Бюджетный процесс РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 23:01, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является формирование понятия и правовых основ бюджетного процесса, как на федеральном так и в субъектах федерации и в муниципальных образованиях, что обусловило постановку следующих задач: - исследовать понятие бюджетного процесса;
- определить его правовую сущность;
- и выделить принципы бюджетного процесса.

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 38.74 Кб (Скачать файл)

Все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению .в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает:

Объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.

Принцип эффективности и  экономности использования бюджетных  средств означает:

При составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает:

Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.

Принцип гласности означает:

Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета  означает:

Надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает:

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

 

 

                      Стадии бюджетного процесса.

Бюджетный процесс состоит из 5 стадий. В науке финансового права  высказывается и другая точка  зрения, согласно которой процесс включает в себя четыре стадии прохождения бюджетов в их циклическом развитии:

1.Составление проекта бюджета.

          Составлению проекта бюджетов  предшествует разработка прогнозов  социально – экономического развития  Российской Федерации, муниципальных  образований и отраслей экономики,  а также подготовка сводных  финансовых балансов, на основании  которых органы исполнительной  власти осуществляют разработку  проектов бюджетов.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой Российской Федерации, определенной в Бюджетном  послании Президента Российской Федерации.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, в которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения о минимальных размера оплаты труда и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и пенсий в планируемом году и на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и  расчеты направляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительством РФ они могут быть представлены в Совет Федерации  и Государственную Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджета федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации с субъектами Российской Федерации на плановый год и среднесрочную перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также   адресное      распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению  проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты  и обоснования, поступающие от субъектов  Российской Федерации, министерств и ведомств Российской Федерации. Эти материалы сначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизации дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затем направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и  согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей  проекта федерального бюджета и сопутствующих ему материалов (проектов законодательных актов и др.) должны быть завершены до 15 июля года, предшествующего планируемому.

2.Рассмотрение  и утверждение бюджета.

Государственная Дума РФ рассматривает  проект федерального бюджета в четырех  чтениях.

При рассмотрении Государственной  Думой проекта федерального бюджета  в первом чтении (в течении 30 дней) обсуждается его концепция и прогноз социально – экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год, основные направления бюджетной и налоговой политики, принципы и расчеты по взаимоотношениям федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, проект программы государственных внешних заимствований РФ, а также основные характеристики федерального бюджета:

-доходы федерального бюджета  в соответствии с бюджетной  классификацией,

-распределение доходов  от федеральных налогов и сборов  между федеральным бюджетом и  бюджетами субъектов РФ,

-общий объем расходов,

-дефицит федерального  бюджета в абсолютных цифрах  и в процентах к расходам  федерального бюджета и источники  его покрытия.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета  Государственная Дума может:

-передать указанный законопроект  в Согласительную комиссию (состоит  из представителей Государственной  Думы, Совета Федерации и Правительства  РФ) по уточнению основных характеристик  федерального бюджета,

-вернуть проект федерального  бюджета в Правительство РФ  на доработку,

-поставить вопрос о  доверии Правительству РФ.

Во втором чтении (в течении 15 дней со дня принятия федерального бюджета в первом чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

В третьем чтении (в течение 25 дней со дня принятия федерального бюджета во втором чтении) утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации  и главным распорядителям средств  федерального бюджета, распределение  средств  Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ, основные показатели государственного оборонного заказа, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, государственная программа вооружения, программа предоставления гарантий Правительства РФ, Программа государственных внешних заимствований и др.

В течение 10 дней Комитет  по бюджету проводит экспертизу представленных поправок, готовит сводные таблицы  поправок по разделам функциональной классификации расходов и главным  распорядителям бюджетных средств, а затем направляет указанные  таблицы в профильные комитеты.

В четвертом чтении (в течении 15 дней со дня принятия законопроекта в третьем чтении) проект федерального закона о федеральном бюджете голосуется в целом. Внесение в него поправок не допускается.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон о  федеральном бюджете на очередной  финансовый год в течении 5 дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который рассматривает указанный законопроект в течении 15 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон о федеральном бюджете в течении 5 дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

3.Исполнение  бюджета. 

      В Российской Федерации устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. Принцип единства кассы предусматривает  зачисление всех поступающих  доходов бюджета, привлечение  и погашение источников финансирования  дефицита бюджета и осуществление  всех расходов бюджета с единого  счета бюджета.

Исполнение  бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная росписьсоставляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов  с поквартальной разбивкой и предоставляется в орган исполнительной власти, ответственный за исполнение бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

Исполнение  бюджетов по доходам предусматривает: перечисление и зачисление доходов  на единый счет бюджета, распределение  в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов, возврат излишне  уплаченных в бюджет сумм доходов, учет доходов бюджета и составление  отчетности о доходах соответствующего бюджета.

По расходам бюджеты исполняются  в пределах фактического наличия  бюджетных средств на едином счете  бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования являются: составление и утверждение  бюджетной росписи, утверждение  и доведение уведомлений о  бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, утверждение смет доходов и расходов распорядителям и бюджетным учреждениям, утверждение и доведение уведомления  о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей, принятие денежных обязательств получателями бюджетных  средств, подтверждение и выверка  исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования –  это процесс расходования бюджетных  средств.

Орган, исполняющий бюджет, доводит показатели сводной бюджетной  росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Бюджетное учреждение на основании  уведомления составляет и предоставляет  на утверждение вышестоящего распорядителя  бюджетных средств смету доходов  и расходов. После утверждения  смета передается в орган, исполняющий  бюджет.

Бюджетное обязательство  – признанная органом, исполняющим  бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета  в течение определенного срока, возникающего в соответствии с законом  о бюджете и со сводной  бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для  распорядителя и получателя бюджетных  средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающим три месяца.

4.Составление отчета об  исполнении и его утверждение.

В конце каждого финансового  года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовки отчета об исполнении федерального бюджета в целом и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда в отдельности.

На основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных  средств готовят годовые отчеты по доходам и расходам.

Ежегодно не позднее 1 июня текущего года Правительство Российской Федерации представляет в Государственную  Думу и Счетную палату Российской Федерации отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год  в форме федерального закона.

Информация о работе Бюджетный процесс РФ