Бюджетное устройство, бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится целенаправленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Файлы: 1 файл

5711.docx

— 27.57 Кб (Скачать файл)

1. Бюджетное устройство, бюджетная  система Российской Федерации и принципы ее построения

 

Одним из механизмов, позволяющих государству  проводить экономическую и социальную политику, является  финансовая система  общества и входящий в ее состав – государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится целенаправленное воздействие на образование  и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Бюджет  – это форма образования и  расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государства и местного самоуправления.

С помощью  государственного бюджета государственные  власти получают финансовые ресурсы  для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т.е. для выполнения государством возложенных  на него функций.

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность  осуществления властных полномочий.

Бюджет  отражает размеры необходимых государству  финансовых ресурсов и определяет тем  самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Как экономическая  категория, бюджетные отношения  являются составной частью финансовых отношений, следовательно им присуща денежная форма и основные функции финансов.

Бюджет  выполняет следующие задачи:

- перераспределение  ВВП;

- государственное  регулирование и стимулирование  экономики;

- финансовое  обеспечение бюджетной сферы  и осуществление социальной политики  государства;

- контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств.

Распределительная функция бюджета проявляется  через формирование и использование  централизованных фондов денежных средств  по уровням государственной и  территориальной власти и управления.

С помощью  бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические  отношения, направляя бюджетные  средства на поддержку и развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две  взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:

1) образование доходов бюджета;

2)  использование бюджетных средств.

Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов государственной  власти РФ, органов государственной  власти субъектов РФ и органов  местного самоуправления.

Доходы  бюджета имеют существенные различия по их плательщикам, объектам обложения, методам изъятия, срокам уплаты и  др. Но вместе с тем они отличаются единством, т.к. преследуют одну цель –  формирование доходной части бюджетов разных уровней.

Доходы  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых  доходов являются вновь созданная  стоимость и доходы, полученные в  результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения  уже полученных доходов по уровням  бюджетной системы.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного самоуправления.

Через бюджетные  расходы финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств.

В бюджете  только определяются размеры бюджетных  расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели.

За счет расходов бюджета происходит перераспределение  бюджетных средств по уровням  бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные  ссуды. Расходы бюджета носят  в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться  только бюджетные кредиты и бюджетные  ссуды. Структура бюджетных расходов устанавливается непосредственно  в бюджетном плане и зависит, как и бюджетные доходы, от экономической  ситуации и общественных приоритетов.

Контрольная функция бюджета действует одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

Бюджетное устройство представляет собой организационные  принципы построения бюджетной системы, ее структуру, взаимосвязь, объединяемых в ней бюджетов.

Составляющей  частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов, действующих на территории страны.

Элементами  бюджетной системы являются все  юридические лица, получающие средства из любого уровня бюджета (федерального, регионального или местного).

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном  устройстве РФ, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Зачатки бюджетной системы в России зарождались  еще в XIII веке. Первыми источниками  поступлений в княжескую казну  на Руси были дань (в натур. форме), затем подати, местные налоги, подворный налог, подушная подать, мирские повинности, налог с недвижимого имущества, промысловый налог, поземельный налог и пр. Менялся и аппарат управления бюджетами: казенные палаты – на губернском уровне и на казначейства – уездном уровне. Бюджеты были земские, волостные и пр.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- I уровень  - федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

- II уровень  - бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов;

- III уровень  - местные бюджеты.

Помимо  вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный  бюджет, который представляет собой  свод бюджетов всех уровней на соответствующей  территории. Например, консолидированный  бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей  территории

Бюджеты, входящие в бюджетную систему  РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов  РФ не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.

Основным  нормативно-правовым актом, регулирующим бюджетную систему и бюджетное устройство в РФ, является Бюджетный кодекс РФ принятый федеральным законом от 31 июля 1998г. №145ФЗ вступивший в действие 1 января 2000г.

Бюджетный кодекс служит целям финансового  регулирования, устанавливает общие  принципы  бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система РФ построена на основе следующих  принципов:

Перечень  принципов бюджетной системы  Российской Федерации:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств.

Характеристика  принципов бюджетной системы  РФ

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации бюджетной  системы Российской Федерации, санкций  за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок  установления и исполнения расходных  обязательств, формирования доходов  и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней

Принцип разграничения доходов и расходов между бюджетами разных уровней  означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов и расходов за бюджетами бюджетной системы  Российской Федерации, а также определение  полномочий органов государственной  власти (органов местного самоуправления) по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

- право  и обязанность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления самостоятельно  обеспечивать сбалансированность  соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

- право  и обязанность органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на соответствующем  уровне бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим  Кодексом;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  устанавливать в соответствии  с законодательством Российской  Федерации о налогах и сборах  налоги и сборы, подлежащие  зачислению в бюджеты соответствующего  уровня бюджетной системы Российской  Федерации;

- право  органов государственной власти  и органов местного самоуправления  в соответствии с настоящим  Кодексом самостоятельно определять  формы и направления расходования  средств бюджетов (за исключением  расходов, финансовое обеспечение  которых осуществляется за счет  субсидий и субвенций из бюджетов  других уровней);

- недопустимость  установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно  за счет средств бюджетов двух  и более уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  или за счет средств консолидированных  бюджетов, или без определения  бюджета, за счет средств которого  должно осуществляться исполнение  соответствующих расходных обязательств;

- недопустимость  непосредственного исполнения расходных  обязательств органов государственной  власти и органов местного  самоуправления за счет средств  бюджетов других уровней;

- недопустимость  введения в действие в течение  финансового года органами государственной  власти и органами местного  самоуправления решений и изменений  бюджетного законодательства и  (или) законодательства о налогах  и сборах, приводящих к увеличению  расходов и (или) снижению доходов  бюджетов других уровней без  внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

- недопустимость  изъятия в течение финансового  года дополнительных доходов,  экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного  исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований означает определение  бюджетных полномочий органов государственной  власти субъектов Российской Федерации  и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов, определение  объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Информация о работе Бюджетное устройство, бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения