Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 13:54, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
1. Определить, что такое государственный бюджет, из чего формируется и какова роль государственного бюджета в стране.
2. Исследовать проблемы, которые возникают в процессе исполнения государственного бюджета, и как эти проблемы влияют на экономику.
3. Выявить, каким образом бюджетный дефицит и государственный долг влияют на развитие экономики страны.
4. Исследовать проблему бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Сущность и проблема дефицита госбюджета. Влияние дефицита госбюджета на экономический цикл. Госдолг: причины и последствия 5
1.1 Понятие и функции государственного бюджета 6
1.2 Проблемы сбалансированности государственного бюджета 10
1.3 Государственный долг и методы его сбалансирования 15
2 Особенности ликвидации бюджетного дефицита и госдолга в РБ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Большой внешний долг снижает международный авторитет страны и может осложнить получение новых иностранных займов. Поэтому, если внешний долг превышает приемлемый уровень, правительство предпринимает определенные меры, чтобы его уменьшить. К ним относятся использование для погашения части долга золотовалютных резервов страны, реструктуризация задолженности (трансформация из кратко- в долгосрочную задолженность) или отсрочка выплаты внешнего долга.
Таким образом, следствием бюджетного дефицита для государства становится государственный долг. Особенно важным является внешнее долговое бремя. Небольшой государственный долг не является проблемой для государства. Проблемой становится постоянное увеличение государственного долга в ВВП. Пути для уменьшения государственного долга есть, однако они могут быть не всегда популярны среди населения, так как обычно государство сокращает расходы или увеличивает доходы.
2. Особенности ликвидации
бюджетного дефицита и
В 1991г. Беларусь была объявлена
суверенной. Сальдо бюджета независимой
республики, согласно официальной отчетности
Министерства анализа и статистики,
было положительным, и размер бюджетного
профицита этого года составил 1,7%
ВВП. В основном это объясняется
тем, что государственный бюджет
на 1991 год все еще предусматривал
выделение дотаций нашей
Мировая практика показывает,
в период депрессии, когда ВВП
низок, бюджет сводится с дефицитом,
а в периоды подъема
Необходимо помнить также,
что в республике существуют проблемы
в сфере внешнего долга страны.
В связи с
Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с установившейся практикой частых корректировок Закона о бюджете.
Одна из основных проблем в данной области - эффективность использования средств, так как их основная часть направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.
Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг). [2]
Большинство развитых стран
для покрытия бюджетного дефицита прибегают
к выпуску государственных
В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.
При наличии дефицита бюджета
первоочередному финансированию подлежат
защищенные статьи бюджета. В Беларуси
к таким статьям относят
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Принятые в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать меры по компенсации потерь доходов бюджета.
Показателями стабильности бюджетно-налоговой системы и результативности фискальной политики в мировой практике служат следующие пороговые значения: дефицит бюджета -- не более 3 % ВВП; уровень государственного долга для переходных экономик -- не более 55 % ВВП; уровень платежей по обслуживанию внешнего долга -- не более 30 % объема доходов бюджета.
Показатели финансовой безопасности находятся в Республике Беларусь в допустимых границах и далеки от критических значений.
В таблице 2.1 показана динамика изменения бюджетного дефицита:
Таблица 2.1
Дефицит государственного бюджета, млрд.р.
2006год
9 месяцев2007 года
2007 год
9 месяцев 2008 года
1
2
3
4
5
Дефицит (профицит)
1 135
2 728
422
4 943
Финансирование
-1 135
-2 728
-422
-4 943
Внутреннее финансирование
-1 151
-2617,4
-3 514
-4 813
Внешнее финансирование
16
-110,8
3 091
-130
Примечание: Источник: [2]
Отличительной особенностью бюджетно-налоговой политики Беларуси на протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне -- в пределах 2--3 % ВВП.
Согласно закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс. р).
Внутреннее финансирование 404 230 909,0 (тыс. р):
-источники получаемые от Национального Банка РБ - 890,0 (тыс. р);
-источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц - 500 000 000,0 (тыс. р);
-прочие источники внутреннего финансирования - 10 000 000,0 (тыс. р);
-поступления от реализации
принадлежащего государству
-изменение остатков средств бюджета - 13 781 399,0 (тыс. р).
-внешнее финансирование - 725 769 091,0 (тыс. р):
-кредиты Международных финансовых организаций - 111 834,0(тыс. р);
-кредиты правительств иностранных государств - 194 834 884,0 (тыс. р);
-прочие источники внешнего финансирования - 920 492 141,0 (тыс. р).
Эти данные свидетельствуют
о том, что в Беларуси применяется
в основном неинфляционный источник
покрытия дефицита. Данные лишний раз
подтверждают неразвитость рынка государственных
ценных бумаг, что обусловлено, прежде
всего, низкой активностью первичных
инвесторов, явившейся следствием отсутствия
свободных средств, как у банков,
так и субъектов
Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.
Необходимо также отметить, что ряд проблем остается и в сфере внешнего долга страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.
Таким образом, для преодоления
отрицательных последствий
1. Повышение эффективности
общественного воспроизводства,
2. Дальнейшее развитие
и укрепление рыночных
3. Расширение круга плательщиков,
осуществляемое одновременно с
улучшением налогового
4. Развитие территориально-
5. Оптимизацию объема и
реструктуризацию расходов
6. В целях изыскания
дополнительных источников
7. Обоснованное принятие
новых социальных программ, требующих
значительного бюджетного
8. Совершенствование
9. Корректировка трансфертной
политики, предполагающая уменьшение
трансфертных выплат отраслям
реального сектора экономики,
повышение эффективности
10. Реформирование бюджетного
процесса в целом. Необходимо
отказаться от концепции
11. Составление бюджета
на многовариантной основе с
целью формирования
12. Развитие рынка
13. Принятие мер, направленных
на привлечение в страну
Для достижения реального эффекта и сокращения бюджетного дефицита перечисленные мероприятия должны рассматриваться в их единстве и применяться комплексно.
Таким образом, разработка и
последовательная реализация мер, направленных
на увеличение доходов и сокращение
расходов, регулирование бюджетного
дефицита, целенаправленное управление
его размером в совокупности с
другими экономическими антикризисными
мерами будут способствовать стабилизации
финансового положения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав весь спектр вопросов, которые были поставлены вначале, можно сделать определенные выводы касательно темы курсовой работы:
1. Была рассмотрена сущность
государственного бюджета, его
основные функции. Установлено,
2. Уделено внимание такой
проблеме, как сбалансированность
государственного бюджета, а
Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга