Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2012 в 10:13, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать организацию бюджетного контроля на предприятии.
В связи с целями темы курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты бюджетного контроля на предприятии;
- рассмотреть экономическую сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО КОНТРОЛЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 5
1.1 Экономическая сущность и значение бюджетного контроля в управлении предприятием 5
1.2 Принципы, методы и функции бюджетного контроля 8
1.3 Организация бюджетного контроля в системе управленческого учета на предприятии 11
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ТОО «КРЕНДЕЛЬ» 15
2.1 Характеристика предприятия и его учетная политика 15
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия 19
2.3 Организация системы бюджетирования и системы контроля на примере ТОО «Крендель» 21
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс ТОО «Крендель» за 2009-2010 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2009 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках ТОО «Крендель» за 2010 г.
Бюджетирование расходов по реализации и административных расходов: разработаем бюджет коммерческих расходов, исходя из следующей информации. Ставки переменных затрат на тенге продаж за период составляют: премиальные выплаты – 1,5%, комиссионные торговым агентам - 1,5%. Затраты на рекламу в периоде – 400 тыс.тнг.; зарплата персоналу – 1000 тыс. тнг.. Для упрощения предположим, что оплата коммерческих расходов осуществляется в периоде начисления, ЕСН на зарплату не начисляется.
Таблица 6 - Бюджет коммерческих расходов на 2011 год
Наименование / период | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 2011 г. |
1 Запланированные продажи, тыс.д.е. | 100 | 200 | 100 | 200 | 600 |
| 200 | 300 | 200 | 300 | 1000 |
Итого: | 300 | 500 | 300 | 500 | 1600 |
2. Ставки переменных коммерческих расходов на тенге продаж (%) | |||||
2.1. Премиальные | 1,50% | 1,50% | 1,50% | 1,50% |
|
2.2. Комиссионные торговым агентам | 1,50% | 1,50% | 1,50% | 1,50% |
|
2.3. Итого переменные коммерческие расходы, тыс.тнг. | 1,5 | 3 | 1,5 | 3 | 3 |
3. Планируемые постоянные коммерческие расходы, в том числе: | 3 | 4,5 | 3 | 4,5 | 4,5 |
3.1. Реклама и продвижение товара тыс.тнг. | 400 | 400 | 400 | 400 | 1600 |
3.2. Зарплата сбытового персонала (оклад) тнг. | 35000 | 35000 | 35000 | 35000 | 40000 |
4. Итого коммерческие расходы начисленные тыс.тнг. | 1400 | 1400 | 1400 | 1400 | 5600 |
5. К выплате по коммерческим расходам тыс.тнг. | 5900 | 8600 | 5900 | 8600 | 29000 |
В сумму выплат денежных средств по управленческим расходам не включены амортизационные отчисления. Все управленческие расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они были осуществлены.
Таблица 7 - Бюджет управленческих расходов на 2011 год (тыс.тнг.)
Наименование / период | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 2011 г. |
1. Зарплата управленческого и прочего персонала | 3000 | 3000 | 3000 | 3000 | 12000 |
2. Амортизация | 100 | 150 | 150 | 150 | 550 |
3. Командировочные расходы | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 |
4. Аренда | 300 | 300 | 300 | 300 | 1200 |
5. Канцелярские расходы | 100 | 100 | 100 | 100 | 400 |
6. Налоги, относимые на расходы (на имущество) | 829 | 787 | 744 | 701 | 3060 |
7. Связь | 200 | 200 | 200 | 200 | 800 |
8. Прочие | 400 | 400 | 400 | 400 | 1600 |
9. Итого управленческие расходы начисленные | 5129 | 5137 | 5094 | 5051 | 20410 |
10. Итого управленческие расходы уплаченные | 5029 | 4987 | 4944 | 4901 | 19860 |
ТОО «Крендель» планирует в 1-м месяце 1-го квартала приобрести производственное оборудование для цеха № 1 стоимостью 12 тыс.тенге – производственное оборудование для цеха № 2 стоимостью 24 тыс.тенге и офисное оборудование стоимостью 3 тыс.тенге. Срок использования всего оборудования - 5 лет.
Формирование бюджета доходов и расходов: данный отчет сводит воедино все составляющие доходов и расходов за рассматриваемый период.
Для целей управления он может составляться поквартально и помесячно.
Таблица 8 - Сводный бюджет доходов и расходов (тыс.тнг.)
Наименование / период (квартал) | 1 кв. | 2 кв. | 3 кв. | 4 кв. | 2011 г. |
1. Доходы и расходы по обычным видам деятельности | |||||
1.1 Доход от реализации | 150000 | 240000 | 150000 | 240000 | 780000 |
1.2. Себестоимость реализованной продукции | 121005 | 193985 | 121865 | 194434 | 631289 |
1.3. Валовая прибыль | 28995 | 46015 | 28135 | 45566 | 148711 |
1.4. Коммерческие расходы | 5900 | 8600 | 5900 | 8600 | 29000 |
1.5. Управленческие расходы | 5129 | 5137 | 5094 | 5051 | 20410 |
1.6. Прибыль (убыток) от операционной деятельности | 17966 | 32278 | 17142 | 31915 | 99301 |
2. Прочие доходы и расходы | |||||
2.2. Проценты к уплате | 3000 | 2880 | 2520 | 2160 | 10560 |
3. Прибыль (убыток) до налогообложения | 14966 | 29398 | 14622 | 29755 | 88741 |
4. Налог на прибыль (ставка 20%) | 2993 | 5878 | 2924 | 5951 | 17748 |
5. Чистая прибыль | 11973 | 23518 | 11698 | 23804 | 70993 |
6. Дивиденды | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
7. Нераспределенная прибыль за период (строки 5 – 6) | 11973 | 23518 | 11698 | 23804 | 70993 |
8. Нераспределенная прибыль нарастающим итогом с начала года | 0 | 0 | 0 | 0 |
|
В связи вышеизложенного, можно сделать вывод, что сводный бюджет доходов и расходов ТОО «Крендель» на 2011 год показывает получение чистой прибыли в сумме 70993 тыс.тенге. Формирование системы бюджетирования и системы контроля подтверждает стабильное положение фирмы на рынке аналогичных услуг.
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА НА СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В ЭКОНОМИКЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Главной задачей реформирования бюджетного контроля является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления общественными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики Республики Казахстан.
Одна из задач этой реформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от управления бюджетными ресурсами (затратами) на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках четких среднесрочных ориентиров.
Учитывая необходимость перехода к управлению результатами, бюджет должен формироваться исходя из целей и планируемых результатов государственной политики.
Бюджетные ассигнования должны иметь четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании главное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ.
Расширяется самостоятельность и ответственность администраторов бюджетных средств. При этом:
- устанавливаются долгосрочные переходящие лимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансового плана;
- формируется общая сумма ассигнований на выполнение определена функций и программ;
- осуществляется детализация направлений, использования которых осуществляется администраторами бюджетных средств;
- даются стимулы для оптимизации использования ресурсов.
Приоритет отдается бюджетному контролю, ответственность за принятия решений делегируется на нижние уровни.
Проводится мониторинг и следующий внешний аудит финансов и результатов деятельности, оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутым результатам.
Несмотря на осуществленные мероприятия по совершенствованию бюджетного процесса, в нем имеется главный недостаток - отсутствие механизма обеспечения результативности использования бюджетных средств, который выражается в следующем:
- в разработке среднесрочного финансового плана для каждого бюджетного цикла отдельно, годовом периоде планирования бюджетных расходов, неопределенности объема и структуры ассигнований, выделяемых главными распорядителями, распорядителям и получателям бюджетных средств, т. е. администраторам бюджетных средств;
- предоставлении бюджетных средств на основе корректировки (индексации) ассигнований прошлых лет в условиях низкой формализации механизмов перераспределения бюджетных ресурсов и отсутствия четких критериев и процедур отбора финансируемых направлений и мероприятий в соответствии с приоритетами государственной политики;
- отсутствии четких формулировок целей и конечных результатов использования бюджетных средств, а также критериев оценки Деятельности администраторов бюджетных средств;
- ограниченности полномочий и, следовательно, ответственности администраторов бюджетных средств при формировании и исполнении бюджета;
- преобладании внешнего контроля за соответствием кассовых Расходов плановым показателям при отсутствии процедур и методологии внутреннего и внешнего контроля (мониторинга) обоснованности планирования и результатов использования бюджетных средств;
- отсутствии системы оценки финансового результата деятельности органов власти разных уровней и закрепления за определенными органами государственной власти и органами местного самоуправления активов и обязательств соответственно государства, субъекта государства или муниципального образования;
- затянутости и громоздкости процедуры рассмотрения проекта бюджета представительными органами власти, ориентированной технические детали в ущерб оценке приоритетов бюджетной политики и их реализации;
- нечеткости разграничения полномочий в бюджетном процессе между представительными и исполнительными органами власти. Все это ограничивает возможности и стимулы повышения эффективности управления общественными финансами и переориентации деятельности администраторов бюджетных средств с освоения выделенных им ассигнований на достижение конечных значимых и измеримых результатов.
Основой новой организации бюджетного контроля должна стать модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.
Суть бюджетного контроля - распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и (или) реализуемыми ими бюджетными, программами с учетом или в прямой зависимости от достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.