Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 18:09, контрольная работа
Бюджет является ведущим звеном финансовой системы государства и главной формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов формирует бюджетную систему государства. Бюджетное устройство представляет из себя взаимосвязь между организацией, принципами построения и взаимосвязью между отдельными звеньями бюджетной системы государства.
Введение
2
1.Понятие бюджета государства
2
2.Функции бюджета
3
3.Бюджетное устройство
6
4.Классификация бюджета
7
5.Доходы бюджетов
9
6. Понятие и стадии бюджетного процесса
13
7.Дефицит бюджета и его источники его покрытия.
15
Заключение
20
Список используемой литературы
21
Теоретическая часть
22
Тема: Бюджетное устройство
План
Введение |
2 |
1.Понятие бюджета государства |
2 |
2.Функции бюджета |
3 |
3.Бюджетное устройство |
6 |
4.Классификация бюджета |
7 |
5.Доходы бюджетов |
9 |
6. Понятие и стадии бюджетного процесса |
13 |
7.Дефицит бюджета и его источники его покрытия. |
15 |
Заключение |
20 |
Список используемой литературы |
21 |
Теоретическая часть |
22 |
Введение
Бюджет является ведущим звеном финансовой системы государства и главной формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государства.
Совокупность всех видов бюджетов формирует бюджетную систему государства. Бюджетное устройство представляет из себя взаимосвязь между организацией, принципами построения и взаимосвязью между отдельными звеньями бюджетной системы государства.
1.Понятие бюджета государства
Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный процесс.
В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:
-Федеральный бюджет
-бюджеты субъектов Российской
Федерации (региональные
-бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)
2.Бюджетное устройство
Бюджетное устройство
- организация бюджетной системы и взаимосвязей
между ее отдельными звеньями. Бюджетное
устройство включает: структуру бюджетной
системы; принципы функционирования; бюджетную
классификацию. Бюджетное устройство
основано на юридических нормах, определяющих
компетенцию центральных и местных органов
власти по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению государственных
и местных бюджетов, а в федеративных государствах
и бюджетов членов федерации; распределение
доходов и расходов между отдельными видами
бюджетов, а также платежи в бюджетную
систему и расходование средств из нее.
Бюджетное устройство находится в непосредственной
зависимости от государственного устройства
(федеративное или унитарное государство),
от социально-экономического строя общества.
Основой бюджетного устройства Российской
Федерации является бюджетный федерализм,
реализуемый посредством единой бюджетно-налоговой
политики государства.
Основными принципами бюджетного устройства Российской Федерации являются:
1) принцип единства бюджетной
системы - единство правовой базы,
денежной системы, форм
2) принцип разграничения
доходов и расходов между
3) принцип самостоятельности бюджетов - а) право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; б) наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; в) законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов; г) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов; д) право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов; е) недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов о бюджетах, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; ж) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы РФ потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов о бюджетах, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства;
4) принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов -все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме;
5) принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита;
6) принцип эффективности
использования бюджетных
7) принцип гласности - обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов; открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в т. ч. по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами;
8)Принцип достоверности бюджета–надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
9) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Структура бюджета по доходам выглядит следующим образом:
-налоги, акцизные сборы, таможенные пошлины и др.
-доходы от государственной собственности, государственных предприятий;
-поступления фондов социального страхования, пенсионного и страхового фондов;
-прочие доходы.
Основные расходы бюджета на :
-здравоохранение,
-образование,
-пособия,
-субсидии региональным властям;
-расходы на поддержание конъюнктуры и экономический рост:
-инвестиции,
-дотации, расходы на оборону;
-расходы на обеспечение внешней политики,
-займы иностранным государствам;
-содержание аппарата государства, милиции.;
-платежи по государственному долгу;
-прочие расходы.
3.Функции бюджета.
Функции бюджета:
-перераспределение национального дохода;
-государственное регулирование и стимулирование экономики;
-финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;
-контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные, протекающие одновременно и непрерывно стадии:
-образование доходов бюджета;
-использование бюджетных средств (расходы бюджета).
Путем централизации в бюджете части финансовых ресурсов государство получает возможность обеспечивать денежными средствами общегосударственные потребности – ускоренное развитие прогрессивных отраслей народного хозяйства, воспроизводство квалифицированной рабочей силы, развитие науки и техники, обеспечение обороноспособности страны.
Посредством бюджета национальный
доход перераспределяется по территории,
а также из производственной в
непроизводственную сферу, для чего
за счет бюджета создаются денежные
фонды для финансирования потребностей
в области здравоохранения, образования,
культуры, управления, обороны. Через
бюджеты путем бюджетного финансирования
перераспределяются финансовые ресурсы
между отраслями
3.Классификация бюджетов
Бюджетная классификация Российской Федерации — группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающая сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
-Классификация бюджетов по сферам деятельности. По признаку сфера деятельности различают бюджеты по операционной деятельности, по инвестиционной деятельности, по финансовой деятельности и т.д.
-Классификация бюджетов по центрам ответственности. Эти бюджеты тесно связаны между собой и определяются на основе программ и нормативов соответствующих подразделений. Различают бюджет реализации, бюджет складских запасов, бюджет выпуска готовой продукции, бюджет расходов на оплату труда и т.д.
-Классификация бюджетов по видам затрат. По видам затрат бюджеты делятся на текущий и капитальный. Текущий бюджет состоит из двух разделов: текущих расходов по данному виду операционной деятельности и доходов от текущей хозяйственной деятельности. Капитальный бюджет предназначен для планирования капитальных вложений.
-Классификация бюджетов по широте номенклатуры затрат. По данному признаку бюджеты бывают функциональные и комплексные. Функциональные бюджеты разрабатываются по одной из статей затрат. Они отражают определенную функциональную область деятельности предприятия. Комплексные бюджеты отражают широкую номенклатуру затрат.
-Классификация бюджетов по методам разработки. Различают бюджеты фиксированные и гибкие. Фиксированный бюджет не изменяется от изменения объемов деятельности организации. Гибкий бюджет предусматривает установление размера затрат не в фиксируемых суммах, а виде норматива расходов.
-Классификация бюджетов по длительности планируемого периода. Существуют ежедневный, недельный, месячный, квартальный и годовой бюджеты.
-Классификация бюджетов по периоду составления. По периоду составления бюджеты бывают оперативными, текущими, и перспективными. Оперативный бюджет связан с выполнением конкретных задач. Текущий бюджет – краткосрочный бюджет, предназначенный для планирования текущих целей организации. Перспективный бюджет нацелен на долгосрочное развитие организации.
-Классификация бюджетов по непрерывности планирования. По этому признаку различают самостоятельный и скользящий бюджеты. Самостоятельный бюджет – изолированный, не зависящий от других бюджетов, а скользящий бюджет – это бюджет, к которому по мере того, как заканчивается месяц или квартал, добавляется новый бюджет.
-Классификация бюджетов по степени отображения информации. Различают укрупненный и детализированный бюджеты. Укрупненный бюджет – бюджет, в котором основные статьи доходов и расходов указываются укрупнено. В детализированном бюджете все статьи доходов и расходов расписываются полностью по всем составляющим.