Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:51, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бюджетного дефицита, путей и методов его определения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить сущность государственного бюджета;
- рассмотреть понятие бюджетного дефицита;
- рассмотреть способы финансирования бюджетного дефицита;
- рассмотреть методы управления бюджетным дефицитом;
- провести анализ бюджетного дефицита Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………. 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА………………………………………………………………………
5
1.1. Сущность государственного бюджета…………………………………….. 5
1.2. Бюджетный дефицит……………………………………………………….. 7
2. ПУТИ И МЕТОДЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА……. 10
2.1. Способы финансирования бюджетного дефицита………………………... 10
2.2. Методы управления бюджетным дефицитом……………………………... 13
3. АНАЛИЗ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И СПОСОБЫ ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ……………………………………….
17
Заключение……………………………………………………………………….. 21
Список использованных источников…………………………………………… 23
Примечание. Источник: собственная разработка на основании Законов о бюджете на очередной год.
Такой дефицит не представляет большой угрозы для экономики республики, находится в рамках допустимого уровня. Однако структура источников покрытия дефицита существенно изменилась.
Схема 3.1. Источники финансирования дефицита госбюджета РБ
Примечание. Источник: собственная разработка.
Если в 2007 году основными были внешние источники, в основном иностранные кредиты и займы, то в последующие годы на финансирование дефицита республиканского бюджета привлекались и привлекаются в основном внутренние источники, в том числе кредиты Национального банка.
Предлагается шире привлекать свободные денежные средства юридических лиц, в том числе и валютные, при продаже государственных ценных бумаг на договорных условиях, а также обеспечить положительную доходность по ним и оперативно учитывать наличие свободных ресурсов банковской системы.
Для изыскания дополнительных источников финансирования дефицита республиканского бюджета продолжается работа по организации размещения ГЦБ на внешних рынках и по привлечению средств инвесторов – нерезидентов, а также кредитов финансовых организаций и правительств иностранных государств. Основными условиями для этого будут: положительная реальность доходов по ценным бумагам правительства, проведение НБ прогнозируемой и прозрачной политики развития отечественного финансового рынка [16].
В целом, в 2009 году будет
проводиться более жесткая
Основной задачей бюджетной политики в области регулирования дефицита государственного бюджета является дальнейшее сокращение его размера. Система мер по снижению дефицита включает мероприятия по совершенствованию планирования и исполнения расходной части бюджета, а также мероприятия по управлению внутренним долгом [14, c. 48].
Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка ГЦБ и совершенствование механизма управления внутренним долгом. В этой связи дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности ГЦБ на вторичном рынке.
Планомерное снижение дефицита бюджета является одной из основных задач бюджетной финансовой политики. Исходя из реальных условий, с учетом мировой практики, вряд ли может безапелляционно одобрить тезис о бездефицитном бюджете, как основе устойчивого финансового положения государства. Скорее умеренный дефицит при оптимальной структуре расходов должен играть положительную роль в развитии экономики страны.
Однако в начале 2009года в соответствии с указом президента №264 от 28 мая 2009 года расходы республиканского бюджета сокращены на 5%, то есть на величину ранее запланированного дефицита в 2,8 трлн. рублей - с 57,7 трлн. до 54,9 трлн. Формально в бюджете сохранен ранее утвержденный объем доходов в 54,9 трлн. рублей. Бюджет, таким образом, стал бездефицитным. Бездефицитный по итогам 2009 года бюджет Беларуси является одним из трех количественных критериев реализации программы правительства, которая поддерживается кредитом МВФ.
На первый взгляд, кажется,
что расходы должны быть сокращены
на Br2,8 трлн. Это 1,8% ВВП, рассчитанному
по цифрам старого бюджета. На самом
деле, цифры будут совершенно иные.
Правительству предстоит
Удержать бездефицитный бюджет в период жесткого структурного, валютного кризиса и создания институтов рыночной экономики – это задача очень нелегкая, ведущая к ужесточению фискальной политики.
Бездефицитный бюджет является одним из критериев реализации программы stand-by, которая поддерживается кредитом МВФ. При этом в течение этого года республиканский бюджет Беларуси должен исполняться с профицитом: не менее 400 млрд. рублей по итогам первого квартала и первого полугодия и не менее 1,1 трлн. за январь-сентябрь.
Пока правительство
успешно справляется с
Налога на прибыль поступило 946,2 млрд. рублей, или 24,9 процента годового плана. За январь-май 2009 года в республиканский бюджет поступило НДС на сумму 3,2 трлн. рублей, или 32,1 процента годового плана. Доходы от внешнеэкономической деятельности составили 2,5 трлн. рублей, или 20,1 процента годового плана. По состоянию на 1 июня 2009 года сумма долгов плательщиков перед бюджетом составила 89,1 млрд. рублей, что на 30,6 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 января 2009 года и на 8,3 млрд. рублей больше, чем по состоянию на 1 мая текущего года. Расходы республиканского бюджета за январь-май 2009 года составили 16,3 трлн. рублей, или 29,9 процента годового плана.
Превышение доходов над расходами республиканского бюджета за январь-май 2009 года составило 719,1 млрд. рублей за счет мер бюджетной политики, направленных на экономию бюджетных средств и ограничение расходов, отложенных расходов по целевым бюджетным фондам и отдельным статьям бюджета.
Заключение
Государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств.
Сущность государственного бюджета как механизма регулирования экономики проявляется через распределительную, регулирующую и контрольную функции. Бюджет является универсальным инструментом реализации предназначения государства.
Бюджетный дефицит представляет собой превышение расходов государственного бюджета над доходами. Различают следующие виды бюджетных дефицитов: циклический, структурный, операционный, первичный, квазифискальный.
Дефицит бюджета возникает,
когда ежегодные расходы
Для финансирования дефицита используют три основных способа: монетизация, внешнее и внутреннее долговое финансирование. Каждый из способов несет в себе определенные положительные и негативные моменты.
В настоящее время существуют три основные концепции регулирования бюджетного дефицита.
Для Республики Беларусь проблема дефицита госбюджета является одной из наиболее важных и острых. Как следствие негативных явлений в экономике дефицит создает серьезную угрозу для развития общества, поскольку расшатывает денежное обращение, усугубляет инфляционные процессы, ограничивает возможности финансирования материальной, непроизводственной сферы, социальной защиты населения.
Планомерное снижение дефицита бюджета является одной из основных задач бюджетной финансовой политики.
Политика в области финансирования бюджетного дефицита основывается на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком; дальнейшее развитие получает инфраструктура фондового рынка. Одновременно требуется принятие системы мер по повышению их привлекательности для первичных инвесторов и поддержанию ликвидности ГЦБ на вторичном рынке.
В Беларуси выйти на бездефицитный бюджет в 2009 г планируется за счет ограничения роста зарплаты, сокращения расходов бюджетных организаций, а также за счет направления капитальных расходов на наиболее важные проекты.
В условиях мирового кризиса правительство должно предпринимать меры, которые позволили бы предприятиям страны наиболее мягко войти в негативные условия кризиса и наиболее мягко выйти из них.
Список использованных источников