Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 21:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование теоретических основ бюджетного дефицита, выявление его особенностей, методов его покрытия и разработка на этой основе рекомендаций по совершенствованию бюджетной политики страны.
В соответствии с намеченной целью в работе были поставлены следующие задачи:
1. Изучить сущность бюджетного дефицита, главные причины его возникновения, а также социально-экономические последствия;
2. Раскрыть механизм финансирования бюджетного дефицита в современных условиях;
3. Рассмотреть проблемы управления бюджетным дефицитом и методы их устранения в контексте зарубежной практики.
Введение………………………………………………………………………….........3
Бюджетный дефицит и методы его покрытия
1.1Понятие бюджетного дефицита, причины возникновения и социально экономические последствия………………………………………………………….7
1.2 Виды бюджетного дефицита…………………………………………………...18
1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета в современных условиях развития……………………………………………………27
2 Планирование доходов и расходов бюджета района на 2012 год………………...
2.1 Исходные данные для составления проекта……………………………………...
2.2 Планирование доходной части бюджета района на 2012 год
2.3Планирование расходов бюджета района на финансирование
общеобразовательных школ…………………………………………………………
2.4 Планирование расходов бюджета района на содержание дошкольных
общеобразовательных школ…………………………………………………………...
2.5 Планирование расходов бюджета района на здравоохранение ………………...
2.6 Составление проекта бюджета на 2012 год………………………………………
2.7Пояснительная записка к проекту бюджета района на 2012 год………………...
Заключение………………………………………………………………………..
Список используемой литературы………………………………………
Мировая практика показывает,
что положение в стране считается
контролируемым при бюджетном дефиците
2-5 процентов. Бюджетный дефицит
неминуемо ведет к росту
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета не превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
В следующей главе рассмотрим способы финансирования дефицита государственного бюджета.
1.2Виды бюджетного дефицита
Существуют следующие виды бюджетного дефицита:
1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию госдолга.
4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада экономической активности правительство принимает специальные решения, направленные на увеличение уровней занятости и выпуска. В ходе осуществления этих решений вследствие увеличений госрасходов (например, на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов правительство целенаправленно создает дефицит госбюджета. Соответственно, в период подъема в целях сдерживания инфляционных тенденций целенаправленно создается бюджетный излишек. Дискреционная политика правительства связана со значительными внутренними временными лагами, так как изменение структуры госрасходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в парламенте. При недискреционной фискальной политике бюджетные дефициты и излишки возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики, так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Степень встроенной стабильности
экономики непосредственно
Т=Та+t*У
бюджетные дефициты G=const
У1------У0------У2
Рис. 1. Колебания бюджетного дефицита
В фазе циклического подъема
совокупный доход увеличивается (Y2
> Y0), и поэтому налоговые отчисления
автоматически возрастают, а трансфертные
платежи автоматически
В то же время, увеличение степени
встроенной стабильности экономики
противоречит другой, более долгосрочной
цели бюджетно-налоговой политики -
укреплению стимулов к расширению предложения
факторов производства и росту экономического
потенциала. Стимулы к инвестированию,
к предпринимательскому риску и
к труду оказываются
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Оценки структурного дефицита
используются, в основном, в индустриальных
странах, где размеры бюджетных
дефицитов определяются в большей
степени циклическими колебаниями,
а не дискреционными мерами правительства.
Сложности определения уровня полной
занятости ресурсов, естественного
уровня безработицы и потенциального
объема выпуска затрудняют расчеты
структурных излишков и дефицитов
государственного бюджета, хотя именно
на основе динамики этих макроэкономических
индикаторов оценивается
В переходных экономиках проблема дефицита государственного бюджета еще более усложняется в связи с тем, что, как правило, широко практикуется манипулирование его размерами - искусственное увеличение или, чаще, уменьшение величины бюджетного дефицита в текущем году. Это манипулирование может, например, осуществляться с помощью следующих инструментов:
1) "налоговая амнистия", которая позволяет налогоплательщикам, ранее уклонявшимся от уплаты налогов, внести за один раз всю сумму, равную определенной части общего налогового сбора;
2) мероприятия по сбору просроченных налоговых платежей;
3)введение временных или добавочных налогов;
4)отсрочка расчетов с поставщиками;
5)отсрочка выплаты заработной платы работникам государственного сектора;
6) отсрочка обязательной индексации заработной платы в соответствии с динамикой уровня инфляции;
7)расширенная практика приватизации государственной собственности, включая распродажу прав на исследовательские и изыскательские работы.
В переходных экономиках дефицит государственного бюджета определяется в большей мере текущими мерами государственного регулирования, чем циклическими колебаниями экономики. Только после корректировки текущего бюджетного дефицита с учетом воздействия этих мер и влияния общих экономических колебаний может быть получен характерный для переходных экономик аналог структурного дефицита, который иногда определяется как коренной дефицит бюджета. Измерение его нередко оказывается еще более сложным, чем оценки структурного дефицита. Поэтому при разработке стратегий стабилизации и структурных реформ в переходных экономиках приходится опираться на обычные оценки бюджетного дефицита, хотя оптимальная долгосрочная фискальная политика должна быть в большей мере сориентирована на коренной дефицит, чем на фактический.
Операционный дефицит государственного бюджета - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Обслуживание задолженности
(т.е. выплата процентов по ней
и постепенное погашение
Возможны ситуации, когда
номинальный официальный
(квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Квазифискальные операции включают, например, следующие:
1) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
2) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;
3) отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также, рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.) деятельностью Центрального Банка, государственных предприятий коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках.
В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита [1, С.290]:
1) кредитно-денежная эмиссия (монетизация);
2) долговое финансирование (внутреннее и внешнее);
3) увеличение налоговых поступлений в госбюджет, а также доходов от приватизации, продажи госимущества.
Последний, третий способ вряд
ли можно отнести к способам, используемым
исключительно для
Рассмотрим достоинства и недостатки эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета в таблице 2.1.