Бюджетное устройство, бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:44, контрольная работа

Описание работы

Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Содержание работы

1. Понятие бюджетного устройства
2. Бюджетная система Республики Беларусь
3. Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь
Литература

Файлы: 1 файл

Тема 16.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Тема 16. Бюджетное устройство, бюджетный  процесс

1. Понятие бюджетного  устройства

2. Бюджетная система  Республики Беларусь

3. Основы бюджетного  процесса в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие бюджетного  устройства

Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

В разных странах мира бюджетное устройство отличается особенностями  в зависимости от государственного устройства, территориально – административного деления, уровня развития экономики и некоторых других специфических черт конкретного государства.  
Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер, взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами государственного управления, власти.

По форме государственного устройства все государства можно  подразделить на три основные группы:

- унитарное;

- федеративное;

- конфедеративное; 

- империя. 

Унитарное государство – это цельное единое государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственной независимости не обладают.

К унитарным государствам относятся такие государства, как  Франция, Турция, Япония, Финляндия.

Федерация – представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство.  
Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием быта и культуры народов, входящих в союзное государство.

Федерации строятся по территориальному и национальному признаку, который  в значительной мере определяет характер, содержание, структуру государственного устройства.

Конфедерация – это временный юридический союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих интересов.  
При конфедеративном устройстве государства – члены конфедерации – сохраняют свои суверенные права, как во внутренних, так и во внешних делах.

Как правило, конфедеративные государства не долговечны, либо они распадаются, либо превращаются в федерацию: Германский союз (1815-1867), Швейцарский союз (1815-1848) и США, когда в 1781 году была законодательно утверждена конфедерация.

Империя – сложное  государство, которое состоит из главы государства (метрополия) и ее колоний. Примером может быть Древне Римская империя.

Бюджетное устройство также  включает в себя более частные  понятия: бюджетная система; бюджетное  право; бюджетный процесс; бюджетное  регулирование.

Бюджетный процесс – регламентированная Конституцией Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь, настоящим Законом и другими нормативными актами деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Составление бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год производится в соответствии с законодательством Республики Беларусь на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогнозных оценок доходов, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных и региональных программ в сроки, устанавливаемые Правительством Республики Беларусь и местными исполнительными и распорядительными органами.

Республиканский бюджет утверждается законом Республики Беларусь, местные бюджеты – решениями местных Советов депутатов.

Финансовый (бюджетный) год  на территории Республики Беларусь устанавливается  с 1 января по 31 декабря календарного года.

Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый (бюджетный) год.

Правительство Республики Беларусь устанавливает для Министерства финансов сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированного бюджета Республики Беларусь, республиканского бюджета и консолидированных бюджетов областей и города Минска.

Областными (Минским городским) исполнительными и распорядительными органами устанавливаются для финансовых органов сроки составления расчетных показателей по доходам и расходам консолидированных бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, местных бюджетов. При этом окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год производится после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в соответствующие местные бюджеты.

Для определения бюджетно-финансовой политики в соответствии с программой социально-экономического развития Республики Беларусь областные (Минский городской) исполнительные и распорядительные органы представляют в Министерство финансов консолидированные бюджеты на очередной финансовый (бюджетный) год и отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий финансовый (бюджетный) год в порядке и сроки, установленные Министерством финансов.

Порядок и сроки составления  и представления местными исполнительными и распорядительными органами консолидированных местных бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год и отчетов об их исполнении за предыдущий финансовый (бюджетный) год устанавливаются финансовыми органами местных исполнительных и распорядительных органов вышестоящего уровня с учетом порядка и сроков, установленных для них Министерством финансов.

Формы бюджетной документации по республиканскому и местным бюджетам определяются Министерством финансов.

Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов и местными финансовыми органами (соответствующими исполнительными и распорядительными органами).

Составление проектов бюджетов осуществляется на основании прогноза социально-экономического развития республики, основных направлений бюджетно-финансовой политики.

Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год представляются на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

При необходимости внесения изменений и дополнений в акты законодательства Республики Беларусь, регулирующие порядок налогообложения, Президент Республики Беларусь вносит в Парламент Республики Беларусь проекты соответствующих законов либо до внесения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, либо одновременно с этим проектом.

Проект закона о бюджете  Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год рассматривается  Парламентом Республики Беларусь в  соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

Бюджетное право представляет собой совокупность юридических норм, определяющих бюджетную систему государства, компетенции центральных и местных органов власти по составлению бюджета, распределению доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, а также порядок утверждения и исполнения бюджетов.

Участники бюджетного процесса наделены законодательством определенными  полномочиями, основное содержание которых  заключается в праве получать определенные доходы, распределять бюджетные  средства в отраслевом и территориальных разрезах, использовать их по целевому назначению.

Круг разнообразных  полномочий органов государственной  власти и государственного управления по поводу бюджета охватывается понятием «бюджетные права».

Бюджетные права всех участников бюджетного процесса закреплены в Конституции Республики Беларусь, Законе о бюджетной системе, Законе о местном хозяйстве и местном самоуправлении, некоторых других законах и подзаконных актах.

Бюджетные права четко  распределены между законодательной  и исполнительной властью, республиканским и местными уровнями их представительства.

Верховный Совет республики утверждает:

1. Государственный бюджет  Республики Беларусь – в общей  сумме доходов с выделением  основных доходных источников  и в общей сумме расходов  с выделением ассигнований: на финансирование народного хозяйства; социально – культурные мероприятия и мероприятия по социальной защите населения; оборону; содержание органов государственной власти, государственного управления, суда и прокуратуры.

2. Республиканский бюджет.

3. Нормативы отчислений от общегосударственных доходных источников в местные бюджеты областей и г. Минска.

Основополагающим правом местных Советов является их право  на наличие собственного бюджета  и самостоятельное его составление, утверждение и исполнение.

Бюджетные права – категория  не застывшая, они находятся в  постоянном развитии и совершенствовании.

Бюджетное регулирование – перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.

 

2. Бюджетная система  Республики Беларусь

Центральное место в  бюджетном устройстве занимает бюджетная  система, которая представляет собой  совокупность отдельных самостоятельных  бюджетов регионов, объединенных в  государственном бюджете.

Бюджетная система Республики Беларусь – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. [Статья 2 Бюджетного Кодекса РБ]

В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский бюджет и местные бюджеты.

Местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска). [Статья 6 Бюджетного Кодекса РБ]

Структура бюджетной  системы 

Вышестоящий бюджет –  бюджет вышестоящей административно  – территориальной единицы по отношению к бюджету нижестоящей административно – территориальной единицы.

Нижестоящий бюджет –  бюджет нижестоящей административно  – территориальной единицы по отношению к бюджету вышестоящей  административно – территориальной  единицы.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов на соответствующей  территории без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами, бюджетных кредитов и процентов  за пользование ими.

Консолидированный бюджет района состоит  из бюджетов сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районного бюджета.

Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных  бюджетов районов, бюджетов городов  областного подчинения, расположенных на территории области, и областного бюджета.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь состоит  из республиканского бюджета, консолидированных  бюджетов областей и бюджета г. Минска.

Консолидированный бюджет сектора государственного управления Республики Беларусь состоит из консолидированного бюджета Республики Беларусь, бюджетов государственных внебюджетных фондов, средств от приносящей доходы деятельности (далее - внебюджетные средства) бюджетных организаций. [Статья 7 Бюджетного Кодекса РБ]

Чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь может вводиться в случае введения в установленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения.

Бюджетная система Республики Беларусь основывается на принципах: единства, полноты отражения доходов и расходов бюджетов, сбалансированности бюджетов, гласности, самостоятельности бюджетов, эффективности использования бюджетных средств, общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов, достоверности бюджетов, адресности и целевого назначения бюджетных средств, ответственности участников бюджетного процесса.

Принцип единства означает, что единство бюджетной  системы Республики Беларусь обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией Республики Беларусь, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учета и отчетности.

Информация о работе Бюджетное устройство, бюджетный процесс