Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по бюджету.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

4) осуществляет планирование  соответствующих расходов бюджета,  составляет обоснования бюджетных  ассигнований;

5) составляет, утверждает  и ведет бюджетную роспись,  распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств  по подведомственным распорядителям  и получателям бюджетных средств  и исполняет соответствующую  часть бюджета;

6) вносит предложения  по формированию и изменению  лимитов бюджетных обязательств;

7) вносит предложения  по формированию и изменению  сводной бюджетной росписи;

8) определяет порядок  утверждения бюджетных смет подведомственных  получателей бюджетных средств,  являющихся казенными учреждениями;

9) формирует и утверждает  государственные (муниципальные)  задания;

10) обеспечивает контроль  за соблюдением получателями  субвенций, межбюджетных субсидий  и иных субсидий, определенных  настоящим Кодексом, условий, установленных  при их предоставлении;

11) организует и осуществляет  ведомственный финансовый контроль  в сфере своей деятельности;

12) формирует бюджетную  отчетность главного распорядителя  бюджетных средств;

12.1) отвечает соответственно  от имени Российской Федерации,  субъекта Российской Федерации,  муниципального образования по  денежным обязательствам подведомственных  ему получателей бюджетных средств;

13) осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и принимаемыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Главный распорядитель средств  федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам  к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

1) о возмещении вреда,  причиненного физическому лицу  или юридическому лицу в результате  незаконных действий (бездействия)  государственных органов, органов  местного самоуправления или  должностных лиц этих органов,  по ведомственной принадлежности, в том числе в результате  издания актов органов государственной  власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или  иному правовому акту;

2) предъявляемым в порядке  субсидиарной ответственности по  денежным обязательствам подведомственных  бюджетных учреждений.

Главный администратор  доходов бюджета

Главный администратор доходов  бюджета - определенный законом (решением) о бюджете орган государственной  власти (государственный орган), орган  местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено бюджетным Кодексом.

Главный администратор доходов  бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечень подведомственных  ему администраторов доходов  бюджета;

- представляет сведения, необходимые для составления  среднесрочного финансового плана  и (или) проекта бюджета;

- представляет сведения  для составления и ведения  кассового плана;

- формирует и представляет  бюджетную отчетность главного  администратора доходов бюджета;

- осуществляет иные бюджетные  полномочия, установленные настоящим  Кодексом и принимаемыми в  соответствии с ним нормативными  правовыми актами (муниципальными  правовыми актами), регулирующими  бюджетные правоотношения.

Помимо понятия главного администратора доходов бюджетных  средств, Бюджетный Кодекс Российской Федерации ввел понятие администратор  доходов бюджета.

Главный администратор  источников финансирования дефицита бюджета

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета (главный  администратор источников финансирования дефицита соответствующего бюджета) - определенный законом (решением) о бюджете  орган государственной власти (государственный  орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган  управления государственным внебюджетным фондом, иная организация, имеющие в  своем ведении администраторов  источников финансирования дефицита бюджета  и (или) являющиеся администраторами источников финансирования дефицита бюджета

Главный администратор источников финансирования дефицита бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:

- формирует перечни подведомственных  ему администраторов источников  финансирования дефицита бюджета;

- осуществляет планирование (прогнозирование) поступлений и  выплат по источникам финансирования  дефицита бюджета;

- обеспечивает адресность  и целевой характер использования  выделенных в его распоряжение  ассигнований, предназначенных для  погашения источников финансирования  дефицита бюджета;

- распределяет бюджетные  ассигнования по подведомственным  администраторам источников финансирования  дефицита бюджета и исполняет  соответствующую часть бюджета;

- организует и осуществляет  ведомственный финансовый контроль  в сфере своей деятельности;

- формирует бюджетную  отчетность главного администратора  источников финансирования дефицита  бюджета.

Получатель бюджетных  средств

Получатель бюджетных  средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право  на получение бюджетных средств  в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Получатель бюджетных  средств обладает следующими бюджетными полномочиями:

- составляет и исполняет  бюджетную смету;

- принимает и (или) исполняет  в пределах доведенных лимитов  бюджетных обязательств и (или)  бюджетных ассигнований бюджетные  обязательства;

- обеспечивает результативность, целевой характер использования  предусмотренных ему бюджетных  ассигнований;

- вносит соответствующему  главному распорядителю (распорядителю)  бюджетных средств предложения  по изменению бюджетной росписи;

- ведет бюджетный учет  либо передает на основании  соглашения это полномочие иному  государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии);

- формирует и представляет  бюджетную отчетность получателя  бюджетных средств соответствующему  главному распорядителю (распорядителю)  бюджетных средств;

- исполняет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом  и принятыми в соответствии  с ним нормативными правовыми  актами (муниципальными правовыми  актами), регулирующими бюджетные  правоотношения.

 

Глава 2. Основные этапы бюджетного процесса

Бюджетный процесс — это  составление, рассмотрение, утверждение  и исполнение всех видов государственного бюджета.

Бюджетный процесс осуществляется по жестко установленным правилам в  силу его важности как экономического инструмента.

Этапы бюджетного процесса можно представить  следующим образом:

1) составление проектов  бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение  бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) контроль за исполнением бюджетов.

 

3.1. Составление проектов бюджетов

Главная задача разработки проекта  бюджета – определение объема денежных средств, централизуемых в  бюджете с целью финансового  обеспечения функций, возложенных  на органы государственной власти и  органы местного самоуправления, и  мероприятий, предусмотренных прогнозом  экономического и социального развития государства и территории.

Составление проекта бюджета  является прерогативой Правительства  Российской Федерации, исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. По их поручению проект бюджета разрабатывается  Министерством финансов РФ и территориальными финансовыми органами.

Главным источником информации для составления проекта бюджета  служит прогноз социально-экономического развития государства или территории, который в свою очередь разрабатывается  на основе данных экономического и  социального развития за отчетный период, тенденций развития на планируемый  год и других показателей. При  разработке проекта бюджета учитываются  также основные положения финансово-бюджетной  политики, принятой на соответствующий  плановый период.

Проект федерального бюджета  разрабатывается Министерством  финансов РФ по поручению Правительства  РФ. Работа над проектом бюджета  начинается за двенадцать месяцев до начала планируемого года.

В задачу Министерства финансов входит разработка:

•   проекта федерального бюджета;

• проектировок основных показателей  федерального бюджета на среднесрочную  перспективу, которые разрабатываются  на базе среднесрочной программы  Правительства Российской Федерации, среднесрочного прогноза социально-экономического развития России и сводного финансового  баланса;

• проекта федерального закона о федеральном бюджете  на планируемый год.

На первой стадии формирования проекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываются сценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, и которых отражены главные макроэкономические показатели и материалы для уточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социального развития страны.

После одобрения Правительством РФ этих сценарных условий Министерство финансов РФ разрабатывает основные характеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый  год и проектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу. Кроме того, рассматриваются предложения  о минимальных размерах оплаты труда  и пенсий, порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы  и пенсий в планируемом году и  на среднесрочную перспективу.

Все эти материалы и расчеты  направляются на рассмотрение Правительства  РФ. После их принятия Правительством они могут быть представлены в  Совет Федерации и Государственную  Думу по их запросу.

Затем Министерство финансов РФ направляет основные характеристики по доходам  и расходам федерального бюджета  федеральным органом исполнительной власти, а также доводит до органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации методику формирования межбюджетных отношений Российской Федерации  с субъектами Российской

Федерации на плановый год и среднесрочную  перспективу.

На второй стадии разработки федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производится распределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетной классификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов между главными распорядителями бюджетных средств. При этом Министерство экономики РФ определяет федеральные целевые программы, подлежащие финансированию, и согласовывает объемы их финансирования в плановом году и в среднесрочной перспективе.

Для проведения работы по составлению  проекта бюджета в Министерстве финансов РФ используются материалы, расчеты  и обоснования, поступающие от субъектов  Российской Федерации, министерств  и ведомств Российской Федерации. Эти  материалы сначала анализируются  специалистами, закрепленными за соответствующими министерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых планов министерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизаций  дополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесенными поправками рассматриваются у руководителей  департаментов Министерства, а затем  направляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленные расчеты. Вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решение руководства Министерства финансов РФ.

В случае, если у бюджетополучателей имеются разногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этим показателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственной комиссии.

Все работы по подготовке и согласованию с федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета и сопутствующих ему  материалов (проектов законодательных  актов и др.) должны быть завершены  до 15 июля года, предшествующего планируемому.

После согласования всех бюджетных  расчетов с ведомствами и субъектами Федерации бюджетный департамент  Министерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета, который представляется в  Правительство Российской Федерации.

Информация о работе Бюджетный процесс