Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 17:06, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение Пенсионного фонда России.

В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть правовые основы и механизм формирования Пенсионного фонда РФ;

изучить механизм использования средств фонда, его расходы и доходы в исследуемом периоде;

рассмотреть проблемы совершенствования механизма формирования и использования средств Пенсионного фонда.

Содержание работы

Введение

1. Характеристика пенсионной системы РФ и принципы пенсионного обеспечения

2. Организация деятельности Пенсионного фонда РФ: основные задачи и функции

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ.docx

— 73.39 Кб (Скачать файл)

В соответствии с действующим российским законодательством  обязательное пенсионное страхование  в стране осуществляется страховщиком, которым является ПФР (государственное  учреждение) и его территориальные  органы - отделения и управления ПФР (отделы и центры по назначению и выплате пенсий). Они составляют единую централизованную систему органов  управления средствами обязательного  пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие  бюджеты подотчетны вышестоящим  бюджетам. Страховщиками по обязательному  пенсионному страхованию могут  являться и негосударственные пенсионные фонды [49,84].

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Организация пенсионной системы, формируемой с 2002 года

 

Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально -государственных и административно-территориальных образованиях. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

В состав Правления по должности входят председатель, первый заместитель, а также управляющие  отделениями фонда. В состав Правления  могут также входить представители  общественных, религиозных и государственных  организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых  связана с защитой интересов  пенсионеров, инвалидов и детей. В работе Правления ПФР могут  принимать участие с правом совещательного голоса управляющие отделениями ПФР по республикам в составе РФ, руководители министерств и ведомств РФ, Банка России.

На Правление  фонда возлагается ответственность  за выполнение функций, относящихся  к компетенции ПФР, определение  перспективных и текущих задач  фонда, составление бюджета ПФР, отчета о его исполнении и сметы  расходов на очередной год, а также  утверждение структуры ПФР. Кроме  того, правление ПФР назначает  и освобождает от должности исполнительного  директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ЛФР и руководителей его отделений, издает в пределах своей компетенции  нормативные акты, а также решает другие вопросы, относящиеся к его  компетенции.

В обязанности  Пенсионного фонда России входит:

  1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов.
  2. Привлечение в Фонд добровольных взносов физических и юридических лиц.
  3. Контроль, в том числе и с участием налоговых органов, за своевременным и полным поступлением страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств.
  4. Организация банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд.
  5. Межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда.
  6. Изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты страховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию.
  7. Проведение научно - исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования. Суть этой работы заключается в создании государственного банка данных плательщиков страховых взносов, разработке и совершенствовании персонифицированного учета страховых взносов.
  8. Проведение разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к его компетенции.

Средства  ПФР находятся в государственной  собственности, так как государство  несет полную ответственность за своевременную выплату пенсий, пособий, компенсаций.

В соответствии с действующим законодательством  ПФР финансирует:

- выплату  в соответствии с действующим  на территории России законодательством,  а также межгосударственными  и международными договорами  государственных пенсий, в том  числе гражданам, выезжающим за  пределы Российской Федерации  к постоянному месту жительства;

- оказание  материальной помощи органами  социальной зашиты престарелым и нетрудоспособным;

- оказание  материальной помощи общественным  организациям пенсионеров и инвалидов;

- оказание материальной помощи префектурам в решении социальных программ:

- создание базы данных по учету плательщиков страховых взносов;

- подготовку кадров и повышение их квалификации [49,100].

В 2002 году в России началась пенсионная реформа. Она направлена на изменение существующей распределительной системы начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед каждым гражданином.

Основной  задачей реформы является достижение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и формирование стабильного источника для дополнительных доходов в социальную систему.

Суть  реформы заключается в коренном изменении взаимоотношений между  работником и работодателем: в повышении  ответственности работников за обеспечение  своей старости, а также в повышении  ответственности работодателя за уплату страховых взносов за каждого  работника.

Действовавшая прежде пенсионная система основывалась на собирательно - распределительном  принципе, то есть взносы, перечисляемые  в Пенсионный фонд, направлялись на выплату текущих пенсий. Для обеспечения  минимальных выплат одному пенсионеру требовались взносы не менее чем  двух работающих. Однако демографическая  ситуация в России такова, что сегодня  на пенсионные выплаты одному пенсионеру приходятся отчисления с заработных плат менее чем двух граждан трудоспособного  возраста, а к 2020 году, по оценкам  экспертов, на одного работающего будет  приходиться один пенсионер. Соответственно, по мере старения населения России существовавшая ранее пенсионная система  не смогла бы обеспечить даже минимального уровня пенсионных выплат. Кроме того, в прежней пенсионной системе  размер пенсии зависел только от стажа  работы и от размера заработка  за два последних года трудовой деятельности, соответственно, вклад каждого человека в доходы пенсионной системы учитывался не полностью.

В соответствии с мировой практикой существует два пути обеспечения минимальных  пенсионных выплат в условиях старения населения.

Первый - увеличение налогов. Однако такой  путь может привести к сокращению экономической активности населения  и негативно повлиять на экономический  рост страны.

Второй - переход к накопительной пенсионной системе, в которой пенсионные взносы граждан накапливаются на индивидуальных счетах и инвестируются на финансовых рынках для получения дохода. Доход  от инвестирования также ежегодно зачисляется  на индивидуальный счет гражданина. По достижении пенсионного возраста из общей суммы средств, накопленной  на индивидуальном счете, осуществляются пенсионные выплаты. Такой путь позволяет  увеличить выплаты пропорционально  полученным доходам от инвестирования, а также обеспечить соответствие между совокупным заработком, полученным гражданином за все годы трудовой деятельности, и размером пенсионных выплат [21,317].

Таким образом, от распределительного принципа выплаты  пенсий Россия переходит к распределительно - накопительному. Это означает, что вместо того, чтобы все отчисления с работающего, входящие в единый социальный налог, шли на выплату пенсий нынешним пенсионерам, некоторая их часть пойдет на личный счет этого конкретного работающего и будет инвестироваться в различные финансовые инструменты, определенные государством.

Пенсионный  фонд РФ является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, однако эта  самостоятельность имеет свои особенности, и существенно отличается от экономической  и финансовой самостоятельности  государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организаций. Как уже было сказано выше, ПФ РФ организует мобилизацию и использование средств фонда в размерах и на цели, регламентированные государством. Государство также определяет уровень страховых платежей, принимает решение об изменениях структуры и уровня денежных социальных выплат.

 

 

3. Характеристика бюджета Пенсионного фонда РФ: источники формирования и направления расходования средств.

Материальным источником любого внебюджетного фонда является национальный доход. Преобладающая часть фондов создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.

Специальные налоги и  сборы устанавливаются законодательной властью. Большинство из них традиционны и совпадают с теми, которые были таковыми и в 2009 году.

Установлен объем  субвенций из федерального бюджета  в сумме 74,67 млрд. рублей. Кроме того, бюджет переведет фонду 1,58 млрд. рублей па единовременную денежную выплату  ветеранам войны в связи с  годовщиной Победы в Великой Отечественной  войне и 99,9 млрд. рублей - на финансирование ежемесячных денежных выплат федеральным  льготникам: ветеранам; инвалидам; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных  испытаний; Героям Советского Союза, Герои РФ, полным кавалерам ордена Славы, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы и др.

Значительное количество фондов формируется за счет средств  центрального и региональных местных бюджетов. Средства бюджетов поступают в форме безвозмездных субсидий или определенных отчислений от налоговых доходов бюджета. Доходами внебюджетных фондов могут выступать и заемные средства. Имеющиеся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов или процентов.

Денежные средства Пенсионного  фонда формируются за счет:

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;

страховых взносов иных категорий граждан;

ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет;

добровольных взносов  физических и юридических лиц.

По данным Пенсионного  фонда России, система обязательного  пенсионного страхования России характеризовалась следующими основными  показателями.

Поступление средств  на финансирование накопительной части  трудовой пенсии в 2009 году составило 15 млрд. руб.

Вторая составляющая пенсионной системы России - система  негосударственного пенсионного обеспечения - по данным ФСФР, имела по состоянию  на 31.12.2010 г. следующие характеристики.

На Пенсионный фонд РФ и налоговые органы возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

С 1 января 1997г. на территории Российской Федерации вступил в  силу Федеральный закон "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (принят Государственной Думой 8 декабря 1995г., одобрен Советом Федерации 20 марта 1996г.)

Целями индивидуального  учета являются:

создание условий  для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого  застрахованного лица;

обеспечение достоверности  сведений о стаже и заработке, определяющих размер пенсии при ее назначении;

создание условий  для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами.

На каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает  индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером. Каждому застрахованному  лицу выдается страховое свидетельства.

Организации-работодатели представляют в органы Пенсионного  фонда сведения о заработке и  начисленных взносах застрахованного  лица. Сведения включаются в лицевой  счет застрахованного лица.

На долю Пенсионного  фонда РФ приходится почти 78 процентов  средств внебюджетных социальных фондов.

Затраты фонда на выплату  пенсий по государственному пенсионному  обеспечению и другие выплаты  за счет средств федерального бюджета  составят 62 млрд. 209,9 млн. рублей.

Бюджет ПФ РФ как основной документ, определяющий повседневную жизнь крупнейшего и наиболее общественно значимого финансового  учреждения нашей страны, содержит много и других не менее важных для каждого пенсионера моментов. Но даже рассмотренные проблемы, бесспорно, близки и понятны не только пенсионерам, но и всем гражданам.

Типичная ставка взносов  в Пенсионный фонд составляет 20 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются  на страховую часть и накопительную  часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались  как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года - ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые  взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда - ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объем страховых взносов сохранился на уровне ставки ЕСН - 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы уплачиваются с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются.

С 2011 года размер совокупных взносов возрастает до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному  пенсионному страхованию. Эта система  позволяет существенно увеличить  уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент  замещения пенсией зарплаты, с  которой уплачивались страховые  взносы, составит не менее 40 % после 30 лет  уплаты этих взносов при наступлении  страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста - 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан  появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом (56-ФЗ от 30.04.2008 г.) предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина - государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет). Любой гражданин может вступить в эту программу, подав через бухгалтерию своего предприятия два документа - заявление в ПФР о вступлении в программу и заявление работодателю с просьбой установить ежемесячное перечисление из зарплаты на накопительную часть индивидуального лицевого счета гражданина (рекомендуемый размер - 1 тысяча рублей в месяц). Также в программу могут вступать и несовершеннолетние граждане.

Информация о работе Бюджетно-финансовая система Пенсионного фонда РФ