Бюджетный федерализм и Проблемы его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:11, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование российского федерализма взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях.
Основные задачи данной работы являются:
анализ сущности федерализма, выделение его характерных черт, а также вопросов методологии – выделение конституционно - правовых принципов взаимоотношений центра и регионов, методов их осуществления, моделей взаимоотношений;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе
1.1. Сущность бюджетного федерализма……………………………5
1.2. Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик..7
1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма……………….14
1.4. Пути совершенствования российского федерализма…….......16
Заключение……………………………………………………….........20
Список литературы……………………………………………………21

Файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 131.00 Кб (Скачать файл)

              Министерство образования Российской Федерации

                       Федеральное Агентство  по Образованию 

         Уральский Государственный  Экономический Университет

                                 
 

                                                 Курсовая работа

                         по дисциплине « Бюджетная система РФ » 

          Тема: Бюджетный федерализм и Проблемы его развития  
 
 
 
 

                                                                Исполнитель: студент гр. ФКО-09

                                                                           Багиров Б.А

                                                                Руководитель: Долганова Ю.С 
 
 
 
 
 

                                 Екатеринбург 2011 г.

    Содержание 
 

Введение……………………………………………………………………3

1. Состояние территориальных  бюджетов на современном этапе

    1.1. Сущность бюджетного федерализма……………………………5

    1.2. Бюджетный федерализм в развитии  региональных экономик..7

    1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма……………….14

    1.4. Пути совершенствования российского федерализма…….......16

     Заключение……………………………………………………….........20

     Список литературы……………………………………………………21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение 

    Федеративное  устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государство по-разному определяет свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов.      Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно  достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда предостерегает две противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распад на независимые государства. Каждая из этих опасностей,  всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов.  Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.

    Целью данной работы является исследование российского федерализма взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях.

    Основные  задачи данной работы являются:

  1. анализ сущности федерализма, выделение его характерных черт, а также вопросов методологии – выделение конституционно - правовых принципов взаимоотношений центра и регионов, методов их осуществления, моделей взаимоотношений;
 
 
 
 

1. Состояние территориальных   бюджетов на  современном этапе 

     1.1. Сущность бюджетного  федерализма 

     Распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.

     Это многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

     Данный  термин употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:

     1) равноправие всех членов федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;

     2) разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенции того или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;

    3) самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложения за центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение одних и тех же объектов.

     Таблица 1.

     Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы

Статья  расходов, функция Политика, стандарты и контроль Осуществление управления Комментарии
Оборона Ф Ф Выгоды и  издержки общенационального масштаба
Международные отношения Ф Ф -//-
Природные ресурсы Ф Ф,Р,М Способствует  развитию внутреннего рынка
Окружающая  среда Ф,Р,М Р,М Возможны выгоды и издержки общенационального, регионального  или местного масштаба
Промышленность  и сельское хозяйство Ф,Р,М Р,М Значительные  межрегиональные внешние эффекты
Образование Ф,Р,М Р,М Трансферты в “натуральной” форме
Здравоохранение Ф,Р,М Р,М -//-
Социальное  обеспечение Ф,Р,М Р,М -//-
 

     Правовой  базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В Конституции РФ определены предметы ведения федерального центра, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ, которые обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.

     В Бюджетном Кодексе РФ определяются уровни бюджетов (включая местные бюджеты), из которых осуществляются те или иные расходы.  

     1.2. Бюджетный федерализм  в развитии региональных  экономик 

     Активизация региональной экономической политики не может происходить без понимания  роли экономического субъекта как части  федерации. Термин "федерация" происходит от латинского слова "foederare" - объединять, укреплять союзом. В отличие от государства унитарного, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства - члены или государственные образования.

     Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от любого другого устройства, для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня.

     Многоуровневая государственная структура позволяет относить те или иные оказываемые государством услуги, а также налоги, к компетенции органов разных уровней. Фактически, основной принцип федерализма заключается в том, чтобы дать людям, проживающим в разных местностях, возможность выбирать, какими услугами, предоставляемыми государственными учреждениями, они хотели бы пользоваться, оставаясь при это гражданами одной большой страны.

     Можно выделить главные преимущества федерального государственного устройства:

  • Основной принцип бюджетного федерализма заключается в том, что он обеспечиваетбольшую свободу выбора.
  • Фискальный федерализм обеспечивает возможность боле широкого участия в политической жизни.
  • Фискальный федерализм в лице региональных органов власти предлагает вводить на местном уровне своего рода эксперименты, новшества, представлять конкуренцию для других уровней власти. Нововведения не составят угрозу национальной безопасности, как это могло случиться, если бы они вводились в общенациональном масштабе, а те из них, которые принесли несомненную пользу, могут стать образцом для всех остальных.
  • Одно из преимуществ федерального устройства - отчетность.
  • Особое преимущество федерализма - региональное большинство. В некоторых регионах этнические, религиозные, говорящие на одном языке или социальные группы могут составлять большинство, хотя в масштабах своего государства они представляют собой четко выраженные меньшинства. Благодаря способности корректировать услуги в соответствии с предпочтениями местного населения федеративное государство может успешно сглаживать региональные различия и быть посредником в урегулировании возникающих споров.

     Однако  федерация - не панацея. Существуют и  недостатки федеративного государства:

  • Не удается полностью избежать дублирования одной и той же деятельности одних государственных органов другими.
  • При федеративном государственном устройстве возникает неясность с ответственностью за решение тех или иных проблем. В результате некоторые проблемы остаются нерешенными.
  • Федеральное устройство способствует стремлению нижних уровней к независимости, которая может противоречить идее национального единства и желанию поддерживать проводимую государственную политику.
  • Органы власти субъектов Федерации, обладая достаточной самостоятельностью, могут препятствовать свободной торговле, пересечению границ в стремлении защитить местных производителей. Возведение различного рода "барьеров" разрушает саму идею свободной внутренней торговли.
  • Конкуренция между органами власти субъектов Федерации может привести к тому, что бюджетные ассигнования и предоставление соответствующих услуг обществу не будут оптимальными для государства в целом.

     Хотя  для большинства стран характерна унитарная организация государственной  власти, в ряде индустриально развитых стран мы наблюдаем федеративное устройство. В настоящее время в мире существует более 30 стран, избравших формой своего административно-территориального устройства не унитарное государство, а федерацию.

     В одних странах разделение власти и полномочий четкое, в других - размытое, способы разделения везде разные. Общим для всех федераций является ряд независимых образований: на региональном уровне (в США и Австралии - это штаты, в Канаде - провинции, земли в Германии и Австрии и т.д.) они занимают промежуточное положение между центральным правительством и органами власти местного уровня, которых, впрочем, может и не быть.

     Большинство федераций характеризуются одинаковым правовым статусом своих субъектов (Германия, США и др.), в Индии  существует их определенная градация, в России провозглашено равноправие всех составных частей, но на деле республики, например, имеют свои конституции, тогда как остальные субъекты принимают лишь уставы. 
Федеративное устройство в России совсем молодо. Законодательно оно было закреплено в Федеративном договоре, подписанном Президентом РФ и главами республик, краев и областей в марте 1992 г., и в новой Конституции РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г. 
В роли суверенного современного государства Россия может существовать лишь в качестве демократического, федеративного государства. В пользу федерализма в современной России говорят несколько важных обстоятельств: многонациональный состав населения страны; большая территория и численность населения, проживающего на ней. Без подлинного федерализма невозможно обеспечить демократическое развитие. Подлинный федерализм - это не что иное, как распределение государственной власти по вертикали, установление противовесов в отношениях между государственными органами федерального центра и регионов. Такой федерализм разрушает монополию власти в центре и тем самым способствует укреплению гарантий демократии, а также нормальному развитию регионов.

Информация о работе Бюджетный федерализм и Проблемы его развития