Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 10:09, курсовая работа
В своей курсовой работе я затрагиваю очень важную проблему не только нашей страны, но и всего человечества – это образование. Я думаю, что на него нужно как можно больше расходовать средств, что бы еще больше увеличивалось образованных и высококвалифицированных людей.
Финансирование расходов на образование осуществляет бюджет, основ¬ными задачами бюджета являются обеспечение необходимыми финансовыми ре¬сурсами процесс образования. Это необходимо для достойного представления нашей страны на мировой арене.
Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного финансирования расходов 6
на образование
1.1 Общая характеристика системы бюджетного финансирования
образования 6
1.2 Финансирование расходов на дошкольное образование и
общеобразовательные школы 10
1.3 Механизмы финансирования высшего образования 16
2 Оценка бюджетного финансирования расходов на образование 21
2.1 Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы 21
2.2 Оценка расходов бюджета на высшее образование 31
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации 34
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ 38
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования 38
3.2 Проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения 43
Заключение 47
Список используемых источников 50
Рисунок 2.3-Затраты бюджетов на 1 воспитанника дошкольных учреждений по Федеральным округам РФ 2008 год (тысяч рублей)
Ближайший шаг – переход от сметного
к нормативному долевому финансированию,
включающему систему разделения
оплаты услуг по содержанию и обучению
детей в дошкольных образовательных
учреждениях. Механизм нормативного долевого
финансирования различных видов реализуемых
основных общеобразовательных программ
дошкольного образования обуславливает
прозрачную конкуренцию образовательных
учреждений.
В рамках внедрения системы разделения оплаты
услуг по содержанию и обучению детей
в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа
по совершенствованию оплаты труда работников
системы дошкольного образования. Новые
формы оплаты и нормирования труда работников
дошкольного образования основываются
на новых профессионально-
При определении затрат на оплату труда
педагогических работников дошкольного
образования учитываются коэффициенты
уровня образования, квалификации, стажа
работы, а также выплаты ежемесячной денежной
компенсации на книгоиздательскую продукцию
и периодические издания. Затраты на выплаты
компенсационного и стимулирующего характера
определяются на основании соотношения
фактической величины компенсационных
выплат педагогическим работникам ДОУ
и фактических затрат на оплату труда
по должностным окладам (ставкам заработной
платы) педагогических работников за предыдущий
отчетный период.
В соответствии с приказом Федерального
агентства по образованию от 17 ноября
2008 года №1600 учреждение в пределах
имеющихся у него средств на оплату
труда работников самостоятельно определяет
размеры должностных окладов, а
также размеры доплат, надбавок, премий
и других мер материального стимулирования
без ограничения их максимальными размерами.
Размеры должностных окладов по квалификационным
уровням профессиональных квалификационных
групп (ПКГ) работников образования устанавливаются
руководителем учреждения на основе требований
к профессиональной подготовке и уровню
квалификации, которые необходимы для
осуществления соответствующей профессиональной
деятельности. Размеры должностных окладов
определяются с учетом сложности и объема
выполняемой работы путем умножения размера
минимального (базового) оклада (ставки
заработной платы) по соответствующей
ПКГ на величину повышающего коэффициента
по соответствующему квалификационному
уровню ПКГ.
В соответствии со статьей 153 Федерального
закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры
минимальных окладов (ставок заработной
платы) работников по соответствующим
ПКГ должны устанавливаться не ниже
действующих на период введения новых
систем оплаты труда тарифных ставок
(окладов), установленных на основе
единой тарифной сетки.
Штатная численность педагогических
работников определяется ДОУ самостоятельно
в соответствии с количеством
часов учебного плана образовательной
программы, реализуемой в дошкольном
образовательном учреждении, количеством
групп воспитанников, режимом работы
ДОУ. В соответствии с Законом
РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым
положением о дошкольном образовательном
учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно
устанавливает штатное
Порядок установления выплат компенсационного характ
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам
учреждений, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, устанавливаются
в соответствии с положением об оплате
труда работников ДОУ.
Стимулирование осуществляется с
учетом:
-результатов аттестации и государственной
аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных
условий;
-динамики физического и психического
здоровья воспитанников (по результатам
мониторинга);
-обеспечения благоприятного психологического
микроклимата (по результатам мониторинга);
-результатов участия ДОУ в районных (городских),
областных и всероссийских мероприятиях,
результативность участия и др.;
-степени удовлетворения родителей воспитанников
качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению
воспитанников.
Размеры стимулирующих выплат рекомендуется
устанавливать в процентном отношении
к минимальным должностным
Итак, модели финансирования дошкольного
образования способствуют повышению разнообразия форм
предоставления дошкольного образования,
внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих
технологий в дошкольном образовании.
В нормативы включается финансирование
развития кадрового потенциала, поддержка
повышения квалификации, внедрение механизмов
стимулирования качества педагогического
труда. Повышение охвата детей программами
дошкольного образования может осуществляться
за счет развития сети образовательных
учреждений, интеграции и кооперации ДОУ
с учреждениями дополнительного образования,
культуры и спорта, развитие домашних
и семейных форм. Для этого предусматривается
внести изменения в законодательство
об образовании и предоставить доступ
к бюджетным ресурсам всем дошкольным
учреждениям, организациям и индивидуальным
предпринимателям независимо от формы
собственности. Несомненно, остается крайне
важной задачей развитие механизмов софинансирования
капитальных расходов за счет всех уровней
бюджетной системы, поиск адекватных форм
частно-государственного партнерства
в дошкольном образовании, а также адресная
социальная поддержка детей из малообеспеченных
семей за счет компенсации части родительской
платы.
2.2. Оценка расходов бюджета на высшее образование
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование» приведены в следующей таблице.
период показатели |
2010 год (сводная бюджетная роспись) |
2011 год (проект) |
2012 год (проект) |
2013 год (проект) |
Объем, млрд. рублей |
444,0 |
516,6 |
516,0 |
519,4 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
72,6 |
-0,6 |
3,4 | |
в% |
16,4 |
-0,1 |
0,7 | |
доля в общем объеме расходов, % |
4,34 |
4,85 |
4,59 |
4,27 |
доля в ВВП, % |
0,98 |
1,03 |
0,92 |
0,84 |
Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей |
419,2 |
490,6 |
486,2 |
495,0 |
изменения к предыдущему году: |
||||
млрд. рублей |
71,4 |
-4,4 |
8,8 | |
в% |
17 |
-0,9 |
1,8 | |
Межбюджетные трансферты, млрд. рублей |
24,8 |
26,0 |
29,8 |
24,4 |
доля в разделе, % |
5,6 |
5 |
5,8 |
4,7 |
Таблица 2.3 Ассигнования федерального бюджета на образование
Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту по данному разделу показывает, что расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом увеличение составит 17 %, без учета межбюджетных трансфертов- 18,1 %. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского, минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.
Расходы федерального бюджета
по разделу «Образование» в соответствии
с ведомственной структурой в 2011 году
будут осуществлять 52 главных распорядителя
бюджетных средств, в 2012 году - 51, в 2013 году
- 50. Наиболее крупные из них -Министерство
образования и науки Российской Федерации,
Министерство здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, Министерство
обороны Российской Федерации, Министерство
внутренних дел Российской Федерации,
Министерство сельского хозяйства Российской
Федерации, на которые в 2011 году будет
приходиться 78 % расходов по данному разделу,
в 2012 году - 81 %, в 2013 году - 82 %.
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Интересы общества и государства
в области образования не всегда
совпадают с отраслевыми
Активными субъектами образовательной
политики должны стать все граждане
России, семья и родительская общественность,
федеральные и региональные институты
государственной власти, органы местного
самоуправления, профессионально-педагогическое
сообщество, научные, культурные, коммерческие
и общественные институты. Цель модернизации
образования состоит в создании
механизма устойчивого развития
системы образования. Для достижения
указанной цели будут решаться в
первоочередном порядке следующие
приоритетные, взаимосвязанные задачи:
обеспечение государственных
Стратегические цели модернизации
образования могут быть достигнуты
только в процессе постоянного взаимодействия
образовательной системы с
Информация о работе Бюджетное финансирование расходов на образование