Бюджетный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:46, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетного процесса, его значения, участников в РФ и их полномочий. Приведен анализ бюджета Кирилловского района.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты бюджетного процесса в РФ…………………….4
1.1.Содержание бюджетного процесса в РФ, его задачи, стадии, принципы………………………………………………………………………4
1.2. Участники бюджетного процесса РФ и их полномочия………………10
1.3. Полномочия участников бюджетного процесса Федерального уровня…………………………………………………………………………16
2. Понятие и роль местного бюджета……………………………………….18
3. Социально-экономический анализ Кирилловского муниципального района…………………………………………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсач авик.docx

— 70.97 Кб (Скачать файл)

К вопросам, которые относятся  к совместной компетенции органов  государственной власти и муниципального самоуправления относится исполнение практически всех конституционных  прав граждан проживающих на территории данного муниципального образования.

Рассмотрим основные вопросы  совместной компетенции, по которым  устанавливаются разграничения  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления. Начнем с дошкольного, основного  общего и профессионального образования. В компетенции органов местного самоуправления находятся строительство, ремонт, текущее содержание объектов образования, выплата заработной платы  работникам, закупка учебно-методической литературы и пособий, закупка оборудования и инвентаря, обеспечение питания  учащихся, установление распорядка работы. В ведении органов государственной власти - установление стандартов образования и контроль за их соблюдением, подготовка преподавательских кадров, разработка программ и методик обучения, научные и прикладные исследования.

Здравоохранение и санитарное благополучие. Органы местного самоуправления ведают строительством, ремонтом, текущим  содержанием объектов здравоохранения, осуществляют контроль за санитарным состоянием объектов, находящихся на территории муниципального образования, выплачивают заработную плату работникам, закупают необходимую литературу, пособие, инвентарь, оборудование, медикаменты, обеспечивают питание в больничных учреждениях, устанавливают распорядок работы больниц и поликлиник. Органы государственной власти, устанавливают контроль за соблюдением стандартов медицинской помощи, подготовкой кадров медицинских работников, разрабатывают программы и методики их обучения, организуют научные и прикладные исследования в медицине и санитарно-эпидемиологический контроль.

К совместной компетенции  органов государственной власти и местного самоуправления относятся  также противопожарная безопасность, комплексное социально-экономическое  развитие муниципального образования, социальная поддержка и занятость  населения, охрана общественного порядка, охрана окружающей среды на территории муниципального образования. По этим направлениям вносятся уточнения и устанавливаются  соответствующие разграничения  полномочий органов государственной  власти и органов местного самоуправления.

Доходы и расходы муниципальных  образований следует рассматривать, в первую очередь, через процесс  формирования и исполнения местных  бюджетов. Они образуют третий уровень  бюджетной системы Российской Федерации .

Согласно статье 14 Бюджетного кодекса Российской Федерации , бюджет муниципального образования (местный бюджет) есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Развитие принципов бюджетного федерализма позволяет предполагать различные трактовки данного  определения в зависимости от отношений к конкретному уровню бюджетной системы.

С позиций развития муниципальных  финансов термин «местный бюджет» может  пониматься как совокупность экономических  отношений между юридическими и  физическими лицами, как участниками  формирования аккумулированного централизованного  фонда финансовых средств конкретного муниципального образования .

Экономическая сущность местных  бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

- формирование денежных  фондов, являющихся финансовым обеспечением  деятельности местных органов  власти;

- распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;

- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим.

Во-первых, сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете муниципального образования позволяет местным  органам власти иметь финансовую базу для реализации своих; полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой записано: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью» (ст. 130). И далее в Конституции сказано: «Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».

Создание финансовой базы - главная роль местных бюджетов.

Во-вторых, формирование бюджетов муниципальных образований, сосредоточение в них денежных ресурсов дает возможность  муниципалитетам в полной мере проявлять  финансово-хозяйственную самостоятельность  в расходовании средств на социально-экономическое  развитие района. Местные бюджеты  позволяют органам муниципальной  власти обеспечить планомерное развитие учреждений образования медицинского обслуживания, культуры жилищного фонда  и дорожного хозяйства.

В-третьих, с помощью местных  бюджетов осуществляется выравнивание уровней экономического и социального  развития территорий.

С этой целью формируются  и реализуются региональные программы  экономического и социального развития регионов по благоустройству сел  и городов, развитию сети дорог, возрождению  культурных памятников, используя в  необходимых случаях межбюджетные отношения.

В-четвертых, имея в распоряжении финансовые средства, органы муниципальной  власти могут увеличивать или  уменьшать нормативы финансовых затрат на оказание муниципальных услуг  в учреждениях непроизводственной сферы (школах, больницах и др.).

В-пятых, концентрируя часть  финансовых ресурсов в местных бюджетах, органы представительной и исполнительной власти, могут централизованно направлять финансовые ресурсы на решение стратегических задач развития региона и приоритетных отраслей.

В-шестых, финансовые органы муниципалитетов могут через  местные бюджеты оказывать воздействие  на образование оптимальных пропорций  в финансировании капитальных и  текущих затрат, стимулирование эффективного использования материальных и трудовых ресурсов, создание новых местных производств и промыслов .

Отмечая роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов, нельзя не учитывать, что  кризисной является в экономике  страны инфляция, и расстроенность финансовой системы не позволяет местным бюджетам проявлять в полной мере свою роль. К таким негативным факторам можно отнести бюджетный дефицит (превышение доходов над расходами).

Бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) являются составной  частью финансовой системы Российской Федерации. Роль этих бюджетов в социально-экономическом  развитии регионов возрастает в связи  с расширением прав местных органов  власти в соответствии с Законом  Российской Федерации «О местном  самоуправлении».

Таким образом, местный бюджет - бюджет муниципального образования, формирование, утверждение и исполнение которого осуществляют органы местного самоуправления, на основе закрепленных федеральным законом статей Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 

3. Анализ Кирилловского муниципального района.(на основе анализа социально-экономического положения района и результатов анкетирования населения района)

Сильные стороны:

- историко-культурный потенциал

- экологически чистый  район

- минерально-сырьевая база 

- выгодное географическое положение

- наличие учебных заведений  в районе

- близость к промышленным  центрам

- сформированный поток  экскурсантов 

- добрые, порядочные люди 

- сохранена социальная  сеть

Слабые стороны:

- недостаточно развита  транспортная сеть района

- изношенность инженерных  сетей

- отсутствие развитой  промышленности

- отсутствие газификации

- отсутствие кадров, отток  кадров

  • убыль и старение населения,

- административные барьеры

- не ведется строительство  социального жилья

- слаборазвитый малый  бизнес

- деградация сельского  хозяйства

- некачественная питьевая  вода

- отсутствие отделений  реанимации и интенсивной терапии 

Возможности:

- создание рабочих мест

- использование природного  и минерального сырья

- создание пунктов приема  ягод, грибов и лекарственных  растений

- организация производства  по  углубленной переработке природных  ресурсов

- подготовка кадров

- создание предприятий  по переработке ТБО  

- расширение туристской  инфраструктуры 

- Национальный парк «Русский  Север»- визитная карточка района  – экотуризм

- создание центра ремесел 

 Угрозы:

- потеря уникальности, самобытности

- ухудшение экологической  обстановки

- конкуренция за рабочие  места местного населения

- истощение природных  ресурсов

- повышение преступности

- увеличение смертности

- близость «Северстали»

- слабая законодательная  база

- отток кадров в крупные  города 

- вымирание сел и деревень

-возможность лишения  административной самостоятельности  района

Приоритетные направления  развития района:

  1. Развитие туризма на базе уникального сочетания исторического и природного наследия.
  2. Развитие социальной сферы и молодежная политика.
  3. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.
  4. Доступное жилье и модернизация ЖКХ.
  5. Развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.

Сроки и этапы реализации стратегии

  • I этап.  2009-2010 гг. Переходный период от разработки стратегического плана к его реализации

- работы по созданию  бизнес-планов проектов стратегического  плана, в т.ч. приоритетных проектов, а также поискпартнеров по инвестициям

  • II этап. 2011-2020 гг. Период реализации стратегического плана

- продвижение и внедрение  в жизнь проектов  стратегического  плана.

  • источников финансирования проектов:
  • собственные средства предприятий и предпринимателей;
  • заемные средства кредитных учреждений;
  • средства российских и международных фондов и общественных организаций;
  • бюджетные средства для проектов социального развития;
  • инвестиции.

Организация и формы взаимодействия власти, сообщества и бизнеса  
в процессе реализации стратегии

Для создания и функционирования общественных институтов нового типа необходимо создать следующие механизмы:

- механизм «власть –  сообщество»: передача права принятия решений по содержанию территорий сходам жителей (на территориях, не имеющих единого коммунального хозяйства); создание местных фондов из средств жителей для решения проблем жизнеобеспечения; создание центров правовой и консультативной поддержки общественных организаций населения; создание информационной среды партнерства власти и сообщества через публикации в СМИ,  Интернете;

- механизм «власть – власть»: юридический всеобуч; использование права законодательной инициативы на областном уровне для решения многочисленных однотипных проблем, например, перевод земель из категории сельхозназначения в земли других категорий, длительность процесса передачи объектов муниципальной собственности из собственности муниципального района вновь созданным муниципальным образованиям  и пр.;

- механизм «бизнес – сообщество»: участие ведущих предприятий города в благотворительных программах, учреждение именных стипендий для одаренных школьников и студентов; создание бизнес-инкубатора для стимулирования малого предпринимательства по обслуживанию основного производства и в области субподрядного бизнеса;

 - механизм «бизнес – власть»: участие предприятий в формировании муниципального заказа на обучение и подготовку специалистов для целей развития; участие предприятий в создании новых учебных центров,  обеспечивающих кадрами их корпоративные стратегии развития во взаимосвязи со стратегическими целями Кирилловского муниципального района; участие предприятий в формировании перечня приоритетов экономического развития Кирилловского муниципального района, утверждаемого администрацией, напрямую или путем создания предпринимательских ассоциаций.

Направления деятельности субъектов  малого и среднего предпринимательства, дающие преимущественное право на получение  поддержки

  • производство продовольственных и промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных средств и изделий медицинского назначения,
  • производство и переработка сельскохозяйственной продукции, комплексная переработка древесины,
  • выпуск инновационной и наукоемкой продукции,
  • оказание коммунальных и бытовых услуг населению,
  • развитие народных художественных промыслов,
  • утилизация и переработка промышленных и бытовых отходов,
  • строительство и реконструкция объектов социального назначения, производство строительных материалов,
  • организация досуга молодежи, оздоровления населения, занятий с детьми,
  • внутренний и въездной туризм и развитие туристской инфраструктуры.

Информация о работе Бюджетный процесс