Бюджетное планирование, проблемы его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 18:27, контрольная работа

Описание работы

Бюджет является одним из столпов незыблемости и суверенитета государства, определяющий дальнейшее развитие страны и её регионов.
Государственный бюджет и бюджетная система складываются из совокупности экономических отношений возникающих при распределении и перераспределении ВНП и национального дохода. Бюджет напрямую связан со всеми стадиями воспроизводства, и в этой связи рассматриваться он должен вместе с экономическими отношениями, которые выступают в качественной форме доходов и расходов, и с которыми связано развитие и дальнейшее совершенствование бюджета, и развитие тех самых экономических отношений.
В условиях рынка бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства.

Файлы: 1 файл

бюджет,готово.docx

— 46.90 Кб (Скачать файл)

Разработка прогнозов  осуществляется в целом по Российской Федерации. Отдельно выделяется прогноз  развития государственного сектора  экономики. Прогнозы социально-экономического развития основываются на системе демографических, внешнеэкономических, социальных, а  также отраслевых, региональных и  других прогнозов отдельных общественно  значимых сфер деятельности. При разработке прогнозов предусматривается несколько  их вариантов с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних  политических, экономических и других факторов. Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели, качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической  структуры, научно-технического развития, внешнеэкономи-ческой деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Основными исходными показателями прогнозов социально-экономического развития, используемыми для разработки проекта бюджета, являются объем  ВВП, темп его роста и предполагаемый уровень инфляции. Эти показатели во многом определяют объем доходов  государственных финансов и объем  налоговых поступлений. В то же время  прогноз социально-экономического развития должен учитывать проектируемые  изменения в налоговом законодательстве и их воздействие на экономическое  развитие и налоговые доходы.

Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу  разрабатывается на период от трех до пяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочный прогноз социально-экономического развития позволяет формировать  соответствующий прогноз доходов  и расходов бюджета и учитывать  влияние изменений в налоговом  законодательстве на этот период. Первое, после вступления в должность  Президента РФ Послание, с которым  он обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный  концепции социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу. В нем характеризуется состояние  экономики России, формулируются  и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической  политики государства, направления  реализации указанных целей, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическое  развитие России на среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает  Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, исходя из положений, содержащихся в  Послании Президента РФ.

Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу  формируется раз пять лет на десятилетний период. На основе прогноза на долгосрочную перспективу Правительство РФ организует разработку концепции социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. В указанной концепции конкретизируются варианты социально-экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства их достижения. Прогнозы социально-экономического развития создают предпосылки для формирования стратегии бюджетного планирования. В целях обеспечения преемственности социально-экономической политики данные прогноза и концепции социально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются при разработке прогнозов и программ социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу.

В соответствии с прогнозом  социально-экономического развития, прогнозом  социально-экономического развития соответствующей  территории и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами, формируются  долгосрочные целевые программы, финансируемые  за счет бюджетных средств или  средств государственных внебюджетных фондов, разрабатываются и реализуются  органами исполнительной власти или  органами местного самоуправления и  утверждаются законодательными и представительными  органами местного самоуправления.

 

1.2 Составление проекта бюджета

Следующий этап бюджетного планирования — процесс составления  проекта бюджета. Главная задача разработки проекта бюджета —  определение объема денежных средств, централизуемых в бюджете с целью  финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственной  власти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренных  прогнозом экономического и социального  развития государства.

Составление проектов бюджетов – исключительная прерогатива Правительства  РФ, высших исполнительных органов  власти субъектов РФ и муниципальных  образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается Министерством  финансов РФ и территориальными финансовыми  органами.

Для составления проекта  бюджета Министерство финансов РФ и  территориальные финансовые органы должны быть обеспечены необходимой  информационной базой, которая поступает  им от соответствующего правительства, статистических, налоговых органов  и других учреждений. Главным источником информации для составления проекта  бюджета служит прогноз социально-экономического развития государства. При разработке проекта бюджета учитываются  также основные положения финансово-бюджетной  политики, принятой на соответствующий  плановый период.

Проект федерального бюджета  разрабатывается Министерством  финансов РФ по поручению Правительства  РФ.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

·  проекта федерального бюджета;

·  проектировок основных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;

·  проекта федерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.

В основу разработки проекта  федерального бюджета закладываются  направления планируемой финансово-бюджетной  политики, определенной в Бюджетном  послании Президента РФ Правительству  РФ, и показатели разработанного Министерством  экономики прогноза социально-экономичес-кого развития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочного прогноза социально-экономического развития России, показателей сводного финансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы, составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральных целевых программ.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются  сценарные условия экономического и социального развития на планируемый  год, в которых отражены главные  макроэкономические показатели и материалы  для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и  проектирования размеров основных доходов  и расходов федерального бюджета  на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и  расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную  Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с ее субъектами на плановый год и среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов  бюджетных средств по показателям  бюджетной классификации, а также  адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями  бюджетных средств.

Для проведения работы по составлению  проекта бюджета в Министерстве финансов используются материалы, расчеты  и обоснования, поступающие от субъектов, министерств и ведомств РФ. Эти  материалы сначала анализируются  специалистами, закрепленными за соответствую-щими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов. Если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

После согласования всех бюджетных  расчетов с ведомствами и субъектами Российской Федерации бюджетный  департамент Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в Правительство РФ. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Организация бюджетного планирования в условиях рынка 

 

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной  финансовый год вместе с другими  проектами и документами вносится на рассмотрение Государственной Думы не позднее 26 августа текущего года.

Центральный банк Российской Федерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную  Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной  политики на планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ и Правительством РФ.

Совет Государственной Думы (в период парламентских каникул - ее Председатель) направляет проект в  Комитет Государственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после  получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях [2].

Установленная БК РФ продолжительность  рассмотрения проекта: в первом чтении - 30 дней со дня внесения в Государственную  Думу, во втором - 35 дней со дня принятия в первом чтении, в третьем - 15 дней со дня принятия во втором.

Принятый Государственной  Думой Федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федерации  рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой.

В случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет  Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой повторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае неподписания закона Президентом закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента.

 

2.1 Исполнение бюджета

Исполнение бюджета - обеспечение  полного и своевременного поступле-ния всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансированием всех запланированных по бюджету расходов. Порядок исполнения бюджета устанавливает Правительство РФ по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерации и органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерство финансов, вся система органов управления финансами.

Бюджеты всех уровней бюджетной  системы России исполняются на основе принципа единства кассы, который предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета  и осуществление всех предусмотренных  расходов с единого счета бюджета.

Исполнение бюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление бюджетных доходов  на единый счет федерального бюджета; распределение в соответствии с  утвержденным бюджетом федеральных  регулирующих налогов; возврат излишне  уплаченных сумм доходов; учет доходов  федерального бюджета и составление  отчетности в соответствии с бюджетной  классификацией РФ.

По расходам бюджет исполняется  специальными субъектами — участниками  бюджетных правоотношений, называемыми  главным распорядителем бюджетных  средств, распорядителями бюджетных  средств, получателями бюджетных средств.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета (субъекта федерации, местного) – это орган государственной  власти РФ или местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право  распределять средства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификацией расходов федерального бюджета.

Информация о работе Бюджетное планирование, проблемы его совершенствования