Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:54, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственный бюджет, из чего формируется и какова роль государственного бюджета в стране.
2. Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
3. Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
4. Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и проблема дефицита госбюджета. Влияние дефицита госбюджета на экономический цикл. Госдолг: причины и последствия 5
1.1 Понятие и функции государственного бюджета 6
1.2 Проблемы сбалансированности государственного бюджета 10
1.3 Государственный долг и методы его сбалансирования 15
2 Особенности ликвидации бюджетного дефицита и госдолга в РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
РЕФЕРАТ
Объем работы: курсовая работа, 29 стр., 16 источн., 1 табл.
Тема: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга:
Ключевые слова: бюджетный дефицит, государственный долг, экономический цикл, фискальная политика.
Цель курсовой работы: исследовать проблему дефицита государственного бюджета и государственного долга
Результатом написания данной курсовой работы стало определение понятия государственного бюджета, из чего формируется и какова роль государственного бюджета в стране, исследованы проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику, исследована проблема бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и проблема
дефицита госбюджета. Влияние дефицита
госбюджета на экономический
цикл. Госдолг: причины и
1.1 Понятие и функции государственного бюджета 6
1.2 Проблемы сбалансированности государственного бюджета 10
1.3 Государственный долг и методы его сбалансирования 15
2 Особенности ликвидации
бюджетного дефицита и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ВВЕДЕНИЕ
С самых давних времен, когда только возникало государство, страна нуждалась в защите своих владений и внутренней безопасности. Так возникли государственные расходы, которые со временем становились разнообразнее. Соответственно, государство нуждалось в деньгах. Через различные системы, как, например, налогообложение, таможенные пошлины, страна стала получать доходы или доходную часть бюджета. Сегодня государственный бюджет выполняет гораздо более важные функции: это и стабилизация макроэкономической обстановки, и защита отраслей, и социальная нагрузка и т.д. Из-за такого многообразия функций возникла проблема сбалансированности бюджета. Причем, проблема не в том, что государство может жить в долг из-за бюджетного дефицита, а в последующих проблемах, которые в конце концов выльются на резидентах государства. Эта и другие проблемы будут отражены в данной курсовой работе.
Немало внимания будет уделено и бюджетному дефициту и государственному долгу Республики Беларусь. В данном случае следует прежде всего понимать, что государственный бюджет РБ имеет социальную направленность, что естественно усложняет и загромождает систему расходов и доходов государственного бюджета. Цель данной курсовой работы - исследовать проблему дефицита государственного бюджета и государственного долга.
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое
государственный бюджет, из чего
формируется и какова роль
государственного бюджета в
2. Исследовать проблемы, которые
возникают в процессе
3. Выявить, каким образом
бюджетный дефицит и
4. Исследовать проблему
бюджетного дефицита и
1. Сущность и проблема дефицита госбюджета. Влияние дефицита госбюджета на экономический цикл. Госдолг: причины и последствия
1.1 Понятие и функции государственного бюджета
Бюджет как особая система общественных отношений исторически возникает и действует там, где существует государство с развитыми товарно-денежными отношениями.
На начальных стадиях развития общества государство имело возможность значительную часть своих затрат на строительство дорог, каналов, дворцов, сооружений и т.д. покрывать за счет поступлений от государственных хозяйств, имуществ, использования рабского труда. Немалую роль в пополнении казны играли войны. В это время принудительные сборы со своих граждан осуществлялись лишь в исключительных случаях.
При феодализме потребности
правителей вначале удовлетворялись
за счет доходов от собственных имений,
но по мере роста расходов устанавливались
обязательные подати со своих подданных.
Монархи имели возможность
С ростом производительных сил,
разделением общественного
Чтобы обосновать потребность
в ресурсах, их конкретное направление,
пояснить возможности финансового
обеспечения государственных
Чем больше усложняется процесс изъятия государством части общественного продукта и его перераспределения, тем труднее становится управление им.
В конце 17 века в Англии делается попытка составить единую общую смету доходов и расходов, которая получает название бюджет (с англ.- сумка).
В России первые сведения об общей смете расходов и доходов государства относятся к 1654 году. Однако разработка такого важного документа, как общая смета доходов и расходов государства, осуществляется нерегулярно. Лишь при Петре I была создана коллегия для руководства финансовыми делами. Однако ежегодно бюджет России начал разрабатываться только с 1812 года, после образования Министерства финансов.
В конце 18 - начале 19 века почти все государства Европы имели свои бюджеты, в которых отражались доходы и расходы на текущий год. По размерам бюджета, его структуре и сбалансированности судили об экономическом потенциале государства, состоянии его финансовых ресурсов, платежеспособности.
Во многих странах (Россия,
Англия, Франция и др.) первые бюджеты
были строго засекречены. Защищая интересы
господствующего класса, буржуазия
пытается скрыть некоторые расходы,
поэтому допускается
На содержание бюджета влияют объективные и субъективные факторы. К объективным факторам относятся: характер производственных отношений и уровень развития производительных сил, которые оказывают решающее воздействие на сущность бюджета; природные, экономические и социальные особенности каждой страны, ее традиции, специфика развития на данном историческом этапе. Вместе с тем государственный бюджет любой страны имеет свои национальные особенности.
Государство использует бюджет для регулирования рыночной экономики, применяя различные методы в процессе формирования и использования доходов и расходов. К наиболее важным из них относятся:
налоги, влияющие на развитие производства, спрос и предложение на отдельные виды услуг, товаров, работ;
прямое бюджетное
субсидирование отдельных отраслей, предприятий для выравнивания экономических условий их хозяйствования;
выдача беспроцентных и льготных кредитов, гарантий для банковских ссуд;
создание за счет бюджетных ресурсов особых фондов и резервов для предупреждения диспропорций в развитии экономики, поддержки предпринимательства.
Велика роль бюджета и в социальном регулировании, осуществляемом государством для обеспечения социальных гарантий членам общества. Достигается это в основном через перераспределение бюджетной части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пенсий и пособий, индексации доходов.
Для благоприятного воздействия
бюджета на общественные процессы должны
быть созданы определенные предпосылки
и соблюдены основополагающие принципы
рационального государственного регулирования.
К таким предпосылкам относятся:
устойчивость денежного обращения
в стране, наличие законодательных
актов, определяющих четко рамки
и содержание бюджетного процесса,
обязанности права и
Результативность
эффективности;
стабильности;
социальной справедливости.
Эффективность экономики
означает, что государство при
формировании бюджета, определении
механизма налогообложения, направлении
бюджетных ресурсов должно всегда руководствоваться
экономической
Стабильность экономики
возможна лишь в том случае, когда
государство контролирует экономический
цикл, воздействует с помощью бюджета
и кредита на общеэкономические
пропорции в распределении
Социальная справедливость
находит отражение в
Обобщая вышесказанное, можно отметить, что государственный бюджет является не просто источником финансирования социальных программ и т.д. Государственный бюджет является основой для осуществления фискальной политики через распределение денежных средств между субъектами хозяйствование, через налогообложение, через целевые налоговые льготы и т.д.
1.2 Проблемы сбалансированности государственного бюджета
Как только государство стало
планировать свои доходы и расходы,
появилась проблема их сбалансирования.
Для финансирования всех прогнозируемых
в государственном бюджете
Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений по поводу привлечения дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использования на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.
Такие дополнительные доходы образуются, главным образом, в результате эмиссии денег, выпуска государственных ценных бумаг, осуществления внутренних и внешних займов.
Бюджетный дефицит характерен для большинства развитых стран. В Республике Беларусь бюджетный дефицит стал планироваться с 1991 года, тогда его размер был определен в сумме 3,7 млрд. руб., что составило 11,6 % ко всем расходам. Однако фактически бюджет был исполнен с профицитом в сумме 1,5 млрд. руб., т.к. на 1991 год государственным бюджетом СССР планировались дотации в бюджет Республики Беларусь.
Дефицит бюджета означает
превышение расходов над доходами и
характеризует его
- низкой эффективности
производства при
- ограниченности финансовых
возможностей государства
- нерациональной структуры бюджетных расходов;
высокого уровня расходов непроизводительного характера;
инфляции;
неустойчивости денежного обращения;
-неустойчивости системы расчетов;
- нерациональной налоговой политики;
-непродуманной инвестиционно-
-сокращения экспорта, сопровождающегося увеличением импорта;
- снижения жизненного уровня населения.
Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Возникновение излишков расходов над доходами называют активным бюджетным дефицитом. Это происходит в результате сознательных действий правительства, т.е. происходит увеличение расходов и снижение доходов.
Дефициты, вызванные сокращением
государственных доходов в
Дефицит бюджета не должен превышать определенный уровень. Если дефицит не превышает определенный уровень, он называется управляемым, и наоборот, - неуправляемым. Неуправляемый дефицит влечет за собой эмиссию денег, рост инфляции, углубляет несбалансированность экономики, создает тяжелые социальные последствия для населения.
Предел бюджетного дефицита целесообразно определять:
По отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).
По отношению к национальному доходу (НД).
Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга