Бюджетный дефицит и методы его финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

В связи с этим говорят о различном качестве самого дефицита:
• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;
•. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.);
• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 32.05 Кб (Скачать файл)

Вопрос 27. Бюджетный дефицит и методы его финансирования.

Работа по составлению бюджета  во многом сводится к достижению соответствия между доходами и расходами. Возможны три результата этой работы: 
• сбалансированность — совпадение расходов бюджета и его доходов; 
• профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами; 
• дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами. 
           Типичным же результатом составления и исполнения бюджетов последних лет был дефицитный бюджет. Причин бюджетного дефицита много: экономический спад; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск необеспеченных денег; неоправданно раздутые социальные программы; возросшие затраты на финансирование военно-промышленного комплекса; значительный оборот «теневого» капитала; непроизводительные расходы и потери и т.д.

В связи с этим говорят о различном  качестве самого дефицита: 
• дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики; 
•. дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (война, крупное стихийное бедствие и т.п.); 
• дефицит может отражать кризисные явления в экономике, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Только в последнем случае он может рассматриваться как явление чрезвычайное, требующее принятия срочных, действенных экономических мер и соответствующих политических решений. 
          Бюджетный кодекс РФ содержит ряд норм, регламентирующих дефицит. Так, в случае принятия бюджета очередной год с дефицитом законом о бюджете одновременно утверждаются и источники финансирования дефицита бюджета. В случае же принятия бюджета на очередной год без дефицита законом о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. 
Текущие расходы утвержденного бюджета субъекта РФ или местного бюджета не могут превышать объем доходов их бюджета. 
          Размер дефицита утвержденною федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем году. 
Размер дефицита утвержденного бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Если в законе субъекта РФ о бюджете утвержден размер поступлений от продажи имущества, предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ может превышать приведенное выше ограничение, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. 
          Аналогичная норма регулирует размер дефицита местного бюджета, но здесь этот размер не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального и регионального бюджетов. 
           Источники финансирования дефицита различаются, по уровням бюджета. 
Дефицит федерального бюджета финансируется как из внутренних, так и из внешних источников. К внутренним относятся следующие источники: 
• рублевые кредиты банков; 
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска пенных бумаг от имени РФ; 
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
• поступления от продажи имущества, находящиеся и госсобственности; 
• сумма превышения доходом над расходами по государственным запасам и резервам; 
• изменение остатков на счетах, но учету средств федерального бюджета. 
К внешним источникам финансирования дефицита федерального бюджета относятся: 
• госзаймы в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; 
• кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте, привлеченные РФ. 
          Для финансирования бюджета субъекта РФ и местного бюджета можно привлекать только внутренние источники: 
• госзаймы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта 
РФ; 
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
• кредиты банков; 
• поступления от продажи имущества, находящегося в собственности субъекта РФ; 
• изменение остатков на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ. 
          Источниками финансирования дефицита местного бюджета могут быть - внутренние источники в следующих формах: 
• муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг; 
• кредиты банков; 
• бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней; 
• поступления от продажи муниципального имущества; 
• изменение остатков на счетах по учету средств местного бюджета. 
Как видно из этих перечней наиболее распространенной формой финансирования бюджетных дефицитов выступают всевозможные заимствования, классификация которых приведена ниже: 
           Государственные заимствования РФ - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, привлекаемые от: 
— физических и юридических лиц; 
— иностранных государств;

— международных финансовых организаций. 
          Внешние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в иностранной валюте. 
          Внутренние заимствования - займы и кредиты, по которым возникают долговые обязательства РФ, выраженные в рублях. 
          Заимствования субъектов РФ, муниципальные заимствования - займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства соответственно субъекта РФ или муниципального образования как заемщика или гаранта, выраженные в валюте обязательств. 
          Внешние займы привлекаются в иностранной валюте, внутренние — в рублях. 
          Муниципальные займы могут быть только внутренними. При заимствовании органы власти выступаю: как в роли заемщика, так и гаранта погашения займов другими заемщиками. 
           Баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами не следует рассматривать в качестве неотъемлемою свойства здоровой, динамично развивающийся экономики. Временный дефицит бюджета вполне допустим. 
           Величина бюджетного дефицита не должна превышать предельно допустимого размера, составляющего по оценкам 2 —. 3% валового внутреннего продукта.

Для покрытия дефицита могут использоваться различные способы: 
• внутренние и внешние займы; 
• ужесточение налогообложения; 
• денежно-кредитная эмиссия (монетизация бюджета). 
Ни один из указанных способов не имеет абсолютных преимуществ перед другими и не является полностью не инфляционным. Но более предпочтительны в этом отношении различные формы государственного кредита. 
          Для преодоления бюджетного дефицита необходима нормализация самой экономики. Без обеспечения ее динамичного развития и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные финансовые меры при этом ни применялись. 
          В качестве мероприятий, направленных на снижение дефицита бюджета, традиционно используются такие, которые, с одной стороны, стимулируют приток поступлений в бюджет, а с другой — способствуют сокращению расходов государства. К ним относятся: 
• изменение направлений государственных инвестиций в отрасли экономики с целью значительного повышения финансовой отдачи бюджетных средств; 
• более широкое использование финансовых льгот и санкций. Это позволяет полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирует рост производства; 
• сокращение сферы государственного финансирования (правительственной помощи иностранным государствам; военных расходов и т.п.) при сохранении финансирования лишь важнейших социальных программ; 
• запрет центральному банку предоставлять кредиты правительственным структурам любого уровня без надлежащего оформления задолженности государственными ценными бумагами.

 

Вопрос 47. Налоговая система современной России.

Существует несколько  групп основных причин кардинальных изменений в налоговом законодательстве: политические - развитие демократических  преобразований, принятие новой Конституции, увеличение самостоятельности региональных и местных властей и, как следствие, перераспределение средств между  бюджетами различных уровней, изменения  во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством; экономические - развитие рыночных отношений, появление новых  экономических и финансовых структур, таких, как финансовый и фондовый рынки, рынок страховых услуг, взаимопроникновение  российской и мировой экономики; правовые - появление новых правовых институтов, несогласованность налогового и гражданского законодательства, наличие  большого числа подзаконных актов, позволяющих найти возможность  ухода от налогообложения, отсутствие единой нормативной базы налогообложения  и многое другое.

Налоги возникли еще на заре человеческой цивилизации вместе с товарным производством, разделением  общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов и др.

С момента возникновения  государства налоги являются необходимым  звеном  экономических отношений  в обществе, и представляет собой  важную «кровеносную артерию» бюджетно-финансовой системы.

С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, взимаемый  с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения  деятельности государства. Наряду с  налогами в структуре налоговой  системы определенное место занимают сборы, пошлины.

Совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства в соответствии с  налоговым  кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях, в построении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

  Национальные налоговые  системы формируются в соответствии  с определенными принципами. Для  современной России особо важное  значение имеет отработка принципов  построения налоговой системы  применительно к особенностям  развития государства федеративного  типа. Специфика перехода экономики  к рынку и решение проблем  взаимоотношений федерального центра  и регионов определяют и особенности  состава и структуры налогообложения. 

Современные принципы налогообложения таковы:

1.     Уровень налоговой ставки должен  устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов.

2.     Налогообложение должно носить однократный характер.

3.     Обязательность уплаты налогов.

4.     Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5.     Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6.     Разумное сочетание прямых и косвенных налогов.

7.     Использование системы налоговых льгот.

8.     Четкое разделение налогов по уровням государственного правления:  федеральные, региональные и местные.

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов.

Анализ понятия, регулятивных и  функциональных характеристик налога, видов общественных отношений, составляющих систему налогообложения и сборов, а также общественных отношений  в сфере налогообложения и  сборов как системы налогообложения  и сборов позволяет сделать следующие  выводы:

- система налогообложения и  сборов необходима для нормального  функционирования как государства,  так и гражданского общества;

- система налогообложения и  сборов, находящаяся на стыке  между государством и гражданским  обществом, подвергает определенным  ограничениям одну из основ  гражданского общества - принцип  неприкосновенности частной собственности;

- общественные отношения в системе  налогообложения и сборов изначально  конфликтны и в процессе регулирования  требуют учета интересов как  государства, так и гражданского  общества.

Общие принципы построения налоговой  системы в России определяет часть  первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом  от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным  документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах. Помимо этого, Налоговый  кодекс устанавливает систему налогов  и сборов, взимаемых в федеральный  бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых  в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

3) принципы установления, введения  в действие и прекращения действия  ранее введенных налогов и  сборов субъектов РФ и местных  налогов и сборов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемых  законодательством о налогах  и сборах;

5) формы и методы налогового  контроля; 

6) ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов  налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных  лиц.

Объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика  законодательство о налогах и  сборах связывает возникновение  обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный  объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений  части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством  о налогах и сборах отдельным  категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены  налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере.

Целям внешней и внутренней сопоставимости налогообложения при  проведении исследований и отработке  стратегии налоговых правоотношений служит налоговая классификация.

Классификация налогов имеет важное значение для организации рационального  управления налогообложением. В целом  классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних  времен.     

Более ста лет известно разграничение налогов на две  подсистемы: прямые и косвенные.

Прямые налоги – те, которые  связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением  стоимости имущества. Это налог  на доходы физических лиц, налог на имущество и т. п.

Косвенные налоги – те, которые  являются надбавкой к цене. К ним  относятся НДС, налог с продаж, акцизы.

Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его финансирования