Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:44, контрольная работа
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
Введение………………………………………………………………………...3
1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации………………………..4
1.1 Форма государственного устройства в России………………………… ..4
1.2 Модели федерализма 1990 годов…………………………………………..5
1.3 Бюджетный федерализм в Российской Федерации в настоящее время…7
2. Основные проблемы бюджетного федерализма в России в
настоящее время………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………...19
ОУП ВПО «АТИСО»
КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
Контрольная работа
на тему:
Бюджетный федерализм
(на примере РФ)
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Бюджетный федерализм в
1.1 Форма государственного
1.2 Модели федерализма 1990 годов…………………………………………..5
1.3 Бюджетный федерализм в
2. Основные проблемы бюджетного федерализма в России в
настоящее время……………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Одной из основных характеристик федеративного
государства является соответствие
базовых направлений
Поэтому неудивительно, что множество дискуссий, так или иначе, затрагивает сложную проблему федерализма и разделения политических и финансовых полномочий между Федерацией и ее субъектами. В настоящее время ведутся различные переговоры на тему развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений в России.
Таким образом,
актуальность темы исследования обусловлена
необходимостью теоретических разработок
проблем бюджетного
федерализма в условиях экономических
реформ и процесса быстрого развития гражданского
общества, включая институты разграничения
полномочий между различными уровнями
народного представительства.
В данной работе
предлагается широкий взгляд на проблемы
бюджетного федерализма, предпринята
попытка рассмотреть теоретические и
отчасти прикладные вопросы конституционно-правовой
проблематики бюджетного федерализма
в России.
Основная цель исследования состоит в системном анализе общих принципов и закономерностей взаимодействия между федеративным устройством и бюджетным федерализмом, углубление знаний о содержании такой категории как «бюджетный федерализм». Цели исследования состоят также в выявлении и решении теоретических и практических проблем в сфере бюджетного федерализма.
1. Бюджетный федерализм в Российской Федерации
1.1. Форма государственного устройства России
Форма государственного устройства – элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения всего государства с органами его составных частей. Различают следующие формы государственного устройства:
- унитарная (простое, единое государство; в нем существует единая система высших органов власти и единая система законодательства, например, Польша, Венгрия, Испания);
- федерация (сложное, союзное государство, части которого обладают в той или иной мере государственным суверенитетом, наряду с высшими органами государственной власти и федеральным законодательством существуют органы и законодательство субъектов федерации, такие как Германия, Индия, Россия, Мексика, США);
- конфедерация (форма объединения государств, сохраняющих свой университет, например, существовавший в 1982-1989гг Сенегамбия).
Российская Федерация – это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. В ст.5 Конституции указывается, что федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.
Российская административная система состоит из трех уровней. Федеральное (центральное) правительство является первым уровнем. Второй уровень включает 83 субъекта Федерации, которые характеризуются определенной степенью автономности по отношению к федеральному правительству. Статус субъектов Федерации претерпевал значительные изменения по мере того, как они требовали большей степени независимости. Третий уровень администрации состоит из местных органов власти. Сюда входит более 28 000 местных органов власти, которые включают органы власти крупных городов (за исключением Москвы и Санкт-Петербурга), городских районов, малых городов, поселков городского типа и сельские администрации. Однако, поскольку бюджеты местных органов власти сильно зависят от региональных бюджетов, можно сказать, что российская система федерализма в финансовом отношении представляет собой скорее два, а не три уровня: федеральное правительство, с одной стороны, и региональные и местные органы власти — с другой.
1.2 Модели федерализма 1990 годов
Первые
реформы зарождающейся
В начале
1990-х годов политические отношения
внутри России характеризовались
Конституция 1993 г. стала важным шагом на пути к легитимности российской модели федерализма. Она обеспечила институциональную и правовую базу, необходимую для новой федеральной системы, а именно равный статус для всех субъектов Федерации. Разделение предметов ведения зафиксировано в ст. 71 и 72 Конституции, которые начали реализовываться в 1994-1995 гг. Впервые в межбюджетные отношения были введены однозначные и стабильные правила распределения доходов и расходов между всеми регионами вместо двусторонних договоров.
После выборов губернаторов в 1996 г. регионы России стали более независимыми от федерального правительства, как в политическом, так и в экономическом плане. Власть региональных элит росла и процветала. В условиях сильных различий между регионами по уровню дохода на душу населения сравнительно быстро политическое влияние богатых регионов или регионов-«доноров» в отношениях с федеральным правительством стало гораздо сильнее, чем влияние бедных регионов, и политический фаворитизм вновь начал определять отношения между федеральным правительством и региональными органами власти. В конце 1990-х годов реформа федеральной системы в России получила дальнейшее развитие: правительство представило «Концепцию реформирования межбюджетных отношений в 1999-2000 гг.», которая была одобрена Государственной Думой в июле 1998г.
На протяжении
1990-х годов оставались несоответствия
между федеральными и региональными
законами, а бюрократическое
1.3
Бюджетный федерализм в
Российская
Федерация в настоящее время
отличается достаточно высоким уровнем
централизации - она может передать
полномочия на нижестоящий уровень,
а может - забрать их обратно. Последствием
муниципальной и
Единственным способом превратить Россию в подлинную федерацию является конституционное урегулирование отношений между центром и регионами. И, прежде всего, это должно касаться бюджетных полномочий, через объем которых и определяется подлинная самостоятельность и субъектов федерации, и местного самоуправления.
Российская
конституционная модель бюджетного
федерализма на сегодняшний день
отличается крайне общим характером
регулирования и нуждается в
совершенствовании, ибо пробелы
регулирования порождают
Позитивное
влияние бюджетной
Говоря
же о России, то именно централизованное
принятие решений и финансовый контроль
остаются основными характеристиками
российской финансовой системы. В области
доходов более 90% региональных и
местных доходов
Необходимо отметить и «Программу развития бюджетного федерализма». Эта программа на сегодняшний день завершена.
Результатом
ее стало четкое разграничение расходных
полномочий, закрепление за бюджетами
всех уровней доходных источников.
Самое главное – принята
Одна из основных задач, которая была поставлена, это сглаживание объективных различий в уровне социально-экономического развития регионов. Но намеченной цели так и не было достигнуто. Что касается закрепления доходных источников, то и здесь не достигнуто намеченной цели, потому что мы видим сейчас высокий уровень централизации доходов на уровне федерального бюджета, мы видим, что собственные доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов составляют всего лишь 15 процентов от общего объема доходов, и это не способствует развитию самостоятельности бюджетов всех уровней.
Изменения,
внесенные в бюджетное и