Бюджетное выравнивание регионов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов, которое, в первую очередь, зависит от места их расположения на территории страны и ресурсов, которыми они обладают.
Экономический рост региональной экономики, улучшение жизни ее населения, стабильность экономической ситуации обусловлены повышением эффективности деятельности отдельных субъектов, величина которой свидетельствует о неодинаковом их вкладе в достижение высокого уровня развития национального хозяйства.

Файлы: 1 файл

Выравнивание регионов.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Важной целью государственной политики должно стать создание благоприятных условий для экономического развития каждого региона, реализация принципов экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между Федерацией и ее субъектами.

Местные органы власти должны обладать достаточными полномочиями и доходами для организации социального обеспечения населения, развития региональной производственной и социальной инфраструктуры, проведения общественных работ, контроля над эффективностью природопользования. Для этого в налоговой системе необходимо предусмотреть нормативы разведения налоговых поступлений между разными уровнями государственного бюджета таким образом, чтобы каждому уровню управления соответствовала надежная доходная база для финансирования возложенных на него функций. Доходы бюджетов субъектов Федерации не должны зависеть от произвола федеральных чиновников, так же как и доходы бюджетов органов местного самоуправления не должны определяться благосклонностью региональных властей.

Разумеется, простым разведением налоговых доходов по уровням управления всех проблем формирования доходной базы территориальных бюджетов не решить. Разные природно-климатические условия, разная демографическая ситуация, разный уровень накопленного потенциала предопределяют существенные различия в доходной базе отдельных территорий по сравнению с необходимым уровнем бюджетных расходов. Особую проблему составляет бедственное положение районов Севера и моноотраслевых городов с депрессивными производствами. Решение этих проблем невозможно без соответствующих усилий на федеральном уровне. Необходима активная федеральная политика по решению региональных проблем путем осуществления целевых программ структурной перестройки и подъема депрессивных территорий.

На территориях, которые находятся в особо сложных условиях по объективным причинам их географического положения (в частности, районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, зоны радиоактивного заражения, Калининградская область, другие удаленные регионы), целесообразно введение льготного режима хозяйственной деятельности. Такой льготный режим может предусматривать снижение ставок налога на прибыль, предоставление новым предприятиям налоговых каникул, создание локальных свободных экономических зон с льготами по таможенному режиму.

Поддержание на всей территории нашей страны единого экономического пространства требует соответствующей политики на транспорте и связи. В частности, для перевозок в районы Севера и Дальнего Востока целесообразно восстановить субсидии на транспортные перевозки и услуги связи. Для обеспечения единого экономического пространства необходима и соответствующая политика в электроэнергетике, предусматривающая одинаково надежный доступ потребителей к электроэнергии на всей территории страны.

Необходимо четкое разделение полномочий между федеральным и региональным уровнем в части регулирования хозяйственной деятельности и обеспечения социальных гарантий. Соблюдая уже предусмотренные законодательством принципы обеспечения функционирования на всей территории страны единой денежной системы, единой таможенной территории, единого экономического пространства, предполагающие концентрацию соответствующих функций в Центре, целесообразно расширять полномочия региональных и местных органов власти по вопросам организации землепользования, защиты прав потребителей, регулирования рынка недвижимости, привлечения инвестиций, социального обеспечения и другим направлениям, имеющим региональную специфику. В целом распределение функций по уровням территориального управления следует вести, прежде всего, исходя из интересов и прав граждан, которые должны обеспечиваться оптимальным образом на всей территории страны во всех субъектах Федерации.

Формирование социально-экономической политики государства затрагивает интересы миллионов граждан и предприятий, определяет социальное и экономическое развитие страны. Чтобы избежать ошибок и, тем более, навязывания чьих-либо частных интересов, формирование государственной экономической политики должно вестись с использованием институтов социального партнерства. Цели экономического развития страны и приоритеты экономической политики должны определяться демократической процедурой формирования общенациональных решений с участием представителей деловых кругов, трудящихся, научных и общественных организаций. Для решения этих задач целесообразно сформировать комиссию по определению целей и приоритетов общегосударственной экономической политики при Президенте России. В состав этой комиссии могли бы войти ведущие ученые, представители деловых кругов и профсоюзов, палат Федерального Собрания. Вырабатываемые комиссией цели и приоритеты затем могли бы рассматриваться и утверждаться соответствующими органами государственной власти. Правительство и должностные лица исполнительной власти должны затем отвечать за достижение сформированных таким образом общенациональных целей экономической политики21.

Формирование единого пространства общероссийского рынка должно реализовать следующие принципы:

- должна обеспечиваться свобода  экономических, научно-технических  и других договорных отношений между предприятиями;

- необходимо свободное движение  товаров, капиталов, труда между  регионами России; снятие ограничений  прав человека на выбор места  жительства, вида деятельности;

-товарно-денежная  форма обмена должна быть приоритетной в сравнениис натуральной (бартерной);

- следует  отказаться  от  приоритета  двусторонней  сбалансированности        в международном обмене;

- на всем экономическом  пространстве России необходимы  единые принципы налогообложения  товаров независимо от места  их производства и реализации;

- должна обеспечиваться  гарантия свободы транзитных  перевозок товаров и перемещения  транспортных средств в пределах  Российской Федерации;

- необходимо обеспечение  ускоренной демонополизации производства  во всех без исключения регионах, налаживание добросовестной конкуренции производителей товаров независимо от формы собственности на средства производства.

Важным средством формирования и развития единого экономического пространства России призваны служить региональные программы развития. Каждый регион нуждается в разработке концепции интенсификации предпринимательской активности, комплексных программ регионального развития. Такие программы требуют:

- определения  объемов разведанных и подготовленных  к эксплуатации ресурсов;

- обеспечения  эффективного использования региональных  ресурсов путем достижения устойчивой  конкурентоспособности производимой  продукции;

- наличия надежных гарантий государственной поддержки программ на региональном и федеральном уровнях.

- В ходе реализации  региональных программ развития  должно быть приоритетным решение  следующих задач:

- быстрое освоение  вновь сооруженных производственных  мощностей;

- увеличение отдачи  от инвестиций в различных  формах (прибыли, объемах выпускаемой  продукции, увеличении производимых  социальных благ);

- реализация принципа  оптимизации в использовании  ресурсов региона, а также осуществление  дифференцированного подхода в использовании воспроизводимых и не воспроизводимых ресурсов.

Осуществление отмеченных и других мероприятий по формированию, поддержанию и развитию  единого экономического  пространства России  призвано  обеспечить формирование новой высокоэффективной структуры рыночной экономики, существенно сблизить уровни социального развития регионов страны, улучшить условия на экологически загрязненных территориях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Процесс социально-экономических преобразований в стране породил значительную дифференциацию населения, предприятий, регионов, в результате чего возникают явные и скрытые социальные конфликты. Для эффективного функционирования экономики в регионе в настоящее время необходимо иметь, прежде всего, благоприятную социальную среду.

Одним из важнейших направлений социально-экономического развития страны является формирование гармоничных и благоприятных региональных отношений. Для осуществления эффективной политики в сфере социально-экономических отношений необходимо иметь ясную и обоснованную концепцию развития региона.

Система региональных отношений во многом зависит от общей социально-экономической ситуации в стране. В кризисные периоды проблемы региональных отношений обостряются. Кризис вынуждает центральные органы власти действовать в условиях чрезвычайных ситуаций, что зачастую приводит к серьезным ошибкам, в результате которых возникают негативные процессы в экономике, политике, социальной сфере. В этой ситуации регионы и региональные органы власти не могут самостоятельно объединять свои усилия для укрепления единства и сохранения государства как единого целого.

В процессе социально-экономического развития регионов большое значение имеют программы федерального, регионального и местного уровней. Но надо отметить, что современное состояние этих программ неадекватно общеметодологическим требованиям, предъявляемым к ним.

Глубина региональных диспропорций в России неизбежно ставит перед государством задачу выравнивания, и новая политика централизации бюджетных ресурсов и роста объемов перераспределения направлена именно на эти цели. Сокращение региональных различий в бюджетных расходах на социальные цели - важный компонент социальной политики государства, но следует учитывать возможности и ограничения политики выравнивания. Во-первых, эта политика все более затратная, т.к. объективные тенденции социально-экономического развития пока работают на усиление территориальных контрастов. Во-вторых, ее результаты мало заметны: хотя возросшее перераспределение бюджетных ресурсов позволило повысить душевые социальные расходы слаборазвитых республик и автономных округов, но при существующей остроте социальных проблем, явно недостаточном объеме собственных доходов и зачастую неэффективных расходах местных властей трудно ожидать существенного улучшения условий для развития человеческого потенциала в бедных регионах. В-третьих, она порождает сильные иждивенческие настроения, которые поддерживаются механизмом распределения: слабые регионы в последние годы нередко опережают по душевым показателям бюджетных расходов регионы средней группы, т.е. слабым быть выгодно.

Помимо вышеперечисленных проблем, есть и более фундаментальное противоречие. Российским властям, как и властям любой страны, приходится учитывать противоречие "равенство-эффективность" в его пространственной форме. Суть его хорошо известна: опережающее развитие наиболее сильных регионов и городов способствует росту эффективности всей экономики страны, но увеличивает территориальные диспропорции, а значительное выравнивание путем перераспределения ресурсов от сильных к слабым замедляет рост и снижает эффективность экономики.

Поиск оптимальных пропорций выравнивания - сложная задача, эти пропорции меняются в зависимости от конкретных условий развития. Продиктовать правильный ответ сверху, из Кремля или Минфина, невозможно, его нужно искать только во взаимодействии с регионами, чтобы обеспечить четкое разделение полномочий и финансовых ресурсов между федеральным, региональным и муниципальным уровнями власти.

 

 

 

 

Список литературы:

  1. Белоусов А. Бизнес-идея развития //Эксперт. 2010. № 38.
  2. Вардомский Л.Б. – Региональное развитие в Центральной Европе и России. «Россия и центрально-Восточная Европа: трансформация на рубеже веков». М., ИМЭПИ РАН, 2009.
  3. Вардомский Л.Б., Трейвиш А.И. Проблемы устойчивости экономического пространства России в контексте внешнеэкономической либерализации, в сб. материалов семинара «Внешнеэкономические связи и региональное развитие в России» , М., «Эпикон», 2002.
  4. Главные враги России – евреи и милиция. // Коммерсантъ, 6. 12. 2009.
  5. Гранберг А. Проблемы и парадоксы региональной политики в РФ. «Региональное развитие и сотрудничество». № 3, 2008.
  6. Гулюгина А.А., Уровень жизни 2003-2007 гг. Уровень жизни регионов России №2, 2010.
  7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., Наука, 2001.
  8. Интернет в России //Эксперт. №15. 2010.
  9. Регионализация в развитии России. Географические процессы и проблемы. Под.ред. А.И.Тревиша и С.С.Артоболевского, М., УРСС, 2008.
  10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007 г., Федеральная служба государственной статистики.
  11. Российская экономика в 2009 г. Тенденции и перспективы. Вып. 26, Институт экономики переходного периода, М., 2010.
  12. Россия в цифрах. 2010, ФСГС, М,. 2010.
  13. Россия регионов: в каком социальном пространстве мы живем?» , Независимый институт социальной политики, М. Поматур, 2010.
  14. Самбурова Е.Н. Географическая логика  диспропорциональности территориального развития Китая в пореформенный период, «Проблемы геоконфликологии» т.2, М., «Пресс-Соло», 2009.
  15. Территориальное управление экономикой: Словарь-справочник. 3-е изд., доп. и перераб. / Гл. ред. В.П. Колесов, А.П. Сысоев, В.М. Шупыро. – М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2008.
  16. Чекмарев В.В. Книга об экономическом пространстве. – Кострома. КГУ им. Н.А.Некрасова. 2001.
  17. Якобсон А.Я. Территориальная организация региональной политики. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2008.

Информация о работе Бюджетное выравнивание регионов