Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:11, контрольная работа
Целью данной работы является исследование российского федерализма взаимосвязей центрального и регионального уровней власти в условиях.
Основные задачи данной работы являются:
анализ сущности федерализма, выделение его характерных черт, а также вопросов методологии – выделение конституционно - правовых принципов взаимоотношений центра и регионов, методов их осуществления, моделей взаимоотношений;
Введение……………………………………………………………………3
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе
1.1. Сущность бюджетного федерализма……………………………5
1.2. Бюджетный федерализм в развитии региональных экономик..7
1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма……………….14
1.4. Пути совершенствования российского федерализма…….......16
Заключение……………………………………………………….........20
Список литературы……………………………………………………21
Министерство образования Российской Федерации
Федеральное Агентство по Образованию
Уральский Государственный Экономический Университет
по дисциплине « Бюджетная
система РФ »
Тема: Бюджетный
федерализм и Проблемы его развития
Екатеринбург 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Состояние территориальных бюджетов на современном этапе
1.1.
Сущность бюджетного
1.2.
Бюджетный федерализм в
1.3. Проблемы развития бюджетного федерализма……………….14
1.4. Пути совершенствования российского федерализма…….......16
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Федеративное устройство - разновидность государственного устройства, являющегося необходимым институтом конституционного права каждой страны. Государство по-разному определяет свое внутреннее устройство в зависимости от исторических традиций, национального состава населения и других факторов. Поскольку любое федеративное государство состоит из частей и образуется этими частями, для него чрезвычайно важно достичь гармонии в отношениях частей и целого. Федерацию всегда предостерегает две противоположные опасности, скатиться к унитаризму и распад на независимые государства. Каждая из этих опасностей, всегда имеющих какую-то объективную основу, эксплуатируется соответствующими политическими силами, согласование интересов которых возможно только в четких правовых установлениях, как в отношении самой федерации, так и ее субъектов. Эту задачу и решает конституция, закрепляющая статус (правовое положение) федерации и ее субъектов, т.е. основы их взаимоотношений между собой.
Целью
данной работы является исследование
российского федерализма
Основные задачи данной работы являются:
1.
Состояние территориальных
бюджетов на
современном этапе
1.1.
Сущность бюджетного
федерализма
Распределение денежных доходов и расходов страны между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов федерации и муниципальными бюджетами с учетом источников поступлений средств и расходов для удовлетворения потребностей федерального, субфедерального и муниципального уровней.
Это многоуровневая бюджетная система государства, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
Данный термин употребляется не только в отношении государств, имеющих федеративное устройство, но и в отношении унитарных государств, поскольку характеризует главным образом экономический аспект межбюджетных отношений. Бюджетный федерализм в странах с федеративным устройством имеет определенную специфику и представляет собой форму функционирования бюджетной системы, которая базируется на соблюдении следующих основных принципов:
1) равноправие всех членов федерации в их финансовых взаимоотношениях с центром, допускающее при определенных условиях выбор того или иного типа взаимоотношений членов федерации с центральным бюджетом при соблюдении законодательно установленных режимов этих отношений;
2) разграничение сфер деятельности и ответственности между федеративным центром и членами федерации, т.е. фактическое разграничение сфер финансирования расходов за счет бюджетов того или иного уровня; при этом может иметь место устанавливаемое законодательно как наличие права финансировать какие-либо расходы вне пределов компетенции того или иного уровня власти, так и отсутствие такого права;
3) самостоятельность бюджетов различных уровней, предполагающая, что каждый из них имеет самостоятельные источники финансирования и право самостоятельно принимать решения о направлениях использования бюджетных средств. При этом может иметь место как закрепление тех или иных объектов налогообложения за центром или членами федерации, так и наличие права центра и членов федерации на налогообложение одних и тех же объектов.
Таблица 1.
Теоретическое представление о распределении расходных полномочий и функций между уровнями бюджетной системы
|
Правовой базой разграничения полномочий, в том числе расходных, в России является Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. В Конституции РФ определены предметы ведения федерального центра, предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ, а также предметы ведения субъектов РФ, которые обладают всей полнотой государственной власти вне предметов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
В
Бюджетном Кодексе РФ определяются
уровни бюджетов (включая местные бюджеты), из которых осуществляются
те или иные расходы.
1.2.
Бюджетный федерализм
в развитии региональных
экономик
Активизация
региональной экономической политики
не может происходить без
Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны. В отличие от любого другого устройства, для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня.
Многоуровневая государственная структура позволяет относить те или иные оказываемые государством услуги, а также налоги, к компетенции органов разных уровней. Фактически, основной принцип федерализма заключается в том, чтобы дать людям, проживающим в разных местностях, возможность выбирать, какими услугами, предоставляемыми государственными учреждениями, они хотели бы пользоваться, оставаясь при это гражданами одной большой страны.
Можно выделить главные преимущества федерального государственного устройства:
Однако федерация - не панацея. Существуют и недостатки федеративного государства:
Хотя
для большинства стран
В одних странах разделение власти и полномочий четкое, в других - размытое, способы разделения везде разные. Общим для всех федераций является ряд независимых образований: на региональном уровне (в США и Австралии - это штаты, в Канаде - провинции, земли в Германии и Австрии и т.д.) они занимают промежуточное положение между центральным правительством и органами власти местного уровня, которых, впрочем, может и не быть.
Большинство
федераций характеризуются
Федеративное устройство в России совсем
молодо. Законодательно оно было закреплено
в Федеративном договоре, подписанном
Президентом РФ и главами республик, краев
и областей в марте 1992 г., и в новой Конституции
РФ, всенародно принятой в декабре 1993 г.
В роли суверенного современного государства
Россия может существовать лишь в качестве
демократического, федеративного государства.
В пользу федерализма в современной России
говорят несколько важных обстоятельств:
многонациональный состав населения страны;
большая территория и численность населения,
проживающего на ней. Без подлинного федерализма
невозможно обеспечить демократическое
развитие. Подлинный федерализм - это не
что иное, как распределение государственной
власти по вертикали, установление противовесов
в отношениях между государственными
органами федерального центра и регионов.
Такой федерализм разрушает монополию
власти в центре и тем самым способствует
укреплению гарантий демократии, а также
нормальному развитию регионов.
Информация о работе Бюджетный федерализм и Проблемы его развития