Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:27, реферат
Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности Бюджетного Кодекса для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.
Введение 3
Глава 1 Бюджетная политика в системе экономики государства 4
1.1 Понятие «бюджет», его структура и роль для государства 4
1.2 Бюджетная система и её виды. 7
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа бюджетной политики 10
2.1 Бюджетные отношения в государствах федеративного типа 10
2.2 Специфика бюджетного федерализма и пути его развития 13
Глава 3 Разработка стратегии преобразований и развития бюджетной политики 20
Заключение 29
Библиографический список 31
Содержание
Введение
Глава 1 Бюджетная политика в системе экономики государства 4
1.1 Понятие
«бюджет», его структура и роль для государства
1.2 Бюджетная
система и её виды.
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа бюджетной политики 10
2.1 Бюджетные отношения в государствах федеративного типа 10
2.2 Специфика бюджетного федерализма и пути его развития 13
Глава 3 Разработка
стратегии преобразований и развития
бюджетной политики
Заключение
Библиографический
список
Введение.
Актуальность темы
Бюджетная политика в России
постоянно находится в центре
общественного внимания, что обусловлено
как местом, занимаемым ею среди
основных инструментов
Для России же в силу ее
федеративного устройства
Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности Бюджетного Кодекса для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.
1 Бюджетная политика в системе экономики государства.
1.1 Понятие «бюджет», его структура и роль для государства
Бюджет (от старонормандского bougette – кошелек, сумка, кожаный мешок с деньгами) – схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства т.д.).1
Финансовые отношения, складывающиеся
у государства с предприятиями, организациями,
учреждениями и населением, называются
бюджетными. Специфика этих отношений
как части финансовых состоит в том, что
они, во-первых, возникают в распределительном
процессе, непременным участником которого
является государство (в лице соответствующих
органов власти) , и, во-вторых, связаны
с формированием и использованием централизованного
фонда денежных средств, предназначенного
для удовлетворения общегосударственных
потребностей. Бюджетные отношения характеризуются
большим многообразием, поскольку опосредуют
разные направления распределительного
процесса (между секторами экономики,
сферами общественной деятельности, отраслями
народного хозяйства, территориями страны)
и охватывают все уровни хозяйствования
(федеральный, республиканский, местный).
Бюджетным отношениям присущ объективный
характер. Он обусловлен тем, что в руках
государства ежегодна должна концентрироваться
определенная доля национального дохода,
необходимая для удовлетворения социально-культурных
потребностей граждан, решения оборонных
задач, покрытия общих издержек государственного
управления.
В процессе функционирования бюджетные
отношения получают соответствующее им
материально-вещественное воплощение;
они материализуются (овеществляются)
в бюджетном фонде страны, имеющем сложную
организационную структуру. Конкретная
величина бюджетного фонда, отражающая
степень централизации финансовых ресурсов
в руках государства, зависит от ряда факторов:
уровня развития экономики; методов хозяйствования
на предприятиях, в организациях, учреждениях;
решаемых обществом экономических и социальных
задач и т.п. Совокупность бюджетных отношений
по формированию и использованию бюджетного
фонда страны составляет понятие государственного
бюджета. По экономической сущности государственный
бюджет - это денежные отношения, возникающие
у государства с юридическими и физическими
лицами по поводу перераспределения национального
дохода (частично - и национального богатства)
в связи с образованием и использованием
бюджетного фонда, предназначенного на
финансирование народного хозяйства,
социально-культурных мероприятий, нужд
обороны и государственного управления.
Благодаря бюджету государство имеет
возможность сосредоточивать финансовые
ресурсы на решающих участках экономического
и социального развития. Будучи экономической
формой существования реальных, объективно
обусловленных распределительных отношений,
выполняя специфическое общественное
назначение - по удовлетворению потребностей
общества и его государственно-территориальных
структур, бюджет может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории. Эта категория, являясь частью
финансов, характеризуется теми же чертами,
которые присущи финансам в целом; но одновременно
имеет особенности, отличающие ее от других
сфер и звеньев финансовых отношений.
К числу особенностей относятся следующие:
государственный бюджет является особой
экономической формой перераспределительных
отношений, связанной с обособлением части
национального дохода в руках государства
и ее использованием с целью удовлетворения
потребностей всего общества и отдельных
его государственно-территориальных формирований;
с помощью бюджета происходит перераспределение
национального дохода, реже - национального
богатства между отраслями народного
хозяйства, территориями страны, сферами
общественной деятельности; пропорции
бюджетного перераспределения стоимости
в большей мере, чем у других звеньев финансов,
определяются потребностями расширенного
воспроизводства в целом и задачами, стоящими
перед обществом на каждом историческом
этапе его развития; область бюджетного
распределения занимает центральное место
в составе государственных финансов, что
обусловлено ключевым положением бюджета
по сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как
на экономическую категорию не сразу получил
свое признание. Лишь в последние годы
преобладающей стала точка зрения, согласно
которой государственный бюджет с позиций
экономической сущности может рассматриваться
в качестве самостоятельной экономической
категории, а с позиций законодательного
установления финансовой базы государства
- как его финансовый план. Сущность государственного
бюджета как экономической категории
реализуется через раcпределительную
(перераспределительную) и контрольную
функции. Благодаря первой происходит
концентрация денежных средств в руках
государства и их использование с целью
удовлетворения общегосударственных
потребностей; вторая позволяет узнать,
насколько своевременно и полно финансовые
ресурсы поступают в распоряжение государства,
как фактически складываются пропорции
в распределении бюджетных средств, эффективно
ли они используются. Особенности государственного
бюджета как экономической категории
накладывают отпечаток и на выполняемые
им функции. Содержание функций, сфера
и объект их действия характеризуются
определительной спецификой. Так, содержание
распределительной функции бюджета определяется
процессами перераспределения финансовых
ресурсов между разными подразделениями
общественного производства. Ни одно из
других звеньев финансов не осуществляет
такого многовидового (межотраслевое,
межтерриториальное и т.д.) и многоуровневого
(федеральный, республиканский, краевой,
городской и т.д.) перераспределения средств,
как бюджет. Сфера действия распределительной
функции определяется тем, что в отношения
с бюджетом вступают почти все участники
общественного производства. Основным
объектом бюджетного перераспределения
является чистый доход; однако это не исключает
возможности перераспределения через
бюджет и части стоимости необходимого
продукта, а иногда и национального богатства.
Контрольная функция заключается в том,
что бюджет объективно - через формирование
и использование фонда денежных средств
государства - отображает экономические
процессы, протекающие в структурных звеньях
экономики. Благодаря этому свойству бюджет
может "сигнализировать" о том, как
поступают в распоряжение государства
финансовые ресурсы от разных субъектов
хозяйствования, соответствует ли размер
централизуемых ресурсов государства
объему его потребностей и т.д. Основу
контрольной функции составляет движение
бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих
показателях бюджетных поступлений и
расходных назначений. Государственный
бюджет всегда являлся важным инструментом
воздействия на развитие экономики и социальной
сферы. С его помощью государство, осуществляя
перераспределение национального дохода,
могло изменять структуру общественного
производства, влиять на результаты хозяйствования,
осуществлять социальные преобразования
и т.д. При переходе к рыночной экономике
государственный бюджет не может и не
должен утратить своей роли; произойдет
лишь изменение методов бюджетного воздействия
на общественное производство. Этому изменению
призвана служить радикальная перестройка
бюджетных отношений, построение принципиально
иного, чем прежде, бюджетного механизма.
Большое влияние на экономику страны способен
оказывать бюджет благодаря тому, что
он может использоваться в интересах ускорения
научно-технического прогресса. Создание
принципиально нового механизма бюджетного
финансирования науки, совершенствование
государственной системы подготовки и
переподготовки кадров, использование
льготного налогового режима в части обложения
прибыли от реализации новых видов продукции
и тому подобные бюджетные меры призваны
стимулировать научные открытия и новые
технические достижения, сокращать сроки
их внедрения в производство, а в итоге
- служить катализатором ускорения научно-технического
прогресса. Функционирование государственного
бюджета происходит посредством особых
экономических форм- доходов и расходов,
выражающих последовательные этапы перераспределения
стоимости общественного продукта, концентрируемой
в руках государства . Доходы и расходы
бюджета - это объективно обусловленные
категории, каждая из которых имеет специфичное
общественное значение; доходы служат
финансовой базой деятельности государства,
расходы - удовлетворению общегосударственных
потребностей.2
1.2 Бюджетная система и её виды.
Бюджетная система государства — совокупность бюджетов всех властных структур данного государства (федеральных, муниципальных, региональных). Все звенья соответствующих бюджетных систем самостоятельны, т. е. принимаются соответствующими региональными и местными органами управления. В зависимости от политической структуры государства можно условно выделить два вида государственной бюджетной системы: унитарного государства и федерального государства.3
Бюджетная система
РФ, в соответствии с Бюджетным
Кодексом, состоит из бюджетов
следующих уровней: федеральный
бюджет и бюджеты
Основными принципами любой системы
государственного бюджета можно
назвать следующие: Принцип единства
бюджетной системы определяет единообразие:
правовой базы; денежной системы; организации бюджетного
процесса; санкций за нарушение бюджетного законодательства;
Бюджетная система представляет собой регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления. Бюджетный процесс — деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению, а также по контролю за исполнением.4
В настоящее время
функционируют различные
Для американской системы характерно жесткое исполнение законов, регулирующих государственные доходы и расходы. Закон о бюджете не принимается. Разработка бюджета становится процедурой учета гарантированных законодательными актами обязательств государства и является заботой правительства. Административные региональные образования (штаты) имеют собственные бюджеты и с центральным бюджетом взаимодействуют в гораздо более узких пределах, чем это принято в европейских странах. Слово "штаты" дословно означает "государства". Существенными особенностями американской системы являются: вмешательство государства в экономику в форме финансирования программ развития отдельных секторов; стимулирование развития предпринимательства посредством предоставления различных налоговых льгот; вложение социальной "нагрузки" на доходы граждан. Соответственно и относительно высокий уровень заработной платы формировался с учетом необходимости оплаты большинства услуг непосредственно потребителем. Для такой системы характерна сравнительно невысокая доля государственных расходов в объеме ВВП (немного более трети), хотя при значительной массе ВВП объем государственных расходов является значительным.
Для европейской бюджетной системы характерно предоставление гражданам социальных гарантий за счет бюджетных средств, активное вмешательство центра в решение финансовых проблем административно - территориальных образований, обеспечение определенного "выравнивания" экономических условий в регионах, несмотря на их определённую самостоятельность. Общей чертой всех бюджетных систем является их гибкость. Бюджетные системы различаются по степени их централизации. По этому критерию в рамках названных систем различают три типа моделей: модель децентрализованной бюджетной системы характеризуется активной ролью регионов в обеспечении финансирования развития их экономики за счет собственных доходов; умеренно централизованная, социально - ориентированная модель отличается тем, что расходы центра и регионов как атрибут государственных финансов оптимально сбалансированы и закреплены за уровнями бюджетной системы в расчете на ответственность каждого уровня за финансирование расходов, а значит, рост их доходов; максимально централизованная, социально - ориентированная модель характерна для государств, у которых практически нет проблем реализации принципа бюджетного федерализма (шведская модель).
Бюджетная система России сочетает не самые совершенные признаки японской, американской и европейской систем. Для всех моделей государств с социальной доминантной характерны следующие существенные признаки: относительно высокая доля ВВП, перераспределяемого через бюджет на социальные цели; развитие государственных и фирменных систем социальной поддержки граждан; высокая доля занятых в сфере производства нематериальных благ и услуг социального характера, незначительные масштабы безработицы, высокий уровень социальной защиты безработных и других категорий населения, не занятого трудом по объективным причинам; в целом высокий уровень производства и потребления ВВП на душу населения, рост уровня оплаты труда по мере роста ВВП и личного трудового вклада каждого работника; развитие формы массового удовлетворения социальных потребностей при некоторой дифференциации качества предоставляемых социальных благ с оплатой потребителем; приоритетное развитие нематериального производства как фактора усиления социально - реабилитационных функций общества, по значимости приравниваемых к функциям социальной экологии. Бюджетные системы различаются в зависимости от типов государств с учетом того, является ли оно федеративным или унитарным. Бюджетная система унитарных государств является двухуровневой: государственный и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством наряду с федеральными и местными бюджетами выделяются бюджеты субъектов федерации.
Глава 2 Бюджетный федерализм как
основа бюджетной политики.
2.1
Бюджетные отношения в
Термин "федерация" происходит от латинского слова "foederare" - объединять, укреплять союзом. В отличие от государства унитарного, которое состоит в основном из административно-унитарных единиц, составными частями федерации являются государства - члены или государственные образования. Федеральное государство организуется в многоуровневую структуру, в которой все уровни автономны.6 В отличие от любого другого устройства, для федерации характерны: иерархия органов управления; институализированная автономия и определенная степень независимости каждого уровня. Многоуровневая государственная структура позволяет относить те или иные оказываемые государством услуги, а также налоги, к компетенции органов разных уровней. Фактически, основной принцип федерализма заключается в том, чтобы дать людям, проживающим в разных местностях, возможность выбирать, какими услугами, предоставляемыми государственными учреждениями, они хотели бы пользоваться, оставаясь при этом гражданами одной большой страны. Можно выделить главные преимущества федерального государственного устройства: Основной принцип бюджетного федерализма заключается в том, что он обеспечивает большую свободу выбора. Фискальный федерализм обеспечивает возможность боле широкого участия в политической жизни. Фискальный федерализм в лице региональных органов власти предлагает вводить на местном уровне своего рода эксперименты, новшества, представлять конкуренцию для других уровней власти. Нововведения не составят угрозу национальной безопасности, как это могло случиться, если бы они вводились в общенациональном масштабе, а те из них, которые принесли несомненную пользу, могут стать образцом для всех остальных. Одно из преимуществ федерального устройства - отчетность. Особое преимущество федерализма - региональное большинство. В некоторых регионах этнические, религиозные, говорящие на одном языке или социальные группы могут составлять большинство, хотя в масштабах своего государства они представляют собой четко выраженные меньшинства. Благодаря способности корректировать услуги в соответствии с предпочтениями местного населения федеративное государство может успешно сглаживать региональные различия и быть посредником в урегулировании возникающих споров. Однако федерация - не панацея. Существуют и недостатки федеративного государства: Не удается полностью избежать дублирования одной и той же деятельности одних государственных органов другими. При федеративном государственном устройстве возникает неясность с ответственностью за решение тех или иных проблем. В результате некоторые проблемы остаются нерешенными. Федеральное устройство способствует стремлению нижних уровней к независимости, которая может противоречить идее национального единства и желанию поддерживать проводимую государственную политику. Органы власти субъектов Федерации, обладая достаточной самостоятельностью, могут препятствовать свободной торговле, пересечению границ в стремлении защитить местных производителей. Возведение различного рода "барьеров" разрушает саму идею свободной внутренней торговли. Конкуренция между органами власти субъектов Федерации может привести к тому, что бюджетные ассигнования и предоставление соответствующих у слуг обществу не будут оптимальными для государства в целом.