Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного процесса, его значения, участников в РФ и их полномочий. Приведен анализ бюджета Кирилловского района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ…………………….4
1.1.Содержание бюджетного процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы………………………………………………………………………4
1.2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочия………………10
1.3. Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня…………………………………………………………………………16
2. Понятие и роль местного бюджета……………………………………….18
3. Социально-экономический анализ Кирилловского муниципального района…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач авик.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ…………………….4

1.1.Содержание  бюджетного  процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы………………………………………………………………………4

1.2. Участники бюджетного  процесса РФ и их полномочия………………10

1.3. Полномочия участников  бюджетного процесса Федерального  уровня…………………………………………………………………………16

2. Понятие и роль местного  бюджета……………………………………….18

     3. Социально-экономический  анализ Кирилловского муниципального  района…………………………………………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Центральным элементов финансовой системы страны является государственный  бюджет. Бюджет служит для аккумуляции  финансовых ресурсов и их использования  на выполнение основных функций государства. Таким образом, бюджет является инструментом экономической и социальной политики, служит для перераспределения части  валового внутреннего продукта страны с учетом общественных интересов. С  помощью бюджета государство  осуществляет перераспределение валового внутреннего продукта между отраслями, регионами страны, а также между  отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики; поддержка тех ее секторов, которые  являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также  необходимы для обеспечения национальной безопасности; выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны; преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан и др.

Важным составляющим российской бюджетной системы является деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней и государственных  внебюджетных фондов, а именно, бюджетный  процесс. В неразрывной связи  с ним идет другой элемент –  бюджетная классификация.

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного процесса, его значения, участников в РФ и их полномочий. Приведен анализ бюджета Кирилловского района.

 

 

 

  1. Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ

1.1.Содержание бюджетного процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы.

 

Регулируемая нормами  права деятельность органов государственной  власти и местного самоуправления по составу, рассмотрению, утверждению  и исполнению (включая контроль) бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов называется бюджетным процессом.

Бюджетный процесс начинается с составления проекта бюджета. В России проекты местных бюджетов готовят муниципальные казначейства, региональных бюджетов – финансовые органы субъектов Федерации, федерального бюджета – Министерство финансов Российской Федерации (Минфин РФ). Затем  проекты местных, региональных и  федерального бюджетов рассматриваются  законодательными органами соответствующего уровня. Составление и рассмотрение проектов бюджетов обычно идет долго  и трудно, так как заявки на бюджетные  расходы традиционно превышают  потенциальные доходы бюджета (ведь потребности всегда превышают экономические  ресурсы). Поэтому бюджет утверждается в результате компромисса между  различными экономическими, социальными  и политическими потребностями  муниципалитета, региона, страны.

После утверждения бюджета  начинается его исполнение и контроль за этим исполнением. В мире существуют разные системы исполнения бюджетов: казначейская (через министерство финансов), банковская (через центральный банк) и смешанная (как через министерство финансов, так и через центральный банк). В России действует казначейская система в виде Федерального казначейства Министерства финансов РФ, состоящего из главного управления Федерального казначейства, 89 управлений Федерального казначейства по субъектам Федерации и 2311 отделений Федерального казначейства в регионах. Казначейская система исполняет федеральный бюджет следующим образом: главное управление Федерального казначейства на основе бюджетной росписи (это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета между получателями бюджетных средств) через свои управления и отделения распределяет бюджетные средства (в данном случае говорят о бюджетных ассигнованиях) на счета распорядителей бюджетных средств (это органы государственной власти – федеральные министерства и органы власти регионов и муниципальных образований), которые и распределяют средства по организациям). Этот процесс называется казначейским исполнением бюджета.

Операции по зачислению средств в бюджеты всех уровней и по переводу бюджетных ассигнований осуществляет Центральный банк России, в котором для этого существует департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Центральный банк и его территориальные подразделения для осуществления подобных операций ведут счета Федерального казначейства. Этот процесс называется кассовым исполнением бюджета.

Контроль за исполнением бюджетов всех уровней в России осуществляют Федеральное казначейство, контрольно-ревизионное управление Минфина РФ, распорядители бюджетных средств, финансовые органы субъектов Федерации и муниципальных образований, а также Счетная палата РФ – специальный государственный орган финансового контроля над доходами и расходами федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Хотя бюджет принимается  как законодательный акт, он может  корректироваться в ходе своего исполнения из-за непредвиденных расходов, отклонений в запланированных доходах.

Весь бюджетный цикл делится  на стадии бюджетного процесса, которые  последовательно сменяют одна другую.

В частности это стадии:

1. Составления.

2. Рассмотрения.

3. Утверждения.

4. Исполнения и заключения.

5. Составления и утверждения отчёта об исполнении.

Сам бюджет действует в  течение одного года с 1 января по 31 декабря, то есть финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации  длится 12 месяцев. Счета, используемые для исполнения бюджета завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и  этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объём  национального дохода государства, перераспределяются по-разному государственные  средства, в зависимости от задач, решаемых государством в данный период времени. Кроме того, ежегодно изменяются потребности каждого субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в денежных средствах, что зависит  от того, как будет развиваться  хозяйство и социальная сфера  данной территории в следующем году.

Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, его исполнения, составление, рассмотрение и утверждение отчёта об исполнении бюджета остаётся неизменным.

На каждой стадии бюджетного процесса решаются вопросы, которые  не могут быть решены в другое время. Так, вопросы бюджетного регулирования  за счёт процентных отчислений от федеральных  налогов и налогов республик  в составе Российской Федерации, а также вопросы финансовой поддержки  территорий решаются в момент составления  бюджета. Окончательно процентные отчисления от регулирующих источников для нижестоящих  территорий и вопросы финансовой поддержки утверждаются вышестоящими представительными органами в момент утверждения вышестоящего бюджета. Этим достигается, на стадии принятия закона о бюджете, сбалансированность показателей бюджета.

Вопросы открытия бюджетных  ассигнований решаются финансовыми  органами и банком только после утверждения  соответствующего бюджета и т. п.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В  настоящее время в связи с  принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены  общие принципы. Это:

- единство бюджетной системы;

- разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

- самостоятельность бюджетов;

- полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- сбалансированность бюджетов;

- эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

- общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

- гласность;

- достоверность бюджета;

- адресность и целевой характер бюджетных средств.

Нет сомнения, что все  эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют  в бюджетном процессе свою интерпретацию  и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные  принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно  составляют исполнительные органы, закон  или решение о бюджете принимаются  представительным органом, а исполняют  бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

Особое внимание в бюджетном  процессе заслуживает принцип публичности  и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется  в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета.

В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

Органы представительной и исполнительной власти также постоянно  отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации  бюджетных показателей, который  состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета  лежит бюджетная классификация,[3] которая предполагает группировку всех доходов бюджетов всех уровней по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация  – специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов. Следует  иметь в виду, что бюджетная  классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального  бюджетного права.

Основные задачи бюджетного процесса заключаются в следующем:

• выявление материальных и финансовых резервов государства; 

• максимально приближенный к реальности расчет доходов бюджетов;

• максимально точный расчет расходов бюджетов;

• обеспечение максимальной сбалансированности бюджетов;

• согласование бюджетов с реализуемой экономической программой;

• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и др.

 

 

1.2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочия.


 
     Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;  

высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава  муниципального образования;

· законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

· исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

Информация о работе Бюджетный процесс