Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:23, статья
Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ) является основным нормативным актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникающие в процессе планирования, составления и утверждения бюджетов всех уровней, формирования доходов и осуществления расходов соответствующих бюджетов, а так же взаимоотношения между учреждениями, министерствами, ведомствами, распорядителями финансов и прочими субъектами бюджетных отношений.
Статья 71 БК РФ устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.
Обратите внимание!
Расходование бюджетных
В случае выявления фактов не целевого
использования бюджетных
Блокировка расходов бюджета проводится по решению руководителя финансового органа на любом этапе исполнения бюджета. Решение о блокировке расходов отменяется только после выполнения учреждением условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.
Данное положение подтверждает и существующая арбитражная практика.
Так в Постановлении ФАС
Как было уже отмечено, бюджетные учреждения использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.
При этом, если бюджетное учреждение
помимо бюджетного финансирования имеет
доходы от предпринимательской
Использование бюджетных средств
бюджетными учреждениями, подведомственными
федеральным органам
Обратите внимание!
Бюджетные учреждения не имеет права получать кредиты (займы) у кредитных организаций, других юридических, физических лиц, из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Внебюджетная деятельность бюджетных учреждений
Одним из критериев, определяющих принадлежность
организации к бюджетным
Все бюджетные организации имеют право заниматься предпринимательской (внебюджетной) деятельностью.
Предпринимательская деятельность, по
определению статьи 2 ГК РФ, представляет
собой самостоятельную, осуществляемую
на свой риск деятельность, направленную
на систематическое получение
В условиях рыночной экономики бюджетные организации, для того, чтобы восполнить недостаток бюджетных средств на финансирование расходов, вынуждены искать иные источники поступления денежных средств. Доходы от предпринимательской деятельности и явились таким дополнительным источником финансирования. В настоящее время, в большинстве бюджетных учреждений более половины всех ресурсов составляют доходы от предпринимательской деятельности.
Таким образом, сложилась такая
ситуация, когда предпринимательская
деятельность бюджетных учреждений
приобрела серьезную значимость
и возникла необходимость организации
четкого механизма
Но на практике оказалось довольно сложно разделить предпринимательскую и основную деятельность.
Пунктом 1 статьи 50 ГК РФ установлено, что все юридические лица (организации) подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Некоммерческие организации это организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Бюджетные учреждения относятся к некоммерческим организациям.
В соответствии с пунктом 3 статьей 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Так, например, оказание учреждениями
услуг образования или
Таким образом, четкого официального определения, является та или иная деятельность бюджетного учреждения предпринимательской или нет, пока не дано.
Поэтому в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) было определено, что предметом налогообложения является выручка от реализации или доход, а не предпринимательская деятельность.
Льготы при налогообложении
так же предоставляются не применительно
к характеру деятельности, а для
каждого конкретного вида операций
или вида поступлений. Хотя часть
местных законов о
В связи с этим назовем критерии, по которым можно определить, относится ли данный вид деятельности к основной или к предпринимательской. Эти критерии не являются обязательными и исчерпывающими. В каждом конкретном случае характер деятельности учреждения должен определяться с учетом всех факторов и особенностей деятельности.
К основной деятельности относятся:
· оказание услуг, определенных для данного учреждения законом или иным нормативным правовым актом;
· цены на услуги устанавливаются или регулируются вышестоящей организацией или органом власти;
· оказываемые услуги являются социально значимыми;
· доходы от оказания услуг направляются на цели, определенные законом, иными нормативными правовыми актами или уставом учреждения;
· деятельность по оказанию услуг осуществляется на основании сметы.
На основании БК РФ доходы от платных
услуг, оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации или органов местного
самоуправления, после уплаты налогов
и сборов, предусмотренных налоговым
законодательством, являются неналоговыми
доходами соответствующих бюджетов.
Они в полном объеме учитываются
в смете доходов и расходов
бюджетного учреждения и отражаются
в доходах соответствующего бюджета
как доходы от использования имущества,
находящегося в государственной
или муниципальной
Таким образом, законодательно утверждено положение о том, что при осуществлении бюджетными учреждениями деятельности, приносящей доход необходимо уплачивать налоги.
По поводу порядка направления
в бюджеты доходов от предпринимательской
деятельности Министерство финансов Российской
Федерации дало пояснения в Письме
от 10 ноября 2002 года №03-01-01/12-403 «О доходах
бюджетных учреждений, полученных от
предпринимательской
Следовательно, порядок направления в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты доходов бюджетных учреждений, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также механизм расходования данных средств определяются самостоятельно законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации.
Нормативное регулирование порядка
отражения в бюджетном учете
операций, связанных с осуществлением
предпринимательской
В основе проблем учета платных
услуг лежит противоречивость действующего
законодательства Российской Федерации.
Так, доходы от предпринимательской
деятельности бюджетных учреждений
в соответствии со статьями 41 и 42 БК
РФ являются неналоговыми доходами соответствующего
бюджета, но только после уплаты начисленных
на них в соответствии с действующим
налоговым законодательством
Начиная с 2005 года, все бюджетные учреждения используют в своей деятельности только лицевые счета, открытые финансовыми органами, осуществляющими кассовое обслуживание и исполнение бюджета.
Полученные от предпринимательской
деятельности денежные средства в полном
объеме поступают на счет доходов
бюджета и расходуются на основании
принятых лимитов бюджетных
Вот какие разъяснения по этому вопросу дает Минфин Российской Федерации в Письме от 5 декабря 2005 года №03-03-04/4/96:
«В соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном главой 25 НК РФ.
Особенности ведения налогового
учета бюджетными учреждениями установлены
статьей 321.1 НК РФ, в соответствии с
которой налогоплательщики - бюджетные
учреждения, финансируемые за счет
средств бюджетов всех уровней, государственных
внебюджетных фондов, выделяемых по смете
доходов и расходов бюджетного учреждения,
и получающие доходы от иных источников,
в целях налогообложения
В целях главы 25 НК РФ иными источниками - доходами от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
Статьей 321.1 НК РФ предусмотрено также, что в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств.
В соответствии с пунктом
4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (далее - БК РФ) к неналоговым
доходам бюджета относятся
В целях БК РФ средства,
полученные бюджетным учреждением
от предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности, включаются в
состав доходов соответствующих
бюджетов после уплаты налогов и
сборов, предусмотренных
Согласно пункту 2 статьи
42 БК РФ доходы бюджетных учреждений,
полученные от предпринимательской
и иной деятельности, приносящей доход,
отражаются в доходах соответствующего
бюджета как доходы от оказания платных
услуг и учитываются в смете
доходов и расходов бюджетного учреждения
в полном объеме после уплаты с
указанных доходов налогов и
сборов, предусмотренных
Доходы бюджетных учреждений,
о которых идет речь, могут быть
направлены в качестве средств целевого
бюджетного финансирования этим бюджетным
учреждениям только после уплаты
с таких доходов налогов и
сборов, предусмотренных
Таким образом, из положений
налогового и бюджетного законодательства
следует, что доходы бюджетного учреждения
от оказания платных услуг первоначально
направляются на покрытие расходов, связанных
с осуществлением деятельности, направленной
на получение дохода, и уплату налогов
в соответствии с налоговым законодательством,
а затем в оставшейся после
налогообложения части
Информация о работе Бюджетное устройство Российской Федерации