Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:25, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование сущности, функций и операций Банка России в современных условиях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
охарактеризовать правовое положение Банка России;
раскрыть основные функции Банка России;
проанализировать основные направления денежно-кредитной политики РФ.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 6
2. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25
4. Создание
условий для возможности
5. Защита от
монополизации и
Правовые
акты Банка России воздействуют на
общественные отношения в денежно-кредитной
сфере, т.е. на общественные отношения
по защите и обеспечению устойчивости
рубля, развитию и укреплению банковской
системы Российской Федерации, обеспечению
эффективного и бесперебойного функционирования
платежной системы. Для достижения
целей правовых актов Банка России
в области денежно-кредитных
Правовые
акты Центрального банка Российской
Федерации призваны не только регулировать
и охранять уже сложившиеся денежно-
Функции Банка России - это основные направления его деятельности. В функциях проявляется содержание деятельности Банка России, определяются роль и место Банка в финансово-кредитной системе. Перечень функций, осуществляемых Банком России, определен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Банк России выполняет ряд функций.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России выполняет следующие функции:
- во взаимодействии с
Правительством Российской
- монопольно осуществляет
эмиссию наличных денег и
- является кредитором
последней инстанции для
- устанавливает правила
осуществления расчетов в
- устанавливает правила
проведения банковских
- осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней
бюджетной системы Российской
Федерации, если иное не
- осуществляет эффективное
управление золотовалютными
- принимает решение о
государственной регистрации
- осуществляет надзор
за деятельностью кредитных
- регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;
- осуществляет самостоятельно
или по поручению
- организует и осуществляет
валютное регулирование и
- определяет порядок
- устанавливает правила
бухгалтерского учета и
- устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;
- принимает участие в
разработке прогноза
- устанавливает порядок
и условия осуществления
- проводит анализ и
прогнозирование состояния
- осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.
Для реализации возложенных на него функций ЦБР участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. [3, c. 69]
Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации [14, c.12].
Банк России
консультирует Министерство финансов
РФ по вопросам графика выпуска
государственных ценных бумаг
и погашения государственного долга
с учетом их воздействия на состояние
банковской системы и приоритетов
единой государственной денежно-
Как и в прошлые годы, одной из основных задач ЦБ РФ является сдерживание инфляции. Так, политика Банка России сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 г. Однако в условиях внешнеэкономической нестабильности данная цель выглядит сложно достижимой и во многом носит декларативный характер.
В своем прогнозе
ЦБ РФ отмечает, что международные
финансовые институты и экономические
организации прогнозируют продолжение
роста мировой экономики в 2012
г. и в перспективе до 2014 г. Темпы
роста производства товаров и
услуг в мире в 2012 г., по прогнозу
МВФ, как и в 2011 г., составят 4%. Тем
не менее неустойчивый характер восстановления
экономики США и нестабильное
состояние государственных
Основным моментом в документе, опубликованном ЦБ РФ, который носит практический характер, является рассмотрение трех вариантов условий проведения денежно-кредитной политики в 2012 - 2014 гг. В основу сценариев положена различная динамика цен на нефть.
В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 г. среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долл. США за баррель. В этих условиях в 2012 г. реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%. Таким образом, ЦБ РФ даже в условиях снижения цен на углеводороды считает, что основные экономические показатели в стране, в т.ч. благосостояние населения, будут расти. [18, c.3]
В качестве второго варианта ЦБ РФ рассматривает прогноз российского правительства, взятый за основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 гг. Предполагается, что в 2012 г. цена на российскую нефть может составить 100 долл. США за баррель. Согласно этому варианту в 2012 г. увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%. В результате реализации второго варианта денежно-кредитной политики также прогнозируется рост всех экономических показателей.
В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 г. цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долл. США за баррель. При этом прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%. [12, c.11]
В целом все
три варианта носят исключительно
позитивный характер и полностью
опираются на стоимость нефти. ЦБ
РФ также делает базовый прогноз
платежного баланса на 2012 - 2014 гг., который
составлен исходя из предположения,
что цена на нефть сорта "Юралс"
будет оставаться относительно стабильной
(в пределах 97 - 101 долл. США). В первом
и третьем вариантах
Так, согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть до 75 долл. США за баррель в 2012 г. ожидается существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса до 11,3 млрд долл. США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд долл. США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд долл. США. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд долл. США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд долл. США) не превысят значений 2011 г. Таким образом, даже при благоприятном ценообразовании на нефтяном рынке Банк России не прогнозирует ускорения роста платежного баланса по сравнению с 2011 г. [18, c.4]
Кроме того, ЦБ РФ прогнозирует, что в 2012 г. при первом и втором вариантах прогноза интенсивность прироста внешних обязательств экономики позволит в большей степени, чем в 2011 г., компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25 и 10 млрд долл. США соответственно; третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. В результате Банк России предполагает увеличение зарубежного кредитного портфеля в экономике России.
ЦБ РФ отмечает, что при первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд долл. США, а при втором и третьем - увеличатся на 26 и 72,5 млрд долл. США соответственно.
В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России и основными параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2012 г. до 5 - 6%, в 2013 г. - до 4,5 - 5,5%, в 2014 г. - до 4 - 5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели в отношении инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 г., 4 - 5% в 2013 г. и 3,5 - 4,5% в 2014 г. В зависимости от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 г. может составить 12 - 20%, в 2013 г. - 16 - 19%, в 2014 г. - 17 - 20%.
ЦБ РФ прогнозирует, что темп прироста денежной базы в узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующий оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов может составить в 2012 г. 9 - 16%, в 2013 г. - 12 - 14%, в 2014 г. - 13 - 15%.
Важно подчеркнуть,
что в соответствии с бюджетными
проектировками в предстоящий трехлетний
период ожидается формирование дефицита
федерального бюджета в 2012 - 2014 гг. Планируется,
что в среднесрочной
В результате
формирование цен на нефть ниже уровня,
заложенного в проекте бюджета
на 2012 - 2014 гг., повышает уязвимость бюджета
в кризисных ситуациях. При сохранении
расходов федерального бюджета в
объеме, предусмотренном в бюджетных
проектировках, дефицит федерального
бюджета в рамках указанного варианта
в 2012 - 2014 гг. может составить около
4% ВВП. Необходимость его
Информация о работе Центральный Банк России, его функции и свойства