Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:44, контрольная работа
Бюджетное устройство включает в себя понятие организации и принципов построения бюджетной системы, определяет взаимоотношения звеньев бюджетной системы. Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджета.
1. Понятие бюджетного устройства
2. Бюджетная система Республики Беларусь
3. Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь
Литература
Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает, что все доходы и расходы бюджетов, определенные законодательством, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и полном объеме.
Принцип сбалансированности бюджетов означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении бюджета государственные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
Принцип гласности означает открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, а также опубликование в установленном порядке в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов (кроме сведений, отнесенных к государственным секретам).
Принцип самостоятельности бюджетов обеспечивается наличием у бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета, а также правом соответствующих государственных органов в порядке, установленном законодательством, определять направления расходов, самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Принцип эффективности
использования бюджетных
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением:
1. расходов государственных целевых бюджетных фондов;
2. целевых средств, полученных из бюджетов других уровней бюджетной системы Республики Беларусь;
3. государственных займов;
4. добровольных взносов;
5. средств фондов предупредительных (превентивных) мероприятий;
6. средств бюджета в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
7. средств бюджета за пределами территории Республики Беларусь;
8. иных случаев, предусмотренных Президентом Республики Беларусь и (или) законами, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Принцип достоверности бюджетов означает,
что бюджеты формируются на основе
обоснованных прогнозных макроэкономических
показателей социально-
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса. [Статья 8 Бюджетного Кодекса РБ]
Все основные принципы организации бюджетной системы закреплены в «Бюджетном кодексе Республики Беларусь». В соответствии с этими принципами и сформирована бюджетная система.
3. Основы бюджетного процесса в Республике Беларусь
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством деятельность государственных органов, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчетов об их исполнении. [Статья 2 Бюджетного Кодекса РБ]
Составление проектов республиканского
бюджета и местных бюджетов на
очередной финансовый год осуществляется
в целях определения объема денежных
средств,
необходимых для выполнения функций государственных
органов Республики Беларусь, экономического
и социального развития Республики Беларусь
и соответствующих административно-
Составлению проектов республиканского бюджета и местных бюджетов предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.
Прогнозы основных параметров экономического
развития Республики Беларусь и параметров
важнейших денежно-кредитных
Министерство экономики
Национальный банк Республики Беларусь до 1 апреля года, предшествующего плановому, представляет в Министерство финансов прогноз параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь на три года. [Статья 83 Бюджетного Кодекса РБ]
Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется в соответствии с законодательством Правительством Республики Беларусь и соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами. Непосредственное составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов производится Министерством финансов и местными финансовыми органами (проектов бюджетов первичного уровня - соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами).
В целях своевременного и качественного составления проектов местных бюджетов местные финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от местных финансовых органов другого уровня бюджетной системы Республики Беларусь, а также от иных государственных органов и организаций. [Статья 84 Бюджетного Кодекса РБ]
При подготовке проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год составляются следующие документы и материалы:
- основные направления бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь, включая среднесрочную финансовую программу;
- оценка ожидаемого исполнения республиканского бюджета и консолидированного бюджета Республики Беларусь за текущий финансовый год;
- пояснительная записка к проекту республиканского бюджета и расчетным показателям консолидированного бюджета Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая информацию об экономическом положении государства и основных прогнозных макроэкономических показателях Республики Беларусь на очередной финансовый год;
- расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на планируемый финансовый год;
- основные показатели взаимоотношений республиканского бюджета с местными бюджетами;
- прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов республиканского бюджета;
- справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета;
- сведения о государственном долге Республики Беларусь, в том числе по формам долговых обязательств;
- другие документы и материалы.
Все документы и материалы представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей. [Статья 88 Бюджетного Кодекса РБ]
Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году.
Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.
Утверждение нижестоящих бюджетов
производится после утверждения
соответствующих вышестоящих
Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами. [Статья 96 Бюджетного Кодекса РБ]
Проект закона о республиканском
бюджете на очередной финансовый
год рассматривается
Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь и иные законы при необходимости внесения в них изменений, а также принятие других законов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 21 Бюджетного Кодекса Республики Беларусь. [Статья 99 Бюджетного Кодекса РБ]
Местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов.
Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним.
Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов. [Статья 100 Бюджетного Кодекса РБ]
Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов.
Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам.
Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках.
Фактическими расходами считают
Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета, в том числе государственного целевого бюджетного фонда, включая инновационный фонд, а также государственного внебюджетного фонда.
В случае несоответствия решений местных Советов депутатов закону о республиканском бюджете и решениям местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год либо несоблюдения их местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов, его территориальными органами или вышестоящими местными финансовыми органами в бесспорном порядке. [Статья 101 Бюджетного Кодекса РБ]
Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов.
Министерство финансов определяет порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов бюджетов, их особенности в текущем финансовом году, порядок организации и осуществления исполнения бюджетов по расходам, порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки составления и представления отчетов об исполнении местных бюджетов, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств. [Статья 102 Бюджетного Кодекса РБ]
Финансовый (бюджетный) год на территории Республики Беларусь устанавливается с 1 января по 31 декабря календарного года.
Участниками бюджетного процесса являются:
- Президент Республики Беларусь;
- Парламент Республики Беларусь;
- Правительство Республики Беларусь;
- местные Советы депутатов;
- местные исполнительные и распорядительные органы;
- органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Национальный банк Республики Беларусь;
- иные государственные органы, на которые в соответствии с законодательством возложены права и обязанности по регулированию бюджетных отношений, организации и осуществлению бюджетного процесса;
- распорядители и получатели бюджетных средств;
- банки, иные организации и индивидуальные предприниматели, участвующие в бюджетном процессе. [Статья 78 Бюджетного Кодекса РБ]
Бюджетное законодательство основывается на Конституции Республики Беларусь и включает в себя следующие акты законодательства: