Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Составление проекта бюджета муниципального образования на планируемый год

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в современных условиях;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….........3
Бюджетный дефицит и методы его покрытия
1.1Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально экономические последствия………………………………………………………….7
1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………...18
1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………………………27
2 Планирование доходов и расходов бюджета района на 2012 год………………...
2.1 Исходные данные для составления проекта……………………………………...
2.2 Планирование доходной части бюджета района на 2012 год
2.3Планирование расходов бюджета района на финансирование
общеобразовательных школ…………………………………………………………
2.4 Планирование расходов бюджета района на содержание дошкольных
общеобразовательных школ…………………………………………………………...
2.5 Планирование расходов бюджета района на здравоохранение ………………...
2.6 Составление проекта бюджета на 2012 год………………………………………
2.7Пояснительная записка к проекту бюджета района на 2012 год………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

готовый курсовик.docx

— 62.81 Кб (Скачать файл)

Таблица 1 Достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета

Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета.

Достоинства

Недостатки

Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает  на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служить средством выхода из состояния рецессии

В долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.

Это мера, которую, можно  осуществить быстро. Рост денежной массы происходит либо когда, Центральный банк проводит операции на открытом рынке, и покупает государственные ценные бумаги, и оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).

Этот метод может оказать  дестабилизирующее воздействие  на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует  увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет  к еще большему росту деловой  активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.


 

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой  увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского  финансирования). Хотя этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является ,чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета [9].

При монетизации увеличивается  количество денег в обращении, темпы  роста денежной массы существенно  превосходят темпы роста реального  ВВП, что приводит к повышению  среднего уровня цен. При этом все  экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог, и часть их доходов  перераспределяется в пользу государства  через возросшие цены. У государства  образуется дополнительный доход – сеньораж, то есть новый доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно  эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах. Например, в виде расширения кредитов Центрального банка  государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсроченных  платежей. В последнем случае Правительство  покупает товары и услуги, не оплачивая  их в срок. Если отсроченные платежи  накапливаются в отношении предприятий  государственного сектора, то они нередко  финансируются Центральным банком или же накапливаются, увеличивая общий  дефицит государственного бюджета. Поэтому хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются не инфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

В целом монетизация может  быть использована как способ решения  проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это  небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами  он обычно используется в исключительных случаях, когда, например:

1) имеется значительный  внешний долг, что исключает льготное  финансирование дефицита бюджета  из внешних источников;

2) возможности внутреннего  долгового финансирования практически  исчерпаны;

3) валютные резервы Центрального  банка истощены, в силу чего  регулирование платежного баланса  остается первостепенной задачей;

4) экономика способна  выдержать высокую инфляцию, а  граждане уже привыкли к постоянному  росту цен.

Менее болезненным и более  управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета  является долговое финансирование. В  результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается  за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого формируется  внешний и внутренний долг государства. В таблице 2.2. представлены достоинства  и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга.

Таблица 2 Достоинства и недостатки финансирования дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего  долга

Достоинства

Недостатки

Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они  не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться  процент. Выплата процентов по государственным  облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата  процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем  больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает  облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата  процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

Это достаточно оперативный  способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг  можно обеспечить быстро. Население  в развитых странах с удовольствием  покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти - деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Этот способ в долгосрочном периоде не является не инфляционным.

«Эффект вытеснения» частных  инвестиций. Этот эффект ,заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции.

Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета  может привести к дефициту платежного баланса.


 

Применение государственных  займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными  последствиями для экономики  по сравнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически более благоприятной  для правительства, чем повышение  налогов. В странах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также  недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться  только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли [16, С.364].

Долговое финансирование может стимулировать экономический  рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым  предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При  этом начинает действовать положительный  эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее  влияние на другие отрасли хозяйства  и занятость.

Особенность внутренних источников финансирования бюджетного дефицита связана  с тем, что Правительство РФ постоянно  увеличивает сроки заимствования  на внутреннем рынке, что, естественно, приводит к общей реструктуризации задолженности и изменению соотношения  государственных ценных бумаг с  различными сроками погашения.

Внешние источники финансирования бюджетного дефицита обеспечивают поступление  иностранной валюты в бюджет на финансирование текущих расходов и импортных  закупок. Улучшению структуры внешних  заимствований в значительной степени  способствует получение кредитов от ведущих международных организаций. Однако внешние заимствования сопряжены  с необходимостью поддержания такой  структуры платежного баланса, когда  валютные поступления достаточны для  своевременного выполнения обязательств по займам. В противном случае создаются  дополнительные сложности в регулировании  валютного курса относительно российского  рубля.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.  Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 486 с.

2.  Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России / / Мировая экономика и международные отношения - 2009 . - №2.

3.  Белова В.Л. Введение в макроэкономику: бюджетный дефицит//Социально-политический журнал. – 2010.- № 6.- С.15.

4.  Бюджет и бюджетная политика в Российской Федерации: Учеб. пособие/ Т.М.Ковалева, С В. Барулин. М.: КНОРУС, 2005.

5.  Бюджетное право и процесс: учебник / В.А. Парыгина, А.А. Тедеев. – М.: Изд-во Эксмо, 2007. – 598 с.

6.  Бюджетные отношения в РФ: новые подходы к анализу и правовому регулированию / Под ред. А.Н. Швецова. – М.: Формула права, 2009. - 254 с.

7.  Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823; с изменениями СЗ РФ. 2005. № 1 (часть 1).

8.  Годин, А.М. Бюджетная система РФ / А.М. Годин, Н.С. Максимова. – М.: Дашков и К°, 2008.

9.  Государственный бюджет:Учеб. пособие для учреждений, обеспеч. получение высш. образования по спец. "Финансы и кредит" / Т. В. Сорокина. Мн:БГЭУ, 2006.

10.  Дмитриев М.Э. Развитие потенциала государственного управления: уроки стран с переходной экономикой. // Вопросы государственного и муниципального управления. Том II. – 2007. - №2 – 3.

11.  Ершов М., Лохмачев В., Татузов В., Танасова А. О долговой политике России в условиях выхода из кризиса. // Деньги и кредит. – 2010. – №8 – С. 32 – 38.

12.  Илларионов А.М. Теория «денежного дефицита» как отражение платежного кризиса в российской экономике//Вопросы экономики.- 2009.- № 12.- С. 15.

13.  Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2007. – 378 с.

14.  Макроэкономика: учебник / С.Р. Моисеев. — М. : КНОРУС, 2008.— 320

с.

15.  Павлова А.А. Источники финансирования бюджетного дефицита//Экономист.- 2010.- № 1.- С. 76-80.

16.  Парыгина В.А., Тедеев А.А., Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 469 с.

17.  Пекарский С.Э. Нелинейные эффекты воздействия инфляции на бюджетный дефицит и государственный долг // Экономический журнал ВШЭ, 4, № 3, 2006. С. 309-332.

18.  Поляк Г.Б. Бюджетная система России. Учебник для вузов. М.:-Юнити, 2005г.-539 с.

19.  Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научно-практической конференции (16 – 18 июня 2008 г.). – Петро-заводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 276 с.

20.  Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. - М.: Юрайт, 2009. – С. 539.

21.  Седова М.Л. Некоторые вопросы организации исполнения бюджетов в Российской. // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2008. - № 1. - С.7-9.

22.  Сорокина Т. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов в условиях реализации реформы бюджетного процесса. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.isea.irk.ru/files/s1/109_Sorokina.pdf

23.  Финансы: учебник / Под ред. д-ра экон. наук, проф. С.И. Лушина, д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – 2-е изд., переаб. и дополн. – М.: Экономистъ, 2008. – 682 с.

24.  Хадонов Е.Е. О путях устранения дефицита бюджета Российского государства //Финансы.- 2008.- № 4.- С.51-54.

25.  Хурсевич С. Бюджетный федерализм и бюджетный дефицит. [Электронный ресурс] –Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/data/432/694/1219/052.HURSEVITCH.pdf

26.  Шишкин А.Г., Захаров М.А. Бюджетные проблемы в федеративном государстве: поиск решения // Финансы. – 2009. - №4. – С.8-10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

 

 

 

        Заключение

 


Информация о работе Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Составление проекта бюджета муниципального образования на планируемый год