Бюджетный Феднрализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 21:27, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена следующим. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направление их использования в интересах общества и особенно социально слабо защищённых категорий населения. Таким образом, актуальность выбранной для исследования темы заключается в первостепенной важности Бюджетного Кодекса для функционирования национальной экономики, в ее формировании и исполнении.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Бюджетная политика в системе экономики государства 4
1.1 Понятие «бюджет», его структура и роль для государства 4
1.2 Бюджетная система и её виды. 7
Глава 2 Бюджетный федерализм как основа бюджетной политики 10
2.1 Бюджетные отношения в государствах федеративного типа 10
2.2 Специфика бюджетного федерализма и пути его развития 13
Глава 3 Разработка стратегии преобразований и развития бюджетной политики 20
Заключение 29
Библиографический список 31

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 76.03 Кб (Скачать файл)

       Основу бюджетного федерализма должно составить до конца еще не реализованное законодательное разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов Федерации, что необходимо для такого распределения доходов, которое стимулировало бы ответственность субъектов Российской Федерации за реализацию ими их полномочий и, вместе с тем, дало бы возможность федеральным органам государственной власти обеспечивать целостность государства и его развитие.

    Принцип федерализма важен для интеграции Российского государства, отличающегося не только своими масштабами, но и многообразием регионов: экономическим, национальным, историческим, социально-политическим, идеологическим. Уже в процессе перехода от прежней жестко централизованной экономики к хозяйственным рыночным отношениям быстро выявилась необходимость многих специфических форм и методов такого перехода. Федерализм призван стать твердой гарантией исторически сложившегося государственного единства России на основе общероссийского согласия. В многонациональной России федерализм способствует, с одной стороны, реализации общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, росту национального самосознания, а с другой стороны, сочетанию их интересов с интересами всего общества. Особо следует подчеркнуть роль принципа федерализма в решении проблем, связанных с закреплением и осуществлением прав человека и гражданина. Федерализм в его современном прогрессивном прочтении не противостоит ни идеям самоопределения народов и развития национальной государственности, ни интересам регионов, их стремлениям к повышению своей самостоятельности. Если федерализм основан на демократических принципах, на устоях правового государства, то тогда наиболее полно проявляются его достоинства: общий крупный рынок, свободное движение капиталов, товаров и услуг свобода передвижения людей; более благоприятные условия для взаимообмена достижениями науки, образования, культуры. Важно, однако, постоянно помнить, что достоинства федерализма проявляются не автоматически.

 

Глава 3 Основные направления бюджетной  политики России

на  современном этапе.

 

В проекте Бюджетного кодекса РФ сказано о равенстве всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным  бюджетом. Но авторы видят это «равенство»  в установлении единых для всех субъектов  РФ нормативных отчислений от федеральных  налогов . Но одинаковые размеры нормативных отчислений, не учитывающие особенности каждой территории (налоговый потенциал, численность населения, степень развития социальной инфраструктуры и т.д.), ничего не могут урегулировать, поэтому они не могут выражать принцип равенства. При единых нормативах на верхнем уровне бюджетной системы выравнивание условий регионов осуществляется через финансовую помощь непосредственно из федерального бюджета. Это ведет к искусственному увеличению дотационности бюджетов, независимо от имеющегося на территориях потенциалов регулирующих налогов.

В проекте нового Бюджетного кодекса  сохранен и недостаток, присущий ныне действующему бюджетному законодательству. Это касается определения самостоятельности  бюджетов. 11 В частности, исходя из наличия регулируемых доходов, независимо от того, обеспечивается ли в бюджете минимально необходимый уровень собственных доходов с учетом имеющегося налогового потенциала. Сам факт констатации такой самостоятельности не объясняет, является ли она абсолютной или имеет ограничения, изменяется ли в зависимости от уровня или вида бюджета, в каких конкретных формах реализуется и т.д. Самостоятельность бюджета – понятие относительное и определяется тем, обладает ли орган власти достаточным размером собственных доходов, имеет ли право свободно распоряжаться ими в соответствии с выполняемыми функциями, несет ли полную ответственность в установленном законодательном порядке за рациональное и эффективное использование бюджетных средств.

Обеспечивается самостоятельность  путем:

- предоставления каждому органу  государственной власти и местного  самоуправления права самостоятельно  формировать, утверждать и исполнять  свой бюджет;

- предоставления региональным  и местным бюджетам такого  размера (доли) собственных доходов,  которых было бы достаточно  для финансирования минимально  необходимых расходов, определяемых  с учетом государственных социальных  стандартов;

- закрепления за органами государственной  власти и местного самоуправления  права определять направления  использования бюджетных средств.

Понятие «собственные доходы» в  проекте вообще отсутствует. Оно  определено в проекте закона «О финансовых основах местного самоуправления в  РФ».

Основной недостаток бюджетной  системы РФ состоит в том, что  в территориальных бюджетах низок  уровень собственных доходов  и чрезмерно широка сфера межбюджетных отношений, приводящая к большим  встречным потокам.

Многие сложные проблемы, которые  должны быть решены в новом Бюджетном  кодексе РФ, в его проекте даже не поставлены. Например, вопрос о том, чем должна определяться финансово-бюджетная  самостоятельность органов власти разного уровня, должна она быть абсолютной или относительной, какими будут ее границы в случае варианта относительности. Поэтому провозглашение принципа самостоятельности бюджетов носит пока формальный характер.

В законопроекте отсутствует третий уровень бюджетной системы сельские и поселковые бюджеты. Это задевает интересы значительных слоев населения  и означает, таким образом, сметное  финансирование данного звена.

Что касается принципа прозрачности, провозглашенного в Российском законодательстве, то складывается впечатление, что тот  орган, который формирует федеральный  бюджет, то есть Министерство финансов РФ, не стремится в полном объеме выполнять те законодательные нормативы, которые уже приняты и должны работать. В субъектах Федерации, органах местного самоуправления совершенно не знают, что включается в трансферты, передаваемые из Фонда финансовых ресурсов федерального бюджета.

Общий недостаток российских бюджетных  нормативных актов закона «О бюджетном  устройстве и бюджетном процессе»  и проекта Бюджетного кодекса  – не учтена должным образом возросшая  роль территориальных бюджетов, в  том числе местных – фундамента всей бюджетной системы Российской Федерации.

Начало созданию Бюджетного кодекса  в России положено. Теперь важно  выработать окончательный его вариант  с учетом опыта развитых демократических  стран и того положительного опыта, который был накоплен в ходе бюджетно-правовых реформ в нашей стране.

В соответствии с намеченными целями формируются задачи, которые определяют стратегические направления и ориентиры бюджетной политики:12

• концентрация финансовых ресурсов на решении приоритетных вопросов;

• снижение налоговой нагрузки на экономику;

• упорядочивание государственных  обязательств;

• создание эффективной системы  межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Основными инструментами проведения государственной бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные  расходы, трансферты, госзакупки и госзаймы.

В качестве критериев оценки эффективности  бюджетной политики выступают следующие  показатели:

• уровень собираемости бюджетных  доходов в целом, налогов в  частности;

• уровень выполнения бюджетных  обязательств;

• величина бюджетного дефицита и  скорость роста государственного долга;

• объем финансовых ресурсов, отвлекаемых  на обслуживание государственного бюджета;

• уровень монетизации бюджетного дефицита;

• величина валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

• динамика валового внутреннего  продукта;

• уровень безработицы;

• степень выполнения законодательных  и приравненных к ним актов  о бюджете.13

Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием  Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.

Проводимая бюджетная политика в РФ ориентирована на достижение стратегических целей развития страны, повышение благосостояния населения  и уменьшение бедности на основе динамичного  и устойчивого экономического роста  и повышения конкурентоспособности  страны. Осуществляется реализация приоритетных национальных проектов. Создается основа, для решения назревших проблем, повышения качества образования, улучшения  здоровья населения, обеспечение граждан  доступным и комфортным жильем, формирование доступных условий жизни на селе и развития агропромышленного производства.

Бюджетная политика РФ на долгосрочную перспективу должна формироваться  исходя из необходимости улучшения  качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике  и социальной сфере, решения проблем  макроэкономической сбалансированности, повышение эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Основными направлениями бюджетной  политики РФ в соответствии с бюджетными посланиями президента РФ являются: 14

• обеспечение сбалансированности бюджетной системы РФ в долгосрочном периоде;

• усовершенствование политики аккумулирования  «конъюнктурных» доходов бюджета  в Стабилизационный фонд;

• повышение результативности бюджетных  расходов.

• расходы всех бюджетов должны быть риентированы на конечный результат, который, в свою очередь, должен быть достигнут наиболее эффективным способом;

• повышение роли среднесрочного планирования;

• расширение самостоятельности и  ответственности главных распорядителей бюджетных средств;

• совершенствование межбюджетных отношений;

• эффективное участие России в  инициативах мирового сообщества по облегчению долгового бремени беднейших  стран.

Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его  финансовые взаимоотношения с общественными  институтами и гражданами. Данная политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста и повышению уровня народного благосостояния. 15

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению  основных задач и количественных параметров формирования доходов и  расходов бюджета, управления государственным  долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Так как наиболее важными направлениями  бюджетной политики являются сбор бюджетных  доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом  и государственным долгом, то и  эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики.

Анализ экономики России за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а следовательно, и повышению уровня народного благосостояния

Необходимо повышение устойчивости национальной экономики на основе совершенствования  ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере  оказания социальных услуг, улучшения  транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной  среды для предпринимательской  деятельности.

В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной  степенью осмотрительности, учитывать  все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

Наиболее острой проблемой в  настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста  цен – одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает  реальные доходы граждан, их покупательную  способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

Для повышения эффективности и  результативности бюджетной политики Правительству Российской Федерации  надлежит сосредоточиться на решении  следующих основных задач: 16

- правительство Российской Федерации  совместно с Банком России  должно принять исчерпывающие  меры по обеспечению снижения  инфляции.

- необходимо усилить роль бюджета  в стимулировании роста экономики  и повышении уровня жизни населения  на долгосрочную перспективу.

-  необходимо было разработать  долгосрочную бюджетную стратегию,  которая должна включать в  себя основные параметры бюджетной  системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики.

- необходимо сформировать устойчивый  механизм пенсионного обеспечения  на длительную перспективу, создав  условия для получения достойной  пенсии как тем, кто уже вышел  на пенсию, так и тем, кому  это предстоит в будущем.

Информация о работе Бюджетный Феднрализм