Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Целью настоящей работы является анализ бюджетного процесса, выявление наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения на примере бюджетного процесса Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

курсовая работа по бюджету.docx

— 48.44 Кб (Скачать файл)

Проекты территориальных  бюджетов составляются финансовыми органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для составления проектов бюджетов территориальные финансовые органы имеют право на получение информации не только от территориальных органов исполнительной власти, но и от вышестоящих финансовых органов.

Финансовые органы субъектов  Российской Федерации получают из Министерства финансов РФ следующие материалы:

• предполагаемые изменения  налогообложения;

• расходы, передаваемые в  бюджеты субъектов РФ, и объемы передаваемых соответствующих средств;

• порядок формирования Фонда финансовой поддержки субъектов  РФ и распределение его средств;

• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче субъектам  РФ.

Финансовые органы муниципальных  образований получают от финансовых органов субъектов Российской Федерации следующие материалы:

• предполагаемые изменения  отчислений по закрепленным за местными бюджетами доходам;

• порядок формирования регионального фонда финансовой     поддержки муниципальных образований  и распределение его средств;

• субвенции и дотации, предполагаемые к передаче местным  бюджетам.

Порядок организации и  проведения работ по составлению  проекта территориального бюджета  аналогичен работам, проводимым в Министерстве финансов РФ.

В ходе работы по составлению  проекта бюджета в случае несбалансированности доходов и минимально необходимых  расходов территориальных бюджетов территориальный исполнительный орган  власти представляет в вышестоящий  исполнительный орган власти необходимые  расчеты для обоснования размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов, дотаций, субвенций, перечня  доходов и расходов, подлежащих передаче из вышестоящего бюджета, а также  данные об изменении состава объектов, подлежащих бюджетному финансированию.

Исполнительный орган субъекта Федерации и муниципального образования  может вносить в вышестоящий  исполнительный орган власти предложения  по изменению и уточнению проектируемых  вышестоящим органом власти бюджетных  нормативов и показателей. Разногласия  по этим вопросам рассматриваются вначале  в вышестоящем исполнительном органе власти. Результаты рассмотрения разногласий  отражаются в составляемом протоколе, в котором содержатся обоснование  предложений и обоснование отказа. В случае необходимости решения  этих вопросов на паритетных началах  создается согласительная комиссия, решение которой доводится до сведения нижестоящих и вышестоящих  органов власти. Окончательное решение  принимается вышестоящим представительным органом власти.

Кроме составления проекта  бюджета на планируемый год, исполнительные органы власти субъектов Федерации  и муниципальных образований  в целях составления консолидированного бюджета Российской Федерации, обеспечения  единой финансово-бюджетной политики государства должны подготовить  и представить в вышестоящий  орган исполнительной власти следующие  документы и материалы:

• прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации  и муниципального образования на очередной год;

• основные направления  бюджетной и налоговой политики субъекта Российской Федерации и  муниципального образования на очередной  год;

• прогноз сводного финансового  баланса по территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования  на очередной год;

• прогноз консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации  на очередной год;

• адресную инвестиционную программу на очередной год;

• программу приватизации государственных предприятий на очередной год.

Дополнительно к этим материалам исполнительные органы субъектов Российской Федерации подготавливают:

• структуру внутреннего  долга субъекта Российской Федерации  и программу внутренних заимствований, предусмотренных на планируемый  год для финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации;

• программу предоставления гарантий исполнительного органа субъекта Российской Федерации на планируемый  год;

• оценку ожидаемого исполнения бюджета субъекта Российской Федерации  за текущий год.

 

2.2. Рассмотрение и утверждение бюджетов

Порядок  рассмотрения и  утверждения бюджета – один из наиболее социальных значимых процессов  в жизнедеятельности общества и  особенно государственных структур. Поскольку бюджет – главный финансовый план страны, его принятие непосредственно  затрагивает экономическую политику государства и интересы должностных  лиц.

Характерная отличительная  черта второй стадии бюджетного процесса – это фактическое общественное признание представительными органами власти предлагаемых проектов бюджетов. Мера признания в демократичном  обществе может быть различной: от полного  отрицания и его разработчиков  до полного согласия. Но в любом  случае тот или иной бюджет должен быть принят, ибо в отсутствии его  государство перестанет существовать.2

Поэтому официальным процедурам рассмотрения и утверждения бюджета  придается особое значение.

Государственная Дума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в четырех чтениях. При  этом федеральные законы о внесении изменений и дополнений в законодательные  акты РФ, о тарифах страховых взносов  в государственные внебюджетные фонды на очередной финансовый год  должны быть приняты Государственной  Думой до утверждения основных характеристик  федерального бюджета в первом чтении. Федеральные законы о бюджетах государственных  внебюджетных фондов, минимальном размере  оплаты труда и пенсий, размере  тарифной ставки первого разряда  Единой тарифной сетки, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий должны быть приняты Госдумой до рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете.

При отклонении Госдумой федеральных  законов о внесении изменений  в налоговое законодательство РФ, а также в законодательные  акты РФ о тарифах взносов в  государственные внебюджетные фонды  до рассмотрения в первом чтении проекта  федерального бюджета расчеты по всем показателям федерального бюджета  осуществляются на основе законодательства РФ.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в первом чтении в  течение 30 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Первые 15 дней комитеты Госдумы готовят  и направляют в Комитет по бюджету  заключения о принятии или отклонения законопроекта, а также предложения  по предмету первого чтения. На их основании  Комитет по бюджету готовит свое заключение и проект постановления  Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете и представляет их на рассмотрение в Госдуму.

При рассмотрения проекта закона о федеральном  бюджете в первом чтении Госдума  заслушивает доклад Правительства  РФ, содоклады Комитета по бюджету  и второго профильного комитета, а также доклад Счетной палаты РФ и принимает решение о его  принятии. В случае принятия законопроекта  в первом чтении утверждаются основные характеристики федерального бюджета. При отклонении Госдума может:

  • передать законопроект в трехстороннюю согласительную комиссию представителей Госдуму, Совета Федерации и Правительства РФ для уточнения основных характеристик федерального бюджета;
  • вернуть законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По  итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете принимается  постановление  Госдумы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном  бюджете и об основных характеристиках  федерального бюджета.

Во  втором чтении, занимающем 15 дней, утверждаются расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации  расходов РФ и размер Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ. Субъекты права законодательной  инициативы направляют в Комитет  по бюджету поправки по расходам федерального бюджета, в соответствии с которыми Комитет по бюджету разрабатывает  и вносит в Госдуму проект постановления  о принятии федерального закона о  федеральном бюджете во втором чтении. Если Госдума отклоняет законопроект во втором чтении, то он передается в  согласительную комиссию.

Государственная Дума рассматривает проект закона о  бюджете в третьем чтении в  течение 25 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении3:

  • подразделы расходов федерального бюджета;
  • распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ по субъектам РФ и т.д. на очередной год;
  • программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов;
  • программы государственных внешних и внутренних заимствований РФ;
  • программу предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам;
  • перечень законодательных актов, действие которых отменяется или приостанавливается.

Субъекты  права законодательной инициативы направляют свои поправки по третьему чтению в Комитет по бюджету, который  в течении 10 дней проводит экспертизу и передает в профильные комитеты. Голосование по поправкам проводиться  Комитетом по бюджету и соответствующим  профильным комитетом  раздельно. Решение  считается принятым, если результаты голосования комитетов совпадают. Поправки, по которым у Комитета по бюджету и профильного комитета имеются разногласия, выносятся  на рассмотрение в Госдуму.

В четвертом чтении Госдума рассматривает  проект федерального закона о федеральном  бюджете в течении 15 дней и принимает  его в целом. Принятый Госдумой законопроект о федеральном бюджете в течении  пяти дней передается Совету Федерации, который рассматривает его 14 дней.

После одобрения Советом Федерации  федеральный закон о федеральном  бюджете в течении пяти дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Президент имеет право сразу  подписать федеральный закон  или отклонить его. При отклонении закон передается для устранения разногласий в согласительную комиссию с участием представителя Президента РФ, которая в течении 10 дней выносит  на повторное рассмотрение Госдумы  согласованный закон. Госдума повторно рассматривает федеральный закон  в одном чтении.

При существенных отклонениях фактических  параметров исполнения бюджета от плановых, возникающих в результате нестабильности экономики и недостаточно хорошего качества формирования бюджета, появляется необходимость внесения изменений  в Закон о бюджете. Тогда Правительство  РФ разрабатывает и представляет в Госдуму проекты федеральных  законов о внесении изменений  в федеральный закон о федеральном  бюджете. В случае снижения ожидаемых  поступлений в федеральный бюджет, что может привести к изменению  финансирования по сравнению с утвержденным федеральным бюджетом более чем  на 10% годовых назначений, Правительство  РФ вносит в Госдуму проект федерального закона о внесении изменений в  Федеральный закон о федеральном  бюджете со следующими документами: - отчетом об исполнении федерального бюджета за период текущего года, включая  последний месяц, предшествующий тому месяцу, в течение которого вносится указанный проект; - отчетами федеральных  органов исполнительной власти, осуществляющих сбор доходов федерального бюджета  за период текущего года, включая последний  месяц, предшествующий месяцу, в течение  которого вносится указанный проект; - отчетом об использовании средств  резервных фондов Правительства  РФ и Президента РФ; - отчетами Минфина  РФ и иных уполномоченных органов  о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд и кредитов; - анализом причин, обусловивших внесение изменений  в федеральный закон. Госдума  рассматривает данный законопроект в четырех чтениях в течение 15 дней.

 

2.3. Исполнение бюджетов

Третьей стадией бюджетного процесса является исполнение бюджета

Исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджета субъекта Российской Федерации  и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, местного бюджета  обеспечивается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

 

 

Исполнение бюджетов по доходам  предусматривает:

- зачисление на единый  счет бюджета доходов от распределения  налогов, сборов и иных поступлений  в бюджетную систему Российской  Федерации, распределяемых по  нормативам, действующим в текущем  финансовом году, установленным  настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами  субъектов Российской Федерации  и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с  положениями настоящего Кодекса,  со счетов органов Федерального  казначейства и иных поступлений  в бюджет;

Информация о работе Бюджетный процесс