Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:46, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного процесса, его значения, участников в РФ и их полномочий. Приведен анализ бюджета Кирилловского района.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ…………………….4
1.1.Содержание бюджетного процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы………………………………………………………………………4
1.2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочия………………10
1.3. Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня…………………………………………………………………………16
2. Понятие и роль местного бюджета……………………………………….18
3. Социально-экономический анализ Кирилловского муниципального района…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.Содержание бюджетного
процесса в РФ, его задачи, стадии,
принципы…………………………………………………………
1.2. Участники бюджетного
процесса РФ и их полномочия………
1.3. Полномочия участников
бюджетного процесса
2. Понятие и роль местного бюджета……………………………………….18
3. Социально-экономический
анализ Кирилловского
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Центральным элементов финансовой системы страны является государственный бюджет. Бюджет служит для аккумуляции финансовых ресурсов и их использования на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. С помощью бюджета государство осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.
Важным составляющим российской
бюджетной системы является деятельность
органов государственной
Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного процесса, его значения, участников в РФ и их полномочий. Приведен анализ бюджета Кирилловского района.
1.1.Содержание бюджетного процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы.
Регулируемая нормами права деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по составу, рассмотрению, утверждению и исполнению (включая контроль) бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов называется бюджетным процессом.
Бюджетный процесс начинается
с составления проекта бюджета.
В России проекты местных бюджетов
готовят муниципальные
После утверждения бюджета начинается его исполнение и контроль за этим исполнением. В мире существуют разные системы исполнения бюджетов: казначейская (через министерство финансов), банковская (через центральный банк) и смешанная (как через министерство финансов, так и через центральный банк). В России действует казначейская система в виде Федерального казначейства Министерства финансов РФ, состоящего из главного управления Федерального казначейства, 89 управлений Федерального казначейства по субъектам Федерации и 2311 отделений Федерального казначейства в регионах. Казначейская система исполняет федеральный бюджет следующим образом: главное управление Федерального казначейства на основе бюджетной росписи (это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета между получателями бюджетных средств) через свои управления и отделения распределяет бюджетные средства (в данном случае говорят о бюджетных ассигнованиях) на счета распорядителей бюджетных средств (это органы государственной власти – федеральные министерства и органы власти регионов и муниципальных образований), которые и распределяют средства по организациям). Этот процесс называется казначейским исполнением бюджета.
Операции по зачислению средств в бюджеты всех уровней и по переводу бюджетных ассигнований осуществляет Центральный банк России, в котором для этого существует департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Центральный банк и его территориальные подразделения для осуществления подобных операций ведут счета Федерального казначейства. Этот процесс называется кассовым исполнением бюджета.
Контроль за исполнением бюджетов всех уровней в России осуществляют Федеральное казначейство, контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, распорядители бюджетных средств, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, а также Счетная палата РФ – специальный государственный орган финансового контроля над доходами и расходами федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.
Хотя бюджет принимается как законодательный акт, он может корректироваться в ходе своего исполнения из-за непредвиденных расходов, отклонений в запланированных доходах.
Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую.
В частности это стадии:
1. Составления.
2. Рассмотрения.
3. Утверждения.
4. Исполнения и заключения.
5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.
Сам бюджет действует в течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году.
Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.
На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования за счёт процентных отчислений от федеральных налогов и налогов республик в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки территорий решаются в момент составления бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.
Вопросы открытия бюджетных ассигнований решаются финансовыми органами и банком только после утверждения соответствующего бюджета и т. п.
В основе бюджетного процесса
лежат определённые принципы, соблюдение
которых даёт возможность правильно
составить, утвердить и исполнить
бюджет так, чтобы средства государства
были использованы экономно и с максимальной
пользой для развития общества. В
настоящее время в связи с
принятием Бюджетного кодекса РФ
для всей бюджетной системы
- единство бюджетной системы;
- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
- самостоятельность бюджетов;
- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- сбалансированность бюджетов;
- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;
- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;
- гласность;
- достоверность бюджета;
- адресность и целевой характер бюджетных средств.
Нет сомнения, что все
эти принципы в той или иной
мере присущи и бюджетному процессу.
Однако некоторые из них имеют
в бюджетном процессе свою интерпретацию
и, кроме того, бюджетному процессу
присущи также свои особенные
принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного
процесса лежит принцип
Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.
Особое внимание в бюджетном
процессе заслуживает принцип
В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.
Органы представительной и исполнительной власти также постоянно отчитываются перед широкой общественностью о ходе исполнения бюджета.
Важным для бюджетного
процесса остаётся принцип специализации
бюджетных показателей, который
состоит в том, что в основе
и составления, и исполнения бюджета
лежит бюджетная классификация,
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация – специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального бюджетного права.
Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:
• выявление материальных и финансовых резервов государства;
• максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;
• максимально точный расчет расходов бюджетов;
• обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;
• согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;
• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.
1.2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочия. |
Участниками бюджетного
процесса являются:
- Президент Российской Федерации;
высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;
· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);
· исполнительные органы государственной
власти (исполнительно-