Бюджетное финансирование расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать бюджетное финансирование расходов на образование и указать пути совершенствования финансирования расходов на образование.
Объект исследования – расходы бюджета РФ на образование.
В рамках данной работы необходимо рассмотреть действующую систему финансирования образования, выявить ее недостатки и разработать пути решения. Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
Оценить бюджетное финансирование расходов на образование;
Выявить проблемы бюджетного финансирования образования;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного финансирования расходов 6
на образование
1.1 Общая характеристика системы бюджетного финансирования
образования 6
1.2 Финансирование расходов на дошкольное образование и
общеобразовательные школы 10
1.3 Механизмы финансирования высшего образования 16
2 Оценка бюджетного финансирования расходов на образование 21
2.1 Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы 21
2.2 Оценка расходов бюджета на высшее образование 31
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации 34
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ 38
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования 38
3.2 Проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения

Файлы: 1 файл

итоговый вариант курсовой по БС (Восстановлен).docx

— 140.07 Кб (Скачать файл)

В смете проводятся общие сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании расходы начисляются на основе расчетных норм на одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число студентов  определяется по формуле:

Кср = Кн – 1/2В + 1/2П         (2)

где Кср - среднегодовой контингент студентов;

       Кн - контингент на начало года;

      В — выпуск студентов;

       П - прием студентов;

                    При планировании учитывается  возможный отсев студентов.

В расходах на вузы значительный удельный вес имеет  заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей- совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала. Штаты профессорско-преподавательского состава по должностям и определяет ректор вуза в пределах численности учащихся и фонда заработной платы, установленных для этой категории работников.

Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из 2-х показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффициентам  с учетом числа студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов. Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, учебного заведения и учебной степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в  течение 6-часового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с учебным планом научно-исследовательских работ. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского состава устанавливают ректора вузов.

Заработная плата  привлекаемым к учебной работе специалистами, не состоящими в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в %-ах к годовому фонду заработной платы штатного персонала.

Фонд заработной платы руководящих, административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объема и специфики работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе типовых штатов.

Второе место по величине в расходах вузов занимают затраты  на выплату стипендий которые  определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий. По высшим учебным заведениям, имеющим очную аспирантуру, планируются также стипендии аспирантам.

Учебные расходы  и расходы на приобретение книг для  библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения (дневное, вечернее, заочное) и профиля подготовки студентов.

Расходы на производственную практику студентов определяется исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В эти расходы входят также оплата преподавателей за руководство практикой, выплата или командировочных, суточные пособия студентам, оплата проезд к месту практики и обратно.

В расходах вузов планируются  затраты на научно-исследовательскую  работу кафедр, связанную с разработкой научных проблем, проведением опытов, на научные командировки преподавателей, подготовку и защиту диссертаций.

Расходы на инвентарь  и оборудование для высших учебных  заведений планируется с учетом, необходимости обеспечения их специальным  оборудованием, компьютерами и хозяйственным инвентарем. Расходы на приобретение инвентаря и оборудования при сводном планировании определяются по нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы на капитальный ремонт - исходя из внешней кубатуры зданий и норм расходов на 1 м .

 

2. Оценка бюджетного  финансирования расходов на образование

2.1. Сравнительный  анализ расходов бюджета на  дошкольное образование и общеобразовательные  школы

 

Специфика финансирования дошкольного  образования заключается в том, что можно выделить финансирование как непосредственно обучения и  воспитания детей, так и расходов на их содержание. В случае, когда  речь идет о получении начального, основного и среднего общего образования, все расходы по содержанию учащегося  в образовательном учреждении несут  родители (законные представители) ребенка. В случае же с дошкольным образованием в качестве дополнительной гарантии родителям и иным законным представителям ребенка дошкольного возраста большую  часть расходов на его содержание в учреждении принимает на себя соответствующий  бюджет. Родители же в форме родительской платы несут лишь незначительную долю в размере до 20% этих расходов и с последующей компенсацией от 20 до 70% уплаченных ими средств.

 
Финансирование предоставления дошкольного  образования в Российской Федерации  осуществляется в соответствии с  рядом нормативных правовых актов, устанавливающих правила финансирования образовательной деятельности в  Российской Федерации. Нормы, содержащиеся в таких нормативных правовых актах, определяют общие требования к механизмам формирования нормативов затрат на содержание и обучение детей  в дошкольных образовательных учреждениях, источники финансирования (бюджеты  бюджетной системы Российской Федерации, оплата физических и юридических  лиц), формы финансирования и порядок  расходования бюджетных средств  и средств, полученных из внебюджетных источников. В таблицах 2.1–2.2 представлена динамика финансовых затрат бюджетов Российской Федерации по финансированию системы дошкольного образования.

Консолидированный бюджет РФ

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Прирост бюджетного финансирования дошкольного  образования к предыдущему году, %

 

 

 

 

 

33,37

 

 

42,12

 

 

18,82

 

 

27,22

 

 

23.23

 

 

28,83

 

 

21,49

 

 

12,39

 

 

7,27

 

 

8,40

Доля бюджетных расходов на дошкольное образование, %

 

 

1,44

 

 

1,48

 

 

1,51

 

 

1,82

 

 

1,96

 

 

1,66

 

 

1,74

 

 

1,75

 

 

1,70

 

 

1,61

 

 

1,59

Доля расходов на дошкольное образование  в ВВП, %

 

0,44

 

0,48

 

0,56

 

0,54

 

0,54

 

0,52

 

0,54

 

0,62

 

0,57

 

0,54

 

0,52

Бюджетные расходы в расчете  на одного воспитанника ДОУ (тыс. руб. )

 

 

7,51

 

 

10,05

 

 

14,22

 

 

16,68

 

 

20,73

 

 

24,94

 

 

30,89

 

 

37,12

 

 

41,88

 

 

45,07

 

 

49,00


Таблица2.1- Бюджетное финансирование дошкольного образования

Доля затрат на образование в  целом и на дошкольное образование  в территориальных бюджетах

Бюджет субъекта РФ

Местные бюджеты

Образование

Дошкольное образование

Образование

Дошкольное образование

min

max

сред

min

max

сред

min

max

сред

min

max

сред

Российская Федерация

1,8

16,6

6,6

0,0

3,4

0,1

4,7

53,6

35,9

0,0

13,5

8,2

Центральный федеральный округ

4,3

13,4

6,9

0,0

2,4

0,1

17,9

43,6

35,4

0,0

11,8

8,1

Северо-Западный федеральный округ

2,1

15,2

6,6

0,0

3,4

0,3

4,7

46,1

33,8

2,1

11,7

9,1

Южный федеральный округ

1,8

8,0

5,9

0,0

0,5

0,1

23,9

53,6

39,7

0,0

10,7

6,9

Приволжский федеральный округ

5,1

16,6

7,3

0,0

1,6

0,1

18,9

43,5

34,8

5,2

11,3

8,9

Уральский федеральный округ

3,6

8,3

6,1

0,0

0,0

0,0

24,8

43,2

35,3

5,6

13,5

9,4

Сибирский федеральный округ

4,8

8,9

7,0

0,0

0,1

0,0

2,8

49,3

38,8

3,6

12,2

8,3

Дальневосточный федеральный округ

4,3

8,1

5,8

0,0

0,0

0,0

21,9

40,0

32,0

3,5

10,1

7,6


Таблица 2.2- Доля затрат на образование в целом и на дошкольное образование в территориальных бюджетах в разрезе федеральных округов -2008 год (%) 

 

Нормативное долевое финансирование дошкольного образования базируется на следующих принципах:

–деятельность дошкольного  образовательного учреждения финансируется  его учредителем на основе муниципального задания;

 
–финансирование дошкольного образовательного учреждения осуществляется на основе ведомственных и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете  на одного воспитанника по каждому  виду программ дошкольного образовательного учреждения;

 
–нормативы финансирования должны учитывать специфику предоставляемых  услуг и региональные особенности  деятельности дошкольных образовательных  учреждений и быть достаточными для  покрытия текущих расходов, связанных  с образовательным процессом  в дошкольном образовательном учреждении и эксплуатацией зданий, сооружений, оборудования и обустройством участков дошкольного образовательного учреждения;

 
–схема финансирования муниципальных  дошкольного образовательного учреждения определяется типовыми положениями  об образовательных учреждениях  соответствующих видов.

 
Основным показателем заданий  учредителя дошкольному образовательному учреждению, на основании которого определяются финансовые средства, необходимые  для выполнения этого задания, является объем (состав) оказываемых услуг. Остальные  показатели – качество, условия  и порядок оказания услуг –  являются крайне важными, но дополнительными  составляющими задания. Невыполнение этих показателей свидетельствует  о неготовности учреждения оказывать  услуги в соответствии с требованиями, отраженными в этих показателях, и, как следствие, ставит и перед  учреждением, и перед органом  управления образованием вопрос о возможности  функционирования учреждения, не обеспечивающего должного качества и условий предоставления услуг. Для обеспечения указанных показателей, возможно, требуются дополнительные средства на модернизацию (ремонт, техническое оснащение и т.п.) учреждения, повышение квалификации его сотрудников. Но эти средства, как правило, должны выделяться не на выполнение задания, а на развитие учреждения (финансирование мероприятий по развитию, утвержденных учредителем).

 
Функции учредителя дошкольного образовательного учреждения выполняют муниципальные  органы управления образованием, которые  и должны выдавать задания. В то же время каждое дошкольное образовательное  учреждение должно принять ребенка  в пределах численности, установленной  в лицензии. Демографический прогноз  по детям в возрасте рождения до восьми лет и оценка перспективной  вместимости ДОУ представлена в  таблице 3 и на рисунке 1 соответственно.

Рисунок 2.1- Демографический прогноз детей в возрасте от 0 до 8 лет до 2050 года (млн. человек)

 

Рисунок 2.2- Оценка перспективной  вместимости ДОУ детей от 1 года до 6 лет (тысяч человек)

 
Задание должно обеспечивать увязку показателей  объемов и качества предоставляемых  образовательными дошкольными учреждениями услуг с размерами направляемых на эти цели средств муниципального бюджета.

 
Алгоритм деятельности по формированию и размещению задания (заказа):

 
1.                  Анализ потребности в услугах дошкольного образования. Многоплановая работа, в ходе которой данные собираются и обрабатываются результаты социологических исследований, статистики, инициируется деятельность переговорных площадок по формированию гражданского заказа. Результатом анализа должны стать данные об объеме и формах услуг, уровне удовлетворенности их качеством.

 
2.                  Анализ ресурсов системы дошкольного образования. Определение ресурсоемкости сети, ее специфических характеристик (типологии и объемных показателей сети, форм территориального распределения, кадрового потенциала, материально-технических и финансовых ресурсов, нормативно-правового и программно-методического обеспечения). Данные анализа используются для формирования обоснованного задания, с одной стороны, и для принятия управленческих решений по развитию сети – с другой.

 
3.                  Формирование критериев отбора и размещение задания для подведомственных учреждений и публичного заказа на услуги дошкольного образования. В публичном конкурсе могут участвовать все имеющие лицензию на этот вид услуг образовательные учреждения, вне зависимости от организационно-правовых форм.

 
В отношении дошкольных образовательных  учреждений финансовое обеспечение  ложится на местный бюджет. В тех  случаях, когда речь идет о реализации программ дошкольного образования  в общеобразовательных учреждениях, часть расходов возлагается на бюджет субъекта Российской Федерации, который  финансирует расходы на оплату труда  работников общеобразовательных учреждений, на учебники и учебные пособия, технические  средства обучения, расходные материалы  и хозяйственные нужды.

 
Таким образом, финансируются расходы  на образование, но не на содержание ребенка  в общеобразовательном учреждении. Расходы на содержание детей в  муниципальных дошкольных образовательных  учреждениях в той их части, в  какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования – за счет бюджетов вышестоящего уровня. Модель нормативного долевого финансирования, включающая систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях, учитывает также нормы законодательства о местном самоуправлении в Российской Федерации. Затраты бюджетов на одного воспитанника дошкольных учреждений по федеральным округам представлены на рисунке 2. 

Информация о работе Бюджетное финансирование расходов на образование