Бюджетное финансирование расходов на образование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 09:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать бюджетное финансирование расходов на образование и указать пути совершенствования финансирования расходов на образование.
Объект исследования – расходы бюджета РФ на образование.
В рамках данной работы необходимо рассмотреть действующую систему финансирования образования, выявить ее недостатки и разработать пути решения. Для этого в рамках данной работы необходимо решить следующие задачи:
Оценить бюджетное финансирование расходов на образование;
Выявить проблемы бюджетного финансирования образования;

Содержание работы

Введение 4
1 Теоретические аспекты бюджетного финансирования расходов 6
на образование
1.1 Общая характеристика системы бюджетного финансирования
образования 6
1.2 Финансирование расходов на дошкольное образование и
общеобразовательные школы 10
1.3 Механизмы финансирования высшего образования 16
2 Оценка бюджетного финансирования расходов на образование 21
2.1 Сравнительный анализ расходов бюджета на дошкольное образование и общеобразовательные школы 21
2.2 Оценка расходов бюджета на высшее образование 31
2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации 34
3 Совершенствование бюджетного финансирования образования в РФ 38
3.1 Активизация применения нормативно- подушевого метода в финансировании образования 38
3.2 Проблемы бюджетного финансирования образования и пути их решения

Файлы: 1 файл

итоговый вариант курсовой по БС (Восстановлен).docx

— 140.07 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 2.3-Затраты бюджетов на 1 воспитанника дошкольных учреждений по Федеральным округам РФ 2008 год (тысяч рублей)

 
Ближайший шаг – переход от сметного к нормативному долевому финансированию, включающему систему разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных  учреждениях. Механизм нормативного долевого финансирования различных видов реализуемых основных общеобразовательных программ дошкольного образования обуславливает прозрачную конкуренцию образовательных учреждений.

 
В рамках внедрения системы разделения оплаты услуг по содержанию и обучению детей в дошкольных образовательных учреждениях активизирована работа по совершенствованию оплаты труда работников системы дошкольного образования. Новые формы оплаты и нормирования труда работников дошкольного образования основываются на новых профессионально-квалификационных группах (ПКГ) с учетом разделения оплаты труда на базовую, компенсационную и стимулирующую части. Эти принципы оплаты труда заложены в методику расчета нормативов затрат на оказание услуг по содержанию и обучению детей с учетом специфики предоставляемых услуг и региональных особенностей деятельности дошкольных образовательных учреждений. 
 
При определении затрат на оплату труда педагогических работников дошкольного образования учитываются коэффициенты уровня образования, квалификации, стажа работы, а также выплаты ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Затраты на выплаты компенсационного и стимулирующего характера определяются на основании соотношения фактической величины компенсационных выплат педагогическим работникам ДОУ и фактических затрат на оплату труда по должностным окладам (ставкам заработной платы) педагогических работников за предыдущий отчетный период.

 
В соответствии с приказом Федерального агентства по образованию от 17 ноября 2008 года №1600 учреждение в пределах имеющихся у него средств на оплату труда работников самостоятельно определяет размеры должностных окладов, а  также размеры доплат, надбавок, премий и других мер материального стимулирования без ограничения их максимальными размерами. Размеры должностных окладов по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп (ПКГ) работников образования устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Размеры должностных окладов определяются с учетом сложности и объема выполняемой работы путем умножения размера минимального (базового) оклада (ставки заработной платы) по соответствующей ПКГ на величину повышающего коэффициента по соответствующему квалификационному уровню ПКГ.

 
В соответствии со статьей 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ размеры  минимальных окладов (ставок заработной платы) работников по соответствующим  ПКГ должны устанавливаться не ниже действующих на период введения новых  систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе единой тарифной сетки.

 
Штатная численность педагогических работников определяется ДОУ самостоятельно в соответствии с количеством  часов учебного плана образовательной  программы, реализуемой в дошкольном образовательном учреждении, количеством  групп воспитанников, режимом работы ДОУ. В соответствии с Законом  РФ «Об образовании» (статья 32), Типовым  положением о дошкольном образовательном  учреждении (пункт 46) ДОУ самостоятельно устанавливает штатное расписание и должностные обязанности работников. Штатное расписание ДОУ утверждается руководителем ДОУ и включает в себя все должности работников данного учреждения.

 
Порядок установления выплат компенсационного характера педагогическим работникам ДОУ определяется с учетом разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2007 года №822. Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации. Размеры и условия осуществления выплат компенсационного характера конкретизируются в трудовых договорах работников.

 
Стимулирующие выплаты педагогическим работникам учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, устанавливаются в соответствии с положением об оплате труда работников ДОУ.

 
Стимулирование осуществляется с  учетом: 
 
-результатов аттестации и государственной аккредитации ДОУ, соблюдения лицензионных условий; 
 
-динамики физического и психического здоровья воспитанников (по результатам мониторинга); 
 
-обеспечения благоприятного психологического микроклимата (по результатам мониторинга); 
 
-результатов участия ДОУ в районных (городских), областных и всероссийских мероприятиях, результативность участия и др.; 
 
-степени удовлетворения родителей воспитанников качеством оказываемых ДОУ услуг по обучению воспитанников.

 
Размеры стимулирующих выплат рекомендуется  устанавливать в процентном отношении  к минимальным должностным окладам (ставкам заработной платы) по соответствующим  ПКГ работников образовательных  учреждений.

 
Итак, модели финансирования дошкольного  образования способствуют повышению разнообразия форм предоставления дошкольного образования, внедрению новых педагогических и здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании. В нормативы включается финансирование развития кадрового потенциала, поддержка повышения квалификации, внедрение механизмов стимулирования качества педагогического труда. Повышение охвата детей программами дошкольного образования может осуществляться за счет развития сети образовательных учреждений, интеграции и кооперации ДОУ с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, развитие домашних и семейных форм. Для этого предусматривается внести изменения в законодательство об образовании и предоставить доступ к бюджетным ресурсам всем дошкольным учреждениям, организациям и индивидуальным предпринимателям независимо от формы собственности. Несомненно, остается крайне важной задачей развитие механизмов софинансирования капитальных расходов за счет всех уровней бюджетной системы, поиск адекватных форм частно-государственного партнерства в дошкольном образовании, а также адресная социальная поддержка детей из малообеспеченных семей за счет компенсации части родительской платы.

 

 

2.2. Оценка расходов  бюджета на высшее образование

Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу «Образование»  приведены в следующей таблице.

период

      показатели

2010 год (сводная бюджетная  роспись)

2011 год (проект)

2012 год (проект)

2013 год (проект)

Объем, млрд. рублей

444,0

516,6

516,0

519,4

изменения к предыдущему  году:

 

млрд. рублей

 

72,6

-0,6

3,4

в%

 

16,4

-0,1

0,7

доля в общем объеме расходов, %

4,34

4,85

4,59

4,27

доля в ВВП, %

0,98

1,03

0,92

0,84

Без учета межбюджетных трансфертов, млрд. рублей

419,2

490,6

486,2

495,0

изменения к предыдущему  году:

 

млрд. рублей

 

71,4

-4,4

8,8

в%

 

17

-0,9

1,8

Межбюджетные трансферты, млрд. рублей

24,8

26,0

29,8

24,4

доля в разделе, %

5,6

5

5,8

4,7


Таблица 2.3 Ассигнования федерального бюджета на образование

Анализ динамики расходов федерального бюджета по законопроекту  по данному разделу показывает, что  расходы как в целом по разделу, так и без учета межбюджетных трансфертов увеличиваются по сравнению  со сводной бюджетной росписью на 2010 год. В 2013 году по сравнению с 2010 годом  увеличение составит 17 %, без учета  межбюджетных трансфертов- 18,1 %.                     В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту расходные обязательства по данному разделу определяются федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, регулирующими вопросы образования, в том числе высшего и послевузовского, минимального размера оплаты труда, стипендиального обеспечения и материального обеспечения детей-сирот, науки и научно-технической политики, федеральных целевых программ.

Расходы федерального бюджета по разделу «Образование» в соответствии с ведомственной структурой в 2011 году будут осуществлять 52 главных распорядителя бюджетных средств, в 2012 году - 51, в 2013 году - 50. Наиболее крупные из них -Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, на которые в 2011 году будет приходиться 78 % расходов по данному разделу, в 2012 году - 81 %, в 2013 году - 82 %.                                                               В структуре раздела наибольший объем расходов в 2011 - 2013 годах приходится на обеспечение высшего и послевузовского профессионального образования - 75 - 79 % общего объема расходов по данному разделу.                                                       В 2011 - 2013 годах предусматривается продолжение начатой в 2010 году ежегодной дополнительной поддержки ведущих российских университетов в сумме 30,0 млрд. рублей ежегодно, за счет которых предполагается осуществить поддержку инновационно активных вузов.                                                                   В целях внедрения государственных заданий на оказание государственных услуг в области образования Минобрнауки России сформированы и утверждены перечни государственных услуг, оказываемых министерством и находящимися в его ведении организациями. На финансирование федеральных автономных и бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги в сфере образования, в проекте бюджета предусмотрены ассигнования в виде субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и субсидий на иные цели в 2011 году в объеме 11,2 млрд. рублей, в 2012 году - 11,7 млрд. рублей, в 2013 году - 10,5 млрд. рублей.                                                   Минобрнауки России в 2010 году были утверждены государственные задания 8 автономным учреждениям, созданным на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, на содержание которых в 2010 году предусмотрены субсидии в объеме 4 992,3 млн. рублей, из которых 4 607,9 млн. рублей - на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) и 384,4 млн. рублей - на возмещение нормативных затрат на содержание имущества и налоги.                                                                                                                           Продолжится проведение эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. На поддержку образовательного кредитования студентов в 2011 - 2013 годах предполагается направлять по 706,0 млн. рублей ежегодно (на уровне 2010 года). Данный эксперимент согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. № 534 (с изменениями) должен проводиться с 2007 по 2013 год, однако на 1 июля 2010 года государственная поддержка образовательного кредитования так и не началась, планируемые ежегодно средства федерального бюджета не использовались, в том числе в 2007 году - 63,6 млн. рублей, в 2008 году - 129,8 млн. рублей, в 2009 году - 706,0 млн. рублей.                                                              По данным отчета за 2009 год, исполнение расходов федерального бюджета по разделу «Образование» составило 418,0 млрд. рублей, что на 2,5 млрд. рублей, или на 0,6 %, больше сводной бюджетной росписи с изменениями на 2009 год.

2.3 Обзор тенденций бюджетного финансирования образования в условиях его модернизации

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение  современного качества образования  на основе сохранения его фундаментальности  и соответствия актуальным и перспективным  потребностям личности, общества и  государства.

Модернизация образования - это политическая и общенациональная задача, она не должна и не может  осуществляться как ведомственный  проект.

Интересы общества и государства  в области образования не всегда совпадают с отраслевыми интересами самой системы образования, а  потому определение направлений  модернизации и развития образования  не может замыкаться в рамках образовательного сообщества и образовательного ведомства.

Активными субъектами образовательной  политики должны стать все граждане России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные институты  государственной власти, органы местного самоуправления, профессионально-педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования. Для достижения указанной цели будут решаться в  первоочередном порядке следующие  приоритетные, взаимосвязанные задачи: обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования; достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального  образования; формирование в системе  образования нормативно-правовых и  организационно-экономических механизмов привлечения и использования  внебюджетных ресурсов; повышение социального  статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной  и общественной поддержки; развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения  ответственности между субъектами образовательной политики и повышения  роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения. Основой  современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных интересов.

Стратегические цели модернизации образования могут быть достигнуты только в процессе постоянного взаимодействия образовательной системы с представителями  национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, всех заинтересованных ведомств и общественных организаций, с родителями и работодателями. Осуществление  модернизации образования затрагивает  практически каждую российскую семью. Суть изменений в образовании, их цели, направления, методы должны регулярно  разъясняться населению, а результаты общественного мнения должны пристально изучаться органами управления образованием и руководителями образовательных  учреждений и учитываться при  проведении модернизации образования.

Информация о работе Бюджетное финансирование расходов на образование