Бюджетные инвестиции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

В последние годы очень возросла роль и объём вкладываемых инвестиций. Причём на национальную экономику значительное влияние оказывают не столько инвестиции предприятий, сколько инвестиции, расходуемые из бюджета Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ИНВЕСТИЦИЙ, ИХ СТРУКТУРА И
КЛАССИФИКАЦИЯ...………………………………………...…….5
1.1. Понятие инвестиций…………………………………………………5
1.2. Классификация инвестиций…………………………………………6
1.3. Структура инвестиций и инвестиционная деятельность………….8
1.4. Субъекты и объекты инвестиционной деятельности…………….10
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ
КАК ЧАСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ………………………14
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ
ПОЛИТИКА…………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………………31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………………34
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…………………………………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине «финансы» на тему «расходы на фина.doc

— 363.00 Кб (Скачать файл)

Рис. 1. Расходы на реализацию Федеральной  адресной

инвестиционной программы

 

Изначально в РФ объём  инвестиций, особенно централизованных, в условиях перехода на рыночные отношения значительно сократился, а без резкого увеличения инвестиций невозможно обеспечение экономического роста. Основные задачи в области инвестиционной политики состояли:

1) в дальнейшей децентрализации  инвестиционного процесса,

2) повышении роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов,

3) значительном расширении  практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования  инвестиционных проектов.

Из Рис.1. видно, что поставленные цели были достигнуты и к настоящему времени (2007 год) расходы бюджета на инвестиции возросли в несколько раз: с 44,56 млрд. руб. – в 2002 году до 500,13 млрд. руб. – в 2007.

Рис. 2. Расходы на реализацию Федеральной адресной

инвестиционной программы по категориям

 

В качестве приоритетов  государственного инвестирования в  федеральной программе определены:

  • развитие объектов социальной инфраструктуры федеральной значимости;
  • обеспечение природоохранных мероприятий;
  • развитие стратегически важных объектов инфраструктуры;
  • поддержка материальной базы фундаментальных исследований, капиталовложения в наукоёмкие производства.

Исходя из Рис. 2. следует, что почти в два раза увеличились  инвестиции на здравоохранение и  спорт и на национальную экономику и общегосударственные вопросы. Повышения расходов произошли по всем категориям. Наибольшая доля инвестиций направляется на развитие национальной экономики и межбюджетные трансферты. Недостаточное внимание уделяется охране окружающей среды.

 

На 2006 г. намечена реализация около 40 федеральных целевых программ. Из них финансирование большинства  программ должно осуществляться совместно  федеральными и региональными властями из соответствующих бюджетов:

    • "Энергоэффективная экономика" на 2002 - 2005 годы и на перспективу до 2010 года;
    • "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы;
    • "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года";
    • "Глобальная навигационная система";
    • "Электронная Россия (2002 - 2010 годы)";
    • "Промышленная  утилизация вооружения и военной техники (2005 – 2010 годы)";
    • "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002 - 2006 годы)";
    • "Жилище" на 2002 - 2010 годы;
    • Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года;
    • "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 и до 2010 года";
    • "Юг России";
    • "Восстановление экономики и социальной сферы Чеченской Республики (2002 год и последующие годы)";
    • "Социально-экономическое развитие Республики Башкортостан до 2006 года";
    • "Социально-экономическое развитие Республики Татарстан до 2006 года";
    • "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов  как национального достояния России на 2006 - 2010 годы";
    • "Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы";
    • "Культура России (2006 - 2010 годы)";
    • "Дети России" на 2003 - 2006 годы;
    • "Социальное развитие села до 2010 года";
    • "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы";
    • "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002 - 2006 годы)";
    • "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации";
    • "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах";
    • "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)";
    • Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы;
    • "Русский язык" на 2006 - 2010 годы;
    • "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы;
    • "Государственная граница Российской Федерации (2003 - 2010 годы)";
    • "Ядерная и радиационная безопасность России" на 2000 - 2006 годы;
    • "Модернизация транспортной системы России (2002 - 2010 годы)";
    • "Сохранение  и развитие архитектуры исторических городов (2002 - 2010 годы)";
    • "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010 годы);
    • "Мировой океан";
    • "Реструктуризация запасов ракет, боеприпасов и взрывчатых материалов, приведение системы их хранения и эксплуатации во взрывопожаробезопасное состояние на 2005 - 2010 годы";
    • "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы";
    • "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года";
    • "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года";
    • "Антитеррор (2005 - 2007 годы)";
    • "Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей" на 2004 - 2007 годы;
    • "Развитие российских космодромов на 2006 - 2015 годы";
    • Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации в 2005 - 2020 годах";
    • Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года";
    • Федеральная целевая программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
    • "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002 - 2010 годы и до 2015 года)";
    • "Реформирование уголовно-исполнительной  системы на 2002 - 2006 годы";
    • "Развитие судебной системы России" на 2002 - 2006 годы.

 

В 2007 году в плане федерального инвестирования появились новые  целевые программы:

    • ″Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы″;
    • ″Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах″
    • ″Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007 - 2010 годы и на перспективу  до 2015 года″;
    • ″Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006 - 2014 годы)″;
    • ″Совершенствование федеральной системы разведки и контроля воздушного пространства Российской Федерации (2007 - 2010 годы)″;
    • Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы;
    • ″Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года″.

Отсюда видно, что внимание уделяется социальной и культурной сфере, развитию ракетной и оборонной промышленности, судебной системы, научно-технического и машинного комплекса, а также развитию некоторых субъектов Федерации. По мере улаживания самых острых проблем государство направляет инвестиции на решение вопросов, ранее остававшихся в стороне.

 

В частности, капитальные  вложения выделены для реализации следующих целевых программ: «Энергоэффективная экономика», «Национальная технологическая база», «Развитие гражданской авиационной техники», «Глобальная навигационная система», «Электронная Россия».

В социальной сфере позволит:

  • снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для бесквартирных кадровых и уволенных в запас военнослужащих;
  • улучшать напряжённую социально-экономическую ситуацию в радиоактивных загрязнённых районах;
  • оказывать государственную поддержку фундаментальной науке, в части сохранения и развития производственной базы;
  • продолжать строительство важнейших объектов коммунального хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.

 

Программа «Энергоэффективная экономика» в 2002 г. финансировалась  только за счёт средств федерального бюджета, с 2003 г. для её осуществления  привлекаются средства региональных бюджетов. Цель программы – преодоление  негативных тенденций в развитии топливно-энергетического комплекса (ТЭК), перевод экономики на энергосберегающие технологии, технологическое перевооружение отраслей ТЭК, ввод энергетических объектов, увеличение добычи природного газа.

Цель программы «Национальная  технологическая база» – создание современной технологической базы, позволяющей производить наукоёмкую продукцию, содействие переориентации экспорта на высокотехнологичные изделия.

Программа «Развитие  гражданской авиационной техники  России» направлена на обеспечение конкурентоспособности отечественной авиационной техники на внешнем и внутреннем рынках, разработку и создание воздушных судов, отвечающих международным требованиям.

Программа «Электронная Россия» имеет целью развитие информационно-коммуникационных технологий.

Государственный сектор может служить в современных  условиях базой научно-технического развития. Для того чтобы это развитие распространилось на максимально возможное  число регионов страны, финансирование государственного сектора должно быть обеспечено не только в отраслевом, но и в территориальном разрезе.

Одним из важнейших направлений  безвозвратного инвестирования в производственную сферу остаются программы поддержания  безопасности АЭС, развития энергетики ряда районов России, развития медицинской промышленности, транспорта, связи, агропромышленного комплекса и др.

Отрасли транспорта и  связи строят свою деятельность на условиях самоокупаемости, однако в  бюджетах разных уровней предусматривается  финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь, связанных с выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигнования на финансирование государственной транспортной компании «Россия», на поддержку северных аэропортов и т.п. На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на содержание государственного гидрографического предприятия, бассейновых подразделений Госморспасслужбы, спасательно-координационной службы, спутниковой системы «КОСПАС–САРСАТ», объектов социальной сферы северных портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации расходов, не покрываемых доходами от их эксплуатации.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Теперь подведём итоги  и сделаем некоторые выводы:

  1. Инвестиции представляют собой расходы на капитальные вложения, поступающие в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. При инвестировании из бюджета, инвестором выступает Российская Федерация и субъекты Российской Федерации.
  2. Расходы на финансирование бюджетных инвестиций являются частью капитальных расходов бюджета, составляющих примерно 1/10 часть всех расходов бюджета. Капитальные расходы нацелены на получение эффекта в длительной перспективе, и планирование таких расходов строится на несколько лет, в отличие от текущих расходов бюджета.
  3. Инвестирование является созданием мощностей по производству общественных благ и направлено на наиболее приоритетные направления капитальных вложений, от которых зависят повышение эффективности экономики, обеспечение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Поэтому для перспективного развития страны в целом и отдельных её регионов необходимо увеличивать долю капитальных расходов в общей сумме расходов бюджета.
  4. В период перехода России к рыночной экономике наблюдалась острая нехватка бюджетных инвестиций, в то время без резкого увеличения инвестиций невозможно было обеспечение экономического роста. Но доля бюджета в инвестировании сокращалась, а её место занимали внебюджетные отраслевые инвестиционные фонды. Да и объекты для инвестирования ограничивались только теми, для которых не возможно было обеспечить другой источник финансирования. В настоящее время в российской экономике наблюдается процесс значительного увеличения расходов из бюджета на инвестирование (так расходы на реализацию Федеральной адресной инвестиционной программы в 2002 году составили 44,56 млрд. руб., а в 2007 году – 500,13 млрд. руб., что примерно в 10 раз больше). Интенсивный рост инвестиционного спроса стал одной из отличительных черт развития российской экономики в последние годы. Хотя этот процесс ещё окончательно не сформирован, и появление положительного результата требует достаточного количества сил и времени, современная инвестиционная политика уже оказывает благотворное влияние на национальную экономику страны.
  5. В настоящее время государственные капитальные вложения направляются преимущественно на финансирование целевых программ, реализация которых позволяет сконцентрировать финансовые ресурсы федерального центра и регионов на наиболее важных направлениях развития отраслей хозяйства. Все эти программы включаются в единую Федеральную адресную инвестиционную программу.
  6. В качестве приоритетов государственного инвестирования в Федеральной программе определены: развитие объектов социальной инфраструктуры федеральной значимости (жилище, социальная поддержка инвалидов, культура России, дети России, развитие образования, борьба с наркотиками, повышение безопасности дорожного движения, энергоэффективная экономика и др.); обеспечение природоохранных мероприятий (преодоление последствий радиационных аварий, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, сохранение и восстановление плодородия почв и др.); развитие стратегически важных объектов инфраструктуры (ядерного и ракетного комплексов); поддержка материальной базы фундаментальных исследований, капиталовложения в наукоёмкие производства. Часть средств выделяется на межбюджетные трансферты, на развитие отстающих регионов. В последнее время появились такие целевые программы, как развитие государственной статистики, совершенствование федеральной системы разведки и другие, ранее не включавшиеся в Федеральную программу.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 07 12 2005 г. О федеральном бюджете на 2006 год.
  3. Федеральный закон от 08 12 2006 г. О федеральном бюджете на 2007 год.
  4. Приложение 42 к Федеральному закону ″О федеральном бюджете на 2006 год″.
  5. Приложение 46 к Федеральному закону ″О федеральном бюджете на 2007 год″.
  6. Бюджетная система России: Учебник. / Под ред. Г.Б.Поляка. М.:Юнити, 2002, 540 с.
  7. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В.Романовского и О.В.Врублевской, 2-е изд.- М.: Юрайт, 2000.
  8. Государственные финансы/Под ред. проф. В.М.Федосова, С.Я.Огородника и В.Н. Суторминой. Киев, 2001.
  9. Общая теория финансов. Дробозина Л.А. М., 1995.
  10. Теория финансов. Учебное пособие. Заяц Н.Е. Минск. 1998.
  11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Под ред. Г.Б.Поляка. М.: ЮНИТИ, 2001.
  12. Финансовая система России. Дадашев А.З., Черник Д.Г. М., 1997.
  13. Финансы и кредит / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП ПИПП, 2002.
  14. Финансы. Миляков Н.В.: Учебник — 2е изд. — М.: ИНФРА М, 2004, 543 с. — (Высшее образование).
  15. Финансы предприятий: учебник./Под ред. Н.В. Колчиной. М.: ЮНИТИ, 2002.
  16. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник./Под ред. В.К.Сенчагова и А.И.Аронова.- М.:Проспект,2002.
  17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник./Под ред. Л.А.Дробозиной. М.: Финансы, 2000.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Выдержки из Бюджетного Кодекса Российской Федерации

 

Раздел III. РАСХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Глава 10. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ  О РАСХОДАХ БЮДЖЕТОВ

 

Статья 79. Расходы на финансирование бюджетных  инвестиций

 

1. Расходы на финансирование  бюджетных инвестиций предусматриваются  соответствующим бюджетом при  условии включения их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.

2. Объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы на стадии составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год.

Порядок исполнения расходов федерального бюджета, предусмотренных  на финансирование объектов государственной  собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу, федеральные целевые программы, определяется пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса.

(п. 2 введен Федеральным  законом от 05.08.2000 N 116-ФЗ)

3. Федеральные  инвестиционные объекты, предусматривающие  расходы в сумме более 200 000 минимальных размеров оплаты труда, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

Статья 80. Бюджетные  инвестиции юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями

 

1. Предоставление бюджетных  инвестиций юридическим лицам,  не являющимся государственными  или муниципальными унитарными  предприятиями, влечет возникновение  права государственной или муниципальной  собственности на эквивалентную  часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Оформление доли Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном (складочном) капитале, принадлежащей Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, осуществляется в порядке и по ценам, которые определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Бюджетные инвестиции  юридическим лицам, указанным  в пункте 1 настоящей статьи, включаются  в проект бюджета только при  наличии технико-экономического обоснования инвестиционного проекта, проектно-сметной документации, плана передачи земли и сооружений, а также при наличии проекта договора между Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления и указанным юридическим лицом об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

Информация о работе Бюджетные инвестиции РФ