Бюджетный процесс на федеральном уровне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 10:12, реферат

Описание работы

Разработка прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период осуществляется Правительством РФ. В пояснительной записке к прогнозу приводится обоснование параметров прогноза, в том числе их сопоставление с ранее утвержденными параметрами с указанием причин и факторов прогнозируемых изменений. Если в ходе составления или рассмотрения проекта бюджета в прогноз социально-экономического развития вносятся изменения – это влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.

Файлы: 1 файл

Бюджетный процесс на федеральном уровне.docx

— 37.53 Кб (Скачать файл)

В третьем чтении Государственная  Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в течение 10 дней со дня принятия его во втором чтении. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

При рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в третьем чтении утверждается приложение, содержащее ведомственную структуру расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам РФ и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета) в соответствии с распределением бюджетных ассигнований, утвержденным во втором чтении.

Принятый Государственной Думой  федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации, который  рассматривает его в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. При рассмотрении данный законопроект голосуется на предмет его одобрения в целом. Одобренный Советом Федерации закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае его отклонения Советом Федерации, он передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней выносит его на повторное рассмотрение Государственной Думы, которая повторно рассматривает его в одном чтении. Принятый Государственной Думой в результате повторного рассмотрения закон снова в течение 5 дней со дня принятия передается в Совет Федерации. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Президентом данного  закона, он передается в согласительную комиссию, в состав которой включается представитель Президента. Данная комиссия выносит согласованный закон на повторное рассмотрение Федерального Собрания, и дальнейшее рассмотрение закона осуществляется в порядке, установленном БК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Исполнение федерального бюджета РФ

 

Исполнение бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах, утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение федерального бюджета  и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ обеспечивается Правительством РФ. Важнейшими задачами исполнения бюджета являются:

  • обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;
  • финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;
  • правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Также бюджетный кодекс определяет 5 принципов исполнения бюджета:

1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета, при котором все средства бюджетополучателей находятся на едином счете.

2. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств.

3. Планирование и исполнение бюджета ведется в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета.

4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах, доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. Бюджетный кодекс РФ вводит понятия бюджетного обязательства и лимита бюджетного обязательства.

Бюджетное обязательство – расходное  обязательство, подлежащее исполнению в соответствующем финансовом году.

Лимит бюджетных обязательств –  объем прав в денежном выражении  на принятие казенным учреждением бюджетных  обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году.

Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль финансирования, соизмеряя его с реальными  доходами бюджета. Возможны 2 варианта: ведение месячных лимитов и ведение  квартальных лимитов. Месячные лимиты составляются ежемесячно и ограничивают объем бюджетных средств, обязательных для расходования в течение одного месяца. Объем квартальных лимитов бюджетных обязательств не должен превышать бюджетные ассигнования за соответствующий квартал.

5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд казенных учреждений позволяет значительно повышать качество планирования расходов.

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает:

  • Зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему РФ, распределяемых по установленным нормативам;
  • Уточнение администратором доходов бюджета платежей в бюджеты бюджетной системы РФ;
  • Перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей с единого счета федерального бюджета на соответствующий счет Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов  доходов, а также за счет безвозмездных  перечислений.

Исполнение бюджета по расходам предусматривает:

  • принятие бюджетных обязательств;
  • подтверждение денежных обязательств;
  • санкционирование оплаты денежных обязательств;
  • подтверждение исполнения денежных обязательств.

Исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие виды расходов: содержание государственного аппарата федерального уровня; удовлетворение потребностей национальной обороны; обеспечение  функционирования законодательных, представительных и исполнительных органов власти федерального уровня, а также их территориальных органов; функционирование федеральной судебной системы; осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах; обслуживание государственного долга РФ и др.

Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Доходы, фактически полученные при  исполнении федерального бюджета сверх  утвержденного общего объема доходов, могут направляться Министерством финансов на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга РФ, а также на исполнение публичных нормативных обязательств РФ, в случае недостачи предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований.

Операции по исполнению бюджета  завершаются 31 декабря. Завершение операций органами Федерального казначейства по распределению поступлений отчетного  финансового года между бюджетами  бюджетной системы РФ и их зачисление в соответствующие бюджеты производится в первые 5 рабочих дней текущего финансового года.

Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных  обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

 

4. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении федерального бюджета РФ

 

Федеральное казначейство составляет и представляет в Министерство финансов РФ бюджетную отчетность РФ.

Бюджетная отчетность РФ представляется Министерством финансов в Правительство  РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается Правительством РФ и направляется в Государственную Думу, Совет Федерации и Счетную палату РФ.

Одновременно с отчетами об исполнении федерального бюджета  за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года Правительством Российской Федерации представляется информация:

  • о предоставлении межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ;
  • о размещении средств федерального бюджета на банковских депозитах;
  • о направлениях использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;
  • об осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой с разбивкой по объектам капитального строительства.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

Федеральным законом об исполнении федерального бюджета утверждается отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год с указанием общего объема доходов, расходов и дефицита (профицита) федерального бюджета.

Отдельными приложениями к федеральному закону об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год утверждаются показатели:

  • доходов федерального бюджета по кодам классификации доходов бюджетов;
  • доходов федерального бюджета по кодам видов доходов, подвидов доходов, классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджета;
  • расходов федерального бюджета по ведомственной структуре расходов федерального бюджета;
  • расходов федерального бюджета по разделам, подразделам классификации расходов бюджетов;
  • источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • источников финансирования дефицита федерального бюджета по кодам групп, подгрупп, статей, видов источников финансирования дефицитов бюджетов классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета до его рассмотрения в Государственной Думе подлежит внешней проверке Счетной палатой.

Главные администраторы средств  федерального бюджета не позднее 1 апреля текущего финансового года представляют годовую бюджетную отчетность в Счетную палату для внешней проверки.

Результаты внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных  администраторов средств федерального бюджета оформляются заключениями по каждому главному администратору средств федерального бюджета в  срок до 1 июня текущего финансового  года.

Правительство РФ направляет не позднее 1 июня текущего финансового  года в Счетную палату годовой  отчет об исполнении федерального бюджета  и иные документы, подлежащие представлению  в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.

С учетом данных внешней  проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств  федерального бюджета Счетная палата готовит заключение на годовой отчет об исполнении федерального бюджета и не позднее 1 сентября текущего финансового года представляет его в Государственную Думу, а также направляет его в Правительство РФ.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета представляется Правительством в Государственную  Думу не позднее 1 августа текущего года.

Одновременно с годовым  отчетом об исполнении федерального бюджета Правительством представляются:

1) проект федерального  закона об исполнении федерального  бюджета за отчетный финансовый  год;

2) баланс исполнения федерального  бюджета;

3) отчет о финансовых  результатах деятельности;

4) отчет о движении  денежных средств;

5) пояснительная записка;

6) отчеты об использовании  ассигнований резервных фондов, о предоставлении и погашении бюджетных кредитов (ссуд), балансовый учет которых осуществляется Министерством финансов РФ, о состоянии государственного внешнего и внутреннего долга РФ на начало и конец отчетного финансового года, об исполнении приложений к федеральному закону о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;

7) отчетность об исполнении  консолидированного бюджета РФ  и бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;

7.1) информация о предоставлении  межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ за отчетный финансовый год;

7.2) информация о размещении  средств федерального бюджета  на банковских депозитах за отчетный финансовый год;

Информация о работе Бюджетный процесс на федеральном уровне