Центральный Банк России, его функции и свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 15:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование сущности, функций и операций Банка России в современных условиях.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
охарактеризовать правовое положение Банка России;
раскрыть основные функции Банка России;
проанализировать основные направления денежно-кредитной политики РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. СУЩНОСТЬ И ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 6
2. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 13
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

Центральный банк России его функции и операции.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

4. Создание  условий для возможности самоорганизации  и саморегуляции банковской системы.

5. Защита от  монополизации и недобросовестной  конкуренции на рынке банковских  услуг.

Правовые  акты Банка России воздействуют на общественные отношения в денежно-кредитной  сфере, т.е. на общественные отношения  по защите и обеспечению устойчивости рубля, развитию и укреплению банковской системы Российской Федерации, обеспечению  эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Для достижения целей правовых актов Банка России в области денежно-кредитных отношений  необходимо подчеркнуть важность своевременности  их издания. Так, нормативные акты Банка  России о курсе иностранных валют  по отношению к рублю, о ставке рефинансирования Банка России должны оперативно реагировать на изменения  в денежно-кредитных отношениях экономики государства. Отзыв лицензии у кредитной организации в  случае ее неудовлетворительного финансового  положения не должен быть затянут  с позиций защиты интересов вкладчиков и кредиторов кредитной организации, что является целью банковского  регулирования и банковского  надзора Банка России (ст. 56 Закона о Банке России). [15, c.42]

Правовые  акты Центрального банка Российской Федерации призваны не только регулировать и охранять уже сложившиеся денежно-кредитные  отношения, но и способствовать зарождению тех отношений, к которым Банк России в соответствии с целями деятельности стремится. Так, в последние годы Банк России активно проводит работу по такому новому направлению, как мониторинг предприятий и их спроса на банковские услуги в рамках функции анализа  и прогнозирования экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений  с принятием правовых актов по данному вопросу.

 

 

 

 

 

2. ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

Функции Банка  России - это основные направления  его деятельности. В функциях проявляется  содержание деятельности Банка России, определяются роль и место Банка  в финансово-кредитной системе. Перечень функций, осуществляемых Банком России, определен в ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке РФ (Банке России)". Банк России выполняет ряд функций.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)», Банк России выполняет следующие  функции:   

- во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и проводит единую  денежно-кредитную политику;   

- монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует  наличное денежное обращение;   

- является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;   

- устанавливает правила  осуществления расчетов в Российской  Федерации;   

- устанавливает правила  проведения банковских операций;    

- осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством  проведения расчетов по поручению  уполномоченных органов исполнительной  власти и государственных внебюджетных  фондов, на которые возлагаются  организация исполнения и исполнение  бюджетов;   

- осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами  Банка России;   

- принимает решение о  государственной регистрации кредитных  организаций, выдает кредитным  организациям лицензии на осуществление  банковских операций, приостанавливает  их действие и отзывает их;   

- осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций  и банковских групп;   

-  регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;   

- осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды  банковских операций и иных  сделок, необходимых для выполнения  функций Банка России;   

- организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;    

- определяет порядок осуществления  расчетов с международными организациями,  иностранными государствами, а  также с юридическими и физическими лицами;   

- устанавливает правила  бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы Российской  Федерации;   

- устанавливает и публикует  официальные курсы иностранных  валют по отношению к рублю;    

- принимает участие в  разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации;   

- устанавливает порядок  и условия осуществления валютными  биржами деятельности по организации  проведения операций по покупке  и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты. (Функции по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты Банк России будет выполнять со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»);   

- проводит анализ и  прогнозирование состояния экономики  Российской Федерации в целом  и по регионам, прежде всего  денежно-кредитных, валютно-финансовых  и ценовых отношений, публикует  соответствующие материалы и  статистические данные;   

-  осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Для реализации возложенных на него  функций  ЦБР участвует в разработке экономической  политики  Правительства  Российской Федерации. [3, c. 69]

Банк России и Правительство Российской  Федерации  информируют  друг друга о предполагаемых действиях, имеющих  общегосударственное  значение, координируют свою политику, проводят регулярные консультации [14, c.12].

Банк России консультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпуска  государственных  ценных  бумаг  и  погашения государственного долга  с учетом их воздействия  на  состояние  банковской системы и приоритетов  единой государственной денежно-кредитной  политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ

Как и в  прошлые годы, одной из основных задач ЦБ РФ является сдерживание  инфляции. Так, политика Банка России сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно  низких темпов роста цен (стабильности цен). В рамках выбранной стратегии  ставится задача снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 г. Однако в условиях внешнеэкономической  нестабильности данная цель выглядит сложно достижимой и во многом носит  декларативный характер.

В своем прогнозе ЦБ РФ отмечает, что международные  финансовые институты и экономические  организации прогнозируют продолжение  роста мировой экономики в 2012 г. и в перспективе до 2014 г. Темпы  роста производства товаров и  услуг в мире в 2012 г., по прогнозу МВФ, как и в 2011 г., составят 4%. Тем  не менее неустойчивый характер восстановления экономики США и нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран создают риски  менее благоприятного развития экономических  тенденций в мире в среднесрочной  перспективе. [12, c.5]

Основным  моментом в документе, опубликованном ЦБ РФ, который носит практический характер, является рассмотрение трех вариантов условий проведения денежно-кредитной  политики в 2012 - 2014 гг. В основу сценариев  положена различная динамика цен  на нефть.

В рамках первого варианта Банк России предполагает снижение в 2012 г. среднегодовой цены на российскую нефть сорта "Юралс" на мировом рынке до 75 долл. США за баррель. В этих условиях в 2012 г. реальные располагаемые денежные доходы населения могут увеличиться на 3,9%, инвестиции в основной капитал - на 4,2%. Прирост ВВП ожидается на уровне 3,3%. Таким образом, ЦБ РФ даже в условиях снижения цен на углеводороды считает, что основные экономические показатели в стране, в т.ч. благосостояние населения, будут расти. [18, c.3]

В качестве второго варианта ЦБ РФ рассматривает прогноз российского правительства, взятый за основу для разработки параметров федерального бюджета на 2012 - 2014 гг. Предполагается, что в 2012 г. цена на российскую нефть может составить 100 долл. США за баррель. Согласно этому варианту в 2012 г. увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения прогнозируется на уровне 5%. Темп прироста инвестиций в основной капитал может ускориться до 7,8%. В этих условиях объем ВВП может возрасти на 3,7%. В результате реализации второго варианта денежно-кредитной политики также прогнозируется рост всех экономических показателей.

В рамках третьего варианта Банк России предполагает повышение в 2012 г. цены на нефть сорта "Юралс" до 125 долл. США за баррель. При этом прирост инвестиций в основной капитал может составить 8,7%, прирост реальных располагаемых денежных доходов населения - 5,2%. Увеличение объема ВВП предполагается на уровне 4,7%. [12, c.11]

В целом все  три варианта носят исключительно  позитивный характер и полностью  опираются на стоимость нефти. ЦБ РФ также делает базовый прогноз  платежного баланса на 2012 - 2014 гг., который  составлен исходя из предположения, что цена на нефть сорта "Юралс" будет оставаться относительно стабильной (в пределах 97 - 101 долл. США). В первом и третьем вариантах учитывается  вероятность отклонения цен от указанного диапазона на 25% в большую и  меньшую сторону.

Так, согласно первому варианту прогноза при уменьшении средней цены на российскую нефть  до 75 долл. США за баррель в 2012 г. ожидается  существенное снижение профицита счета текущих операций платежного баланса до 11,3 млрд долл. США. Вследствие опережающего сокращения экспорта по сравнению с импортом положительное сальдо баланса торговли товарами и услугами уменьшится до 69,7 млрд долл. США. В соответствии со вторым вариантом прогноза умеренное ухудшение ценовой конъюнктуры топливно-энергетического рынка обусловит менее масштабное сокращение профицита счета текущих операций и активного сальдо баланса товаров и услуг - до 36,5 и 101,9 млрд долл. США. В условиях благоприятной ценовой конъюнктуры внешней торговли, соответствующей третьему варианту, положительные сальдо счета текущих операций (72,5 млрд долл. США) и баланса товаров и услуг (141,8 млрд долл. США) не превысят значений 2011 г. Таким образом, даже при благоприятном ценообразовании на нефтяном рынке Банк России не прогнозирует ускорения роста платежного баланса по сравнению с 2011 г. [18, c.4]

Кроме того, ЦБ РФ прогнозирует, что в 2012 г. при первом и втором вариантах прогноза интенсивность  прироста внешних обязательств экономики  позволит в большей степени, чем  в 2011 г., компенсировать инвестиции за рубеж, что будет способствовать уменьшению нетто-оттока частного капитала до 25 и 10 млрд долл. США соответственно; третий вариант предусматривает уравновешенные трансграничные потоки частного капитала. В результате Банк России предполагает увеличение зарубежного кредитного портфеля в экономике России.

ЦБ РФ отмечает, что при первом варианте валютные резервы уменьшатся на 14,9 млрд долл. США, а при втором и третьем - увеличатся на 26 и 72,5 млрд долл. США соответственно.

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики России и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития страны на 2012 г. и плановый период 2013 и 2014 гг. Правительство РФ и Банк России определили задачу снизить  инфляцию в 2012 г. до 5 - 6%, в 2013 г. - до 4,5 - 5,5%, в 2014 г. - до 4 - 5% (из расчета декабрь  к декабрю предыдущего года). Указанной  цели в отношении инфляции на потребительском  рынке соответствует базовая  инфляция на уровне 4,5 - 5,5% в 2012 г., 4 - 5% в 2013 г. и 3,5 - 4,5% в 2014 г. В зависимости  от вариантов прогноза темп прироста денежного агрегата М2 в 2012 г. может  составить 12 - 20%, в 2013 г. - 16 - 19%, в 2014 г. - 17 - 20%.

ЦБ РФ прогнозирует, что темп прироста денежной базы в  узком определении, рассчитанный исходя из необходимости достижения целевых  показателей по инфляции и соответствующий  оценкам динамики экономического роста, в зависимости от сценарных вариантов  может составить в 2012 г. 9 - 16%, в 2013 г. - 12 - 14%, в 2014 г. - 13 - 15%.

Важно подчеркнуть, что в соответствии с бюджетными проектировками в предстоящий трехлетний период ожидается формирование дефицита федерального бюджета в 2012 - 2014 гг. Планируется, что в среднесрочной перспективе  финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно  за счет расширения объема внутренних заимствований и поступлений  от приватизации. При этом предполагается увеличить остатки средств резервного фонда в 2012 - 2014 гг. Таким образом, на ближайшие три года прогнозируется формирование дефицитного бюджета, что подчеркивает реальную сложность  экономической ситуации в стране.

В результате формирование цен на нефть ниже уровня, заложенного в проекте бюджета  на 2012 - 2014 гг., повышает уязвимость бюджета  в кризисных ситуациях. При сохранении расходов федерального бюджета в  объеме, предусмотренном в бюджетных  проектировках, дефицит федерального бюджета в рамках указанного варианта в 2012 - 2014 гг. может составить около 4% ВВП. Необходимость его финансирования может привести к существенному  расходованию средств суверенных фондов, а также масштабному наращиванию  объема государственных заимствований, что будет сопровождаться ростом цены последних и увеличением  расходов на обслуживание государственного долга. При этом значительный рост заимствований  на внутреннем рынке может привести к вытеснению кредита реальному  сектору экономики, а рост внешних  заимствований - к притоку краткосрочного капитала. Банк России фактически прогнозирует развитие экономического кризиса в  стране, а как следствие - дефицитность федерального бюджета и общий  рост государственного долга.

Информация о работе Центральный Банк России, его функции и свойства