- финансовая политика
государства;
- финансовая политика
регионов;
- финансовая политика
муниципалитетов.
- финансовая стратегия
(проведение налоговой, пенсионной, бюджетной
реформ и др.);
- финансовая тактика
(снижение ставки налога на добавленную
стоимость и ставки единого социального
налога и др.).
- по стадиям экономического
цикла:
- сдерживающая;
- стимулирующая.
- по объектам финансовой
политики:
- в сфере централизованных
финансов;
- в сфере децентрализованных
финансов.
Элементы
государственной финансовой системы:
- налоговая политика;
- таможенная политика;
- бюджетная политика;
- денежно-кредитная
политика;
- инвестиционная политика;
- социальная политика.
Вывод 1.3: Таким образом одним
из элементов финансовой политики является
бюджетная политика государства.
- Бюджетная
политика государства
Для регулирования
рыночной экономики государство активно
использует инструменты бюджетно-финансовой
политики.
Бюджетно-финансовая
политика - это совокупность
экономических и административных мер,
предпринимаемых правительством с целью
стабилизации и повышения эффективности
национальной экономики, с использованием,
главным образом, бюджетных и налоговых
инструментов.
Вмешательство государства
в экономику осуществляется в двух формах:
- дискриционная - основана на сознательном вмешательстве государства в налоговую систему и госрасходы с целью бюджетного регулирования экономического роста, занятости и инфляции;
- недискриционная - основана на автоматически
действующих нормах, то есть вступающих
в действие без необходимости принятия
правительством каких-либо специальных
мер, реализуется с помощью системы прогрессивного
налогообложения и системы соц. пособий.
Бюджетная
политика – совокупность принимаемых
и осуществляемых органами представительной
и исполнительной власти решений касающихся
выработки направлений, развития бюджетной
сферы при соблюдении интересов общества
и государства. Она включает в себя:
- политика доходной
части бюджета;
- политика расходной
части бюджета;
- политика установления
сбалансированного бюджета;
- политика эффективного
управления государственным и муниципальным
долгом;
- политика в сфере отношений
между бюджетами различных уровней.
Бюджетная политика
предусматривает бюджетную политику и
бюджетную тактику. Бюджетная политика
реализуется через бюджетный механизм.
Бюджетный
механизм – совокупность различных
форм организации отношений в бюджетной
сфере, особенности концентрации расходования
бюджетных средств, принципов проведения
мер по планированию и финансированию,
а также условий проведения мероприятий
по финансовому контролю.
Бюджетный механизм
составная часть финансового механизма
государства. Бюджетный механизм используется
для воздействия на конкретные отрасли
экономики через 3 основных момента:
- формы организаций
отношений в бюджетной сфере;
- методы концентрации
бюджетных средств;
- принципы расходования
бюджетных средств и т.д.
Блоки бюджетного
механизма:
- блок планирования
и прогнозирования бюджета;
- блок исполнения бюджета;
- блок бюджетного контроля.
Вывод 1.4: Таким образом, бюджетный
механизм – основной инструмент регулирования
финансовой ситуации в стране. Бюджетная
политика – эта часть общей политики государства,
инструмент осуществления экономической
и социальной государственной политики.
Бюджетная политика – стратегия и тактика
управления бюджетными потоками. В структуре
бюджетной системы бюджетной политики
отводится огромная роль.
Основные направления в бюджетной
политике представлены в бюджетном послании
президента РФ «О бюджетной политике в
2012-2013 году». Здесь же подведены основные
результаты бюджетной политики.
Бюджетная система в целом достаточно
эффективно способствовала послекризисному
восстановлению экономики, стабильному
выполнению социальных обязательств.
В 2010-2011 годах экономический рост стабилизировался
на уровне около 4%. Удалось существенно
сократить дефицит федерального бюджета.
Федеральный бюджет 2012-2014 г.
должен стать бюджетом посредством которого
решаются задачи выхода на траекторию
устойчивого посткризисного развития,
создание условий для развития и модернизации
экономики, повышение уровня и качества
жизни граждан, укрепление обороноспособности
и безопасности страны, повышение эффективности
и прозрачности государственного управления.
В бюджетном послании на 2012-2014
годы представлены приоритетные задачи
бюджетной политики, определяющие
стратегию развития страны, в том числе:
- интеграция бюджетного планирования в процесс формирования
и реализации долгосрочной стратегии развития страны;
- следует закрепить, начиная
с 2015 года, правил использования
нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального
бюджета;
- на 2012-2013 г. снижены ставки страховых
взносов в гос внебюджетные фонды с 34%
до 30%, а для малого бизнеса и НКО осуществляющих
основную деятельность в области социального
обслуживания населения, а также благотворительных
организаций и организаций, применяющих
упрощенную систему налогообложения до
20%;
- российская налоговая система
должна отвечать современным вызовам
в условиях глобализации экономики, обеспечивать
справедливое налогообложение доходов
экономических агентов и способствовать
устойчивому развитию России как федеративного
государства;
- бюджетная политика должна
быть нацелена на улучшение условий жизни
человека, адресное решение социальных
проблем, повышение качества государственных
и муниципальных услуг, стимулирование
инновационного развития страны;
- повышение отдачи от использования
государственных расходов;
- должна быть существенно снижена
роль государства в непосредственном
управлении экономическими активами,
т.е. государство проводит политику приватизации
(продажи контрольного пакета акций);
- требует кардинальной перестройки
система государственных закупок;
- необходимо расширение применения
механизмов государственно-частного партнёрства
при реализации инвестиционных проектов
модернизации производства и внедрения
инноваций;
- необходимо завершить разработку
поправок и внести изменения в Бюджетный
кодекс Российской Федерации по вопросам
государственного и муниципального финансового
контроля, а также применения мер ответственности
за нарушения бюджетного законодательства
Российской Федерации;
- требуется обеспечить эффективную
децентрализацию полномочий между уровнями
публичной власти в пользу субъектов Российской
Федерации и местного самоуправления;
- правительство Российской Федерации
должно утвердить Концепцию создания
и развития интегрированной информационной
системы управления общественными финансами
(электронный бюджет).
1.5. Государственные
и муниципальные финансы (социально-экономическая
сущность)
Государственные
и муниципальные финансы – как сфера финансовой системы
представляют собой денежные отношения
по поводу распределения и перераспределения
ВВП части национального богатства с целью
формирования финансовых ресурсов у субъектов
публичной власти и их использованием
на регулирование экономики финансирования
социальной сферы, национальной обороны,
национальной безопасности и других расходных
обязательств публично-правовых образований.
При функционировании государственных
и муниципальных финансов возникают 2
тесно взаимосвязанных процесса:
- первый из них находит свое
отражение в понятии государственных
и муниципальных доходов. Конкретный состав
государственный и муниципальных доходов
зависит от методов аккумулирования денежных
средств в центральном фонде. В рыночной
экономике преобладающим является налоговый метод
- связан с использованием средств
на финансирование различных государственных
и муниципальных потребностей, которому
соответствует понятие государственные
и муниципальные расходы. Содержание и характер данных
расходов определяется функциями государства.
В сфере государственных и муниципальных
финансов основная роль принадлежит 3-х
уровневой бюджетной системе РФ. На организацию
государственных и муниципальных финансов
оказывает влияние ряд факторов, один
из них – бюджетная политика.
Весной 2013 года прошло расширенное
заседание коллегии министерства финансов.
«Об итогах исполнения федерального бюджета
за 2012 год и задачах органов финансовой
системы РФ на 2013 год».
Председатель правительства
РФ выделил следующие направления:
- обеспечение сбалансированности
бюджетной системы;
- эффективное использование
финансовых ресурсов;
- предсказуемость налоговой
политики, качества налогового администрирования,
формирование налоговой культуры;
- сохранение гос долга на низком
и безопасном для России уровне.
Гос долг РФ 10% ВВП
на сентябрь 2013 года.
Задачи, стоящие перед
минфином на 2013г и ближайшую перспективу:
- обеспечение долгосрочной сбалансированности
и финансовой устойчивости бюджетной
системы;
- повышение качества формирования
и исполнения бюджета;
- обеспечение прозрачности и
открытости государственных и муниципальных
финансов. По итогам 2012 года по индексу
открытости бюджета Россия вошла в десятку
лучших стран мира. К 2018 году надо войти
в первую пятерку стран. Для этого в
2013 году будет продолжено формирование
информационной системы «Электронный
бюджет»;
- развитие системы государственного
и муниципального финансового контроля,
способный своевременно выявлять и предотвращать
правонарушения;
- финансовое регулирование,
выработка и реализация эффективной долговой
политики;
- совершенствование налоговой
системы;
- эффективное управление государственным
долгом и государственными финансовыми
активами;
- более широкие структурные
реформы, связанные непосредственно с
вопросами бюджетной политики;
- развитие государственного
частного партнерства;
- развитие межбюджетных отношений.
Федеральное казначейство.
Функции:
- по обеспечению исполнения
бюджетов кассов;
- кассовому обслуживанию бюджетов.
В рамках организации
бюджетного процесса казначейство России:
- доводит до главных распорядителей,
распорядителей и получателей средств
федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
- ведет учет операций по кассовому
исполнению федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
- осуществляет управление операциями
на едином счете федерального бюджета;
Концепция единого счета казначейства
России была разработана в 2000г. в целях
повышения эффективности, управления
государственными финансами. Создание
единого счета казначейства России по
учету доходов и фондов федерального бюджета
стало одной из главных стадий формирования
системы казначейского исполнения федерального
бюджета.
Единый счет бюджета – счет (совокупность счетов
федерального бюджета, бюджетов государственных
внебюджетных фондов Российской Федерации),
открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка Российской
Федерации отдельно по каждому бюджету
бюджетной системы Российской Федерации
для учёта средств бюджета и осуществления
операций по кассовым поступлениям в бюджет
и кассовым выплатам из бюджета.
Преимущества единого
счета:
- эффективное управление средствами
федерального бюджета;
- сокращение срока их прохождения
до получателя бюджетных средств.
Вывод 1.5: таким образом схема единого
казначейского счета установила новый
порядок движения и учета средств федерального
бюджета позволило значительно сократить
сроки использования доходов бюджета
для финансирования расходов.
--