Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:23, статья
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.
Бюджетное устройство Российской Федерации
ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"
Понятие бюджетного учреждения
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.
Понятие бюджетного учреждения приведено в статье 161 БК РФ.
Бюджетное учреждение, по определению
статьи 161 БК РФ, это организация, созданная
органами государственной власти Российской
Федерации, органами государственной
власти субъектов Российской Федерации
или органами местного самоуправления
для осуществления
Бюджетными учреждениями признаются так же, организации, наделенные государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления, не имеющие статуса федерального казенного предприятия.
Исходя из этого определения, отличие бюджетных учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в том, что:
· они созданы органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти, которые (органы) и являются собственниками имущества бюджетных учреждений;
· они созданы для выполнения функций некоммерческого характера;
· они финансируются из соответствующего бюджета или государственного внебюджетного фонда;
· смета доходов и расходов бюджетного учреждения составляется и утверждается в установленном порядке и является основой для выделения и расходования бюджетных средств.
Таким образом, для того чтобы правильно
определить статус организации, необходимо
учитывать порядок
Так, например, унитарные предприятия
(к ним относится большая
Бюджетные учреждения являются частью бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов всех уровней, основанную на государственном устройстве Российской Федерации, на экономических отношениях и регулируется нормами права.
Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
Бюджетная система Российской Федерации в соответствии со статьей 10 БК РФ состоит из бюджетов следующих уровней:
· федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· местные бюджеты, в том числе;
· бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
· бюджеты городских и сельских поселений.
Федеральные бюджеты и бюджеты субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме законов, местные - в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления или в порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Принципы финансирования бюджетных учреждений
Бюджетные учреждения могут финансироваться за счет средств:
- федерального бюджета
- бюджета субъекта Российской Федерации,
- местного бюджета,
- государственных внебюджетных фондов,
- бюджетов всех уровней,
- внебюджетных доходов,
- средств, поступивших во
Финансирование бюджетных учреждений происходит в несколько этапов:
1. Составление и утверждение
бюджетной росписи. Бюджетная
роспись составляется на
2. Уведомление о бюджетных
3. Составление сметы доходов
и расходов. Бюджетные учреждения
в течение 10 дней со дня получения
уведомлений о бюджетных
4. Лимиты бюджетных обязательств
представляют собой предельный
объем прав получателя на
На основании уведомлений о
выделенном лимите получатели бюджетных
средств имеют право
Понятие «главный распорядитель бюджетных средств» разъясняется в статье 158 БК РФ.
Прежде всего, данной статьей выделены:
- главный распорядитель средств федерального бюджета,
- главный распорядитель средств
бюджета субъекта Российской
Федерации, средств местного
Главный распорядитель средств федерального бюджета это орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Главным распорядителем средств федерального бюджета является также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Названные бюджетные учреждения имеют право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств.
Главные распорядители средств
федерального бюджета включаются в
ведомственную классификацию
Главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, средств местного бюджета являются:
- орган государственной власти субъекта Российской Федерации,
- орган местного самоуправления,
- бюджетное учреждение, имеющие
право распределять бюджетные
средства по подведомственным
распорядителям и получателям
средств бюджета субъекта
Главный распорядитель бюджетных средств имеет право:
- представлять сторону
- определять задания по
- утверждать сметы доходов и
расходов подведомственных
- составлять бюджетную роспись,
распределять лимиты бюджетных
обязательств по
- вносить изменения в
- осуществлять контроль
- осуществлять контроль за
Главный распорядитель бюджетных средств обязан подготовить и представить органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета, сводный отчет об исполнении бюджета по выделенным средствам, сводную смету доходов и расходов, а также отчет о выполнении задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг.
Главный распорядитель средств бюджета выступает в суде в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:
- о возмещении вреда,
- предъявляемым в порядке
Получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 162 БК РФ, это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Бюджетная роспись это документ,
в котором производится поквартальное
распределение доходов и
Бюджетная роспись устанавливает
распределение бюджетных
В статье 163 БК РФ перечислены права
и обязанности получателей
Получатели бюджетных средств имеют право на:
1) своевременное получение и
использование бюджетных
2) своевременное доведение
3) компенсацию в размере
Получатели бюджетных средств обязаны:
1) своевременно подавать
2) эффективно использовать
3) своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;
4) своевременно и в полном
объеме вносить плату за
5) своевременно представлять
Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства строго на определенные цели (статья 70 БК РФ):
· на оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
· на перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
· на трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;
· на командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· на оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
· на оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов в порядке, предусмотренном статьей 71 БК РФ.
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации