильному выполнению социальных обязательств. В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался на уровне около 4%. Удалось существенно сократить дефицит федерального бюджета.

Федеральный бюджет 2012-2014 г. должен стать бюджетом посредством которого решаются задачи выхода на траекторию устойчивого посткризисного развития, создание условий для развития и модернизации экономики, повышение уровня и качества жизни граждан, укрепление обороноспособности и безопасности страны, повышение эффективности и прозрачности государственного управления.

В бюджетном послании на 2012-2014 годы представлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны, в том числе: 

    • интеграция  бюджетного  планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной  стратегии   развития   страны;
    • следует закрепить, начиная с 2015  года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений  на  размер дефицита федерального бюджета;
    • на 2012-2013 г. снижены ставки страховых взносов в гос внебюджетные фонды с 34% до 30%, а для малого бизнеса и НКО осуществляющих основную деятельность в области социального обслуживания населения, а также благотворительных организаций и организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения до 20%;
    • российская налоговая система должна отвечать современным вызовам в условиях глобализации экономики, обеспечивать справедливое налогообложение доходов экономических агентов и способствовать устойчивому развитию России как федеративного государства;
    • бюджетная политика должна быть нацелена на улучшение условий жизни человека, адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного  развития   страны;
    • повышение отдачи от использования государственных расходов;
    • должна быть существенно снижена роль государства в непосредственном управлении экономическими активами, т.е. государство проводит политику приватизации (продажи контрольного пакета акций);
    • требует кардинальной перестройки система государственных закупок;
    • необходимо расширение применения механизмов государственно-частного партнёрства при реализации инвестиционных проектов модернизации производства и внедрения инноваций;
    • необходимо завершить разработку поправок и внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации по вопросам государственного и муниципального финансового контроля, а также применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации;
    • требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
    • правительство Российской Федерации должно утвердить Концепцию создания и развития интегрированной информационной системы управления общественными финансами (электронный бюджет).

 

1.5. Государственные и муниципальные финансы (социально-экономическая сущность)

 

Государственные и муниципальные финансы – как сфера финансовой системы представляют собой денежные отношения по поводу распределения и перераспределения ВВП части национального богатства с целью формирования финансовых ресурсов у субъектов публичной власти и их использованием на регулирование экономики финансирования социальной сферы, национальной обороны, национальной безопасности и других расходных обязательств публично-правовых образований.

При функционировании государственных и муниципальных финансов возникают 2 тесно взаимосвязанных процесса:

    • первый из них находит свое отражение в понятии государственных и муниципальных доходов. Конкретный состав государственный и муниципальных доходов зависит от методов аккумулирования денежных средств в центральном фонде. В рыночной экономике преобладающим является налоговый метод
    • связан с использованием средств на финансирование различных государственных и муниципальных потребностей, которому соответствует понятие государственные и муниципальные расходы. Содержание и характер данных расходов определяется функциями государства.

В сфере государственных и муниципальных финансов основная роль принадлежит 3-х уровневой бюджетной системе РФ. На организацию государственных и муниципальных финансов оказывает влияние ряд факторов, один из них – бюджетная политика.

Весной 2013 года прошло расширенное заседание коллегии министерства финансов. «Об итогах исполнения федерального бюджета за 2012 год и задачах органов финансовой системы РФ на 2013 год».

Председатель правительства РФ выделил следующие направления:

    • обеспечение сбалансированности бюджетной системы;
    • эффективное использование финансовых ресурсов;
    • предсказуемость налоговой политики, качества налогового администрирования, формирование налоговой культуры;
    • сохранение гос долга на низком и безопасном для России уровне.

Гос долг РФ 10% ВВП на сентябрь 2013 года.

 

Задачи, стоящие перед минфином на 2013г и ближайшую перспективу:

    • обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы;
    • повышение качества формирования и исполнения бюджета;
    • обеспечение прозрачности и открытости государственных и муниципальных финансов. По итогам 2012 года по индексу открытости бюджета Россия вошла в десятку лучших стран мира. К 2018 году надо войти в первую пятерку  стран. Для этого в 2013 году будет продолжено формирование информационной системы «Электронный бюджет»;
    • развитие системы государственного и муниципального финансового контроля, способный своевременно выявлять и предотвращать правонарушения;
    • финансовое регулирование, выработка и реализация эффективной долговой политики;
    • совершенствование налоговой системы;
    • эффективное управление государственным долгом и государственными финансовыми активами;
    • более широкие структурные реформы, связанные непосредственно с вопросами бюджетной политики;
    • развитие государственного частного партнерства;
    • развитие межбюджетных отношений.

 

Федеральное казначейство. Функции:

    • по обеспечению исполнения бюджетов кассов;
    • кассовому обслуживанию бюджетов.

 

В рамках организации бюджетного процесса казначейство России:

    • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной  бюджетной росписи, лимиты  бюджетных  обязательств  и  объемы финансирования;
    • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
    • открывает  и  ведет лицевые счета главных  распорядителей,  распорядителей   и   получателей  средств федерального бюджета;
    • осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;

 

Концепция единого счета казначейства России была разработана в 2000г. в целях повышения эффективности, управления государственными финансами. Создание единого счета казначейства России по учету доходов и фондов федерального бюджета стало одной из главных стадий формирования системы казначейского исполнения федерального бюджета.

 

Единый счет бюджета – счет (совокупность счетов федерального бюджета,  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской Федерации отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учёта средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

 

Преимущества единого счета:

    • эффективное управление средствами федерального бюджета;
    • сокращение срока их прохождения до получателя бюджетных средств.

 

Вывод 1.5: таким образом схема единого казначейского счета установила новый порядок движения и учета средств федерального бюджета позволило значительно сократить сроки использования доходов бюджета для финансирования расходов.

--

 


Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации