Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 16:14, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие основных аспектов бюджетной системы, принципов межбюджетных отношений и специфику бюджетов на федеральном, региональном уровнях и бюджетов муниципальных образований.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
- Рассмотреть бюджет как экономическую категорию;
- Раскрыть распределенные отношения бюджета;
Введение…………………………………………………………………..4 Глава 1. Государственный бюджет………………………………………..6
1.1. Экономическая роль государственного бюджета. ……………..6
1.2. Понятие бюджетной системы и бюджетного
устройства………………………………………………………………………….9
Глава 2. Устройство бюджетной системы РФ. ………………………12
2.1. Принципы функционирование бюджетной системы РФ……. 12
2.2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ...15
Заключение……………………………………………………………....21
Список использованной литературы…………………………………23
В зависимости от политических структур государства можно условно выделить три вида государственной системы: унитарное государство, федеральное государство, конфедеративное государство.
Унитарное государство
– это единые государство, состоящие лишь
из административно-
В унитарном государстве бюджетное устройство состоит из двух уровней бюджетов - государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления.
Федеративное государство – это союзные государства, создаваемые из ряда государственных образований – штатов, земель, республик.
В федеративном
государстве административно-
Конфедерация - союз государств, созданный для достижения определенных целей.
Конфедеративное
(объединенное) государство основано
на постоянном союзе
Рис.1. Схема бюджетного устройства унитарного и федерального государства.
Глава 2. Устройство бюджетной системы РФ
2.1. Принципы функционирование бюджетной системы РФ
Бюджетная система Российской Федерации - это, согласно российскому законодательству, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Законодательный акт, согласно которому функционирует бюджет и который упоминается в предыдущих двух абзацах - Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в июле 1998 года.
Бюджетная система Российской Федерации основывается на ряде принципов. Перечень принципов бюджетной системы РФ установлен гл. 5 Бюджетный кодекса Российской Федерации.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации являются:
а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
б) наличие собственных источников доходов оборотов каждого уровня бюджетной системы, определяемых в соответствии с законодательством России;
в) законодательное закрепление регулирующий доходов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством;
г) право органов государственной власти т органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств бюджетов, определять источники покрытия дефицитов бюджетов.
Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей учитываются по доходам бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.
5. Принцип сбалансированности бюджетов. Сбалансированность бюджетов означает, что объем предусмотренных расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита. При составлении бюджетов органы власти должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.
6. Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств. Принцип эффективности и экономности использование бюджетных средств означает, что при составлении бюджетов и использовании бюджетных средств уполномоченные органы и получатели средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с определенного объема бюджетных средств.
7. Принцип гласности означает опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их использовании, полноту представления информации о ходе использования бюджетов, а также доступность иных сведений по решению органов государственной власти и органов местного самоуправления, открытость для общества процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов. Секретные статьи могут утверждаться только в состав федерального бюджета.
8. Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей прогнозов
9. Принцип адресности
и целевого характера
В соответствии с Федеральным законом « О внесении и изменении и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации » от 5 августа 2000 г. №116-ФЗ доходы бюджета и поступления из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случаи централизации средств – из бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Действия должностных лиц, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, к расходованию их на цели, не обозначенные в бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
2.2. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы РФ
Бюджетное устройство Российской Федерации определяется ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией Российской Федерации. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ (1993 г.) « Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. »
Российская Федерация состоит из республик, краев областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свои конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство.
Бюджетная система Российской Федерации – России представляет собой совокупность бюджетов, существующих на территории Российской Федерации. Бюджетная система РФ является составной частью финансовой системы РФ.
Статья 10 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (Федеральный
закон от 31 июля 1998 г. № 145- ФЗ) закрепляет
в России трехуровневую
Каждый из бюджетов на каждом уровне служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов.
Схема построения бюджетной системы Российской федерации приведена на рис. 2.
Таким образом бюджетная система РФ включает:
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Государственной Думой в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной политики.
Рис. 2. Схема бюджетной системы Российской Федерации
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
В настоящее время на уровне субнациональных (региональных и местных) бюджетов сосредоточено около половины налоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, примерно 60% непроцентных расходов. По данным параметрам Россия практически не уступает, а по доле доходов местных бюджетов (25%) уверенно опережает большинство федеративных государств (для сравнения: в середине 90-х годов доля доходов субнациональных бюджетов в США составляла 46%, в том числе местных бюджетов - 20%, в Канаде - соответственно 54 и 12%, в Германии - 53 и 16%)
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ, а именно:
- налога на прибыль (доход)
предприятий и организаций - по
установленным ставкам в
- НДС на товары (работы,
услуги), производимые (выполняемые, оказываемые)
на территории РФ, за исключением
налога на добавленную
- акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;
- акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые автомобили, - в размере 100 процентов доходов;
- лицензионных и
- подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;
- налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;
Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система