Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного дефицита, путей и методов его определения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита;
- рассмотреть методы управления бюджетным дефицитом;
- провести анализ бюджетного дефицита Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………
5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………….. 5
1.2. Бюджетный дефицит……………………………………………………….. 7
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……. 10
2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита………………………... 10
2.2. Методы управления бюджетным дефицитом……………………………... 13
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………………….
17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников…………………………………………… 23
содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
1. Экономическая природа
и сущность бюджетного дефицита………………………………………………………… |
5 |
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………….. |
5 |
1.2. Бюджетный дефицит………………………………… |
7 |
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……. |
10 |
2.1. Способы
финансирования бюджетного |
10 |
2.2. Методы
управления бюджетным дефицитом |
13 |
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО
ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ…… |
17 |
Заключение…………………………………………………… |
21 |
Список использованных источников…………………………………………… |
23 |
введение
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Бюджетный дефицит, наличие государственного долга побуждает государство усилить налоговое бремя. С другой стороны, достаток бюджетных средств позволяет увеличить финансирование как государственного, так и частного сектора экономики, увеличить трансфертные отчисления, а так же отчисления во внебюджетные социальные фонды. Кроме того, достаточное количество бюджетных средств позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, принимать активное участие в жизни страны. Бюджет, как действенный механизм финансовой политики государства, оказывает активное влияние на эффективность общественного производства, рост производительности труда, снижение себестоимости продукции, увеличение накоплений в народном хозяйстве.
Таким образом, из вышесказанного вытекает, что выбранная тема курсовой работы весьма актуальна.
Объектом исследования является бюджетный дефицит, а предметом пути и методы его преодоления в Республике Беларусь.
Целью данной курсовой работы
является изучение бюджетного дефицита,
путей и методов его
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Поставленные цель и задачи обусловили структуру курсовой работы, которая состоит из введения, 3 разделов и заключения. Первый раздел посвящен изучению сущности бюджетного дефицита. Он состоит из 2 подразделов. Второй раздел посвящен изучению путей и методов определения бюджетного дефицита. Данный раздел состоит из 2 подразделов. В третьем разделе проведен анализ бюджетного дефицита в Республике Беларусь и рассмотрены источники его финансирования. В заключении приводятся выводы, которые были получены в результате написания курсовой работы. Завершает курсовую работу список использованных источников.
Для написания работы были использованы методы научного исследования, такие как диалектический, системный анализ, синтез, метод сравнительного анализа и группировки данных.
Для полного раскрытия темы курсовой работы использовались учебные пособия по авторов, изучающих данную тему (Базылев Н.И., Мамедов О.Ю., Ткачук М.И.), а также использовалась периодическая литература. Также широко использовались периодические издания по предмету «Государственный бюджет» и «Теория налогов», законодательство Республики Беларусь, материалы сайта Министерства Финансов.
1. Государственный
бюджет и его место в
1.1 Сущность государственного бюджета
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением, называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовых состоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе, непременным участником которого является государство (в лице соответствующих органов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Бюджетные отношения характеризуются большим многообразием, поскольку опосредуют разные направления распределительного процесса (между секторами экономики, сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориями страны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный характер. Он обусловлен тем, что в руках государства ежегодно должна концентрироваться определенная доля национального дохода, необходимая для удовлетворения социально-культурных потребностей граждан, решения оборонных задач, покрытия общих издержек государственного управления.
Совокупность бюджетных
отношений по формированию и использованию
бюджетного фонда страны составляет
понятие государственного бюджета
- определяющего финансового
Будучи экономической формой существования реальных, объективных распределительных отношений, выполняя специфическое общественное назначение - по удовлетворению потребностей общества и его государственно-территориальных структур, бюджет может рассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. К числу ее особенностей относятся следующие [2, c. 40-43]:
-государственный
бюджет является особой
-с помощью
бюджета происходит
-пропорции
бюджетного перераспределения
стоимости определяются
-область бюджетного
распределения занимает
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется через его функции: распределительную (через госбюджет перераспределяется от 20 до 60% национального дохода); контрольную (движение бюджетных средств сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать); и регулирующую (изменение доходов и расходов госбюджета позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы, темпы инфляции и т.д., т.е. стабилизировать экономику).
Государственный бюджет является исторической категорией, появившейся с возникновением государства и развитием товарно-денежных отношений, он задействован в разных эпохах для обеспечения выполнения общегосударственных функций. Поэтому сущность бюджета как экономической категории не меняется в зависимости от смены общественных формаций, но на его содержание и роль влияют объективные и субъективные факторы. Среди объективных первостепенное значение имеет уровень развития производительных сил, экономический потенциал страны, характер производственных отношений, экономические, природные, социальные особенности и др. К субъективным факторам относятся тип государства, политика правительства в конкретном периоде и соответственно выдвинутые им приоритеты развития, уровень экономической науки и др. Бюджеты разных стран имеют схожую структуру доходов (их формирование по большей части за счет налогов) и расходов, несмотря на любые национальные и другие особенности.
Таким образом, рассматривая бюджет как экономическую категорию, которая отражает реальные производственные отношения, следует отметить, что он концентрирует отношения распределения и перераспределения, движение денежной массы как самостоятельной стоимости, которая не связана с движением товарной массы. Бюджет является важным экономическим рычагом государства, по средствам которого обеспечивается контроль за состоянием производства в целом. Через бюджет государства воспроизводится вся его многогранная деятельность и обеспечивается выполнение его мероприятий.
1.2. Бюджетный дефицит
Одной из основных задач бюджетной политики государства является регулирование дефицита госбюджета.
Бюджетный дефицит - это сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превосходят его доходы. Государственный долг - это сумма задолженности государств своим или иностранным физическим или юридическим лицам. В зависимости от этого различают внутренний и внешний государственный долг [3, с.199].
Бюджетный дефицит и государственный долг тесно взаимосвязаны. Ежегодный дефицит может покрываться либо за счет роста государственного долга, либо путем эмиссии денег. Даже бездефицитный государственный бюджет не может свидетельствовать о здоровье экономики, если у государства большой долг. Поэтому к дефициту государственного бюджета следует подходить очень внимательно.
Различают следующие виды бюджетных дефицитов [3, с.201]:
Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.
Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.
Операционный дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.
Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.
Подводя промежуточный итог, необходимо повторить, что государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. Сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики проявляется через распределительную, регулирующую и контрольную функции. Бюджет является универсальным инструментом реализации предназначения государства. Бюджетный дефицит представляет собой превышение расходов государственного бюджета над доходами. Различают следующие виды бюджетных дефицитов: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА
2.1. Способы
финансирования бюджетного