Дефицит бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...21
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

дефицит бюджета.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

 

 Заметим, что  большинство  из  перечисленных факторов,  вызывающих  увеличение  государственных  расходов, даже  в  перспективе  не  дадут  отдачи  в  виде  возможных  источников  погашения  задолженности, возникшей  в  связи  с  привлечением заемных  средств  для  финансирования  бюджетного  дефицита.  Только  отдельные из  них  позволяют  надеяться  на  повышение  эффективности  в  отраслях  экономики  и  получение  источников  для  погашения  государственного  долга. По  этому  поводу  следует  заметить, что  в  практике  бюджетного  планирования бюджетный  дефицит  определяется как  обезличенная  величина, характеризующая  общий  размер  превышения  расходов   над  доходами, т.е. не  закрепленная  за  какими-либо расходами.  Однозначно  определить, куда именно  будут направлены  финансовые  ресурсы,  полученные  в качестве  источников  финансирования  бюджетного  дефицита,  и будут  ли оно  вообще  направлено  в сферу материального производства,  не  представляет возможным. Как правило, они,  в первую  очередь,  обеспечивают финансирование защищенных  статей  расходов.

 Поэтому  невозможно  с  уверенностью  сказать, что расходы,  вызвавшие  бюджетный  дефицит,  принесут  отдачу в  виде  дополнительных  доходов хотя  бы  в  ближайшей  перспективе. Если  предположить, что  такие  расходы  будут  ежегодно  иметь  место (без  соответствующей  корректировки  доходов),  придется  признать и  последствия  вызванного ими  бюджетного  дефицита—     наращивание  государственного  долга и инфляция.

  Итак, если  бюджетные  ресурсы,  составляющие  превышение  доходов  над  расходами,  направляются на развитие  экономики,  используются  для  финансирования  приоритетных  отраслей  и  предполагают  отдачу, т.е.  используются  эффективно, то  в  будущем  рост  производства  и  прибыли  в них  возместят  производственные  затраты. Если же  превышение расходов  над  доходами  допускается  с  целью  финансирования  текущих  затрат,  субсидирования нерентабельного производства, то  бюджетный  дефицит  неизбежно  приведет  к  росту отрицательных тенденций в развитии  экономики,  главным из  которых является  усиление  инфляционных  процессов.

 

1.2. Виды бюджетного  дефицита

 

В  мировой практике различают следующие виды бюджетного дефицита:

  1. Циклический дефицит госбюджета – результат действия встроенных стабилизаторов.
  2. Структурный дефицит госбюджета – разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости.
  3. Операционный дефицит госбюджета – общий дефицит госбюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга.
  4. Первичный дефицит госбюджета – разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу.
  5. Квазифискальный дефицит госбюджета – скрытый дефицит госбюджета, обусловленный, квазифискальной деятельностью государства.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных дефицитов определяются в большей степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства.

Операционный  дефицит - общий дефицит государственного бюджета за вычетом инфляционной части процентных платежей по обслуживанию государственного долга. Обслуживание задолженности (т.е. выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга - его амортизация) является важной статьей государственных расходов.

Первичный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между величиной общего дефицита и всей суммой выплат по долгу. Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

  1. финансирование государственными предприятиями избыточной занятости в государственном секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;
  2. накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются, в основном, за счет льготных кредитов Центрального Банка;
  3. отдельные операции, связанные с государственным долгом, а также финансирование Центральным Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

2.   ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  И СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЮДЖЕТНОГО  ДЕФИЦИТА

 

Современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может привести к росту государственного долга. Государственный долг - это общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. Увеличивающийся государственный долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Внутренний долг - долг государства  населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое.

Внешний долг - задолженность государства  гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано с так  называемым «эффектом вытеснения»  частных инвестиций. «Эффект вытеснения» связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным потенциалом.

Однако надо отметить, что «эффект вытеснения» становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Бюджетный дефицит негативно  влияет на экономику, в частности, стимулируя инфляционные процессы. Он является тормозом экономического роста государства, не говоря уже о его негативных социальных последствиях. Однако в научной литературе случаются утверждения, что дефицит бюджета может иметь позитивное влияние на оживление экономической жизни. С этим можно согласиться только частично, потому что не сам дефицит может способствовать экономической активности, а источники его финансирования. В странах, где хорошо развит рынок государственных ценных бумаг, величина бюджетного дефицита имеет менее ощутимое влияние на состояние экономики в данном периоде, но его наличие обязательно будет влиять на хозяйственную жизнь в будущем. Поэтому бездефицитный бюджет - объективное требование экономического развития государства.

Различают понятие стойкий  дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный  дефицит, который вызывается кассовыми  разрывами в исполнении бюджета  или непредсказуемыми событиями  и обстоятельствами.

Считается, что само по себе наличие дефицита бюджета еще не является сигналом экономического неблагополучия. Очень часто дефицит рассматривается как важный инструмент экономической политики государства, прежде всего макроэкономического регулирования. Умелое обращение с этим инструментом позволяет государству решить достаточно широкий круг экономических и социальных проблем. Однако необходимо иметь в виду, что длительная несбалансированность бюджета может оказывать негативное воздействие на размеры совокупного спроса и доходы, уровень цен, состояние платежного баланса. Поэтому стратегической целью для любого государства, безусловно, является сбалансированный бюджет.

В условиях, когда экономика  страны развивается динамично и  стабильно, бюджетный дефицит, обычно в количественно допустимых границах не является угрожающим. Его не следует излишне драматизировать, потому что в долг живут и продолжают жить много экономически развитых стран. Правда, при этом количество не должно переходить в негативное качество, то есть сумма полученных государством в долг финансовых ресурсов не должна переводиться на экономику государства, на налогоплательщиков, сопровождаться сокращением социальных программ.

Формы участия органов  власти и управления в процессах  сокращения дефицита бюджета у каждого  государства разные, но общими для них являются управление налоговой политикой, бюджетным финансированием и регулированием бюджетов всех уровней в соответствии с экономическим развитием регионов и численностью населения.

Следовательно, дефицит  государственного бюджета – финансовая ситуация, возникающая в случае, когда государству необходимо осуществить расходы на сумму большую, чем возможный размер всех его доходов.

Бюджетный дефицит может  образоваться в результате следующих  причин:

  • чрезвычайная ситуация в стране: война, крупное стихийное бедствие, когда обычные источники доходов не покрывают новых расходов и государство прибегает к поиску новых дополнительных доходных источников;
  • подъем экономики на определенном этапе развития общественных отношений, следствием чего является превышение расходов над доходами. В этом случае дефицит бюджета финансирует прогрессивные сдвиги в экономике, поэтому не считается отрицательным явлением;
  • как следствие экономического и политического кризиса. Как правило, это происходит из-за эмиссии денег, продажи облигаций государственного займа, государственных ценных бумаг, больших оборотов наличной денежной массы в теневой экономике. В этом случае дефицит бюджета- явление кризисное, отражающее невозможность правительства контролировать политическую и финансовую обстановку в стране.

Существуют глубинные, общие причины бюджетного дефицита, что свойственно любому государству, в котором расходы бюджета  превышают доходы, и конкретные, особенные причины, которые имеют  место в отдельной стране. Глубинными причинами бюджетного дефицита является спад производства, снижения эффективности функционирования отраслей экономики и предприятий, невзвешенная социально-экономическая политика в государстве.

Конкретными особенностями  развития экономики, которые предопределяют дефицит бюджета, есть [11, С.33]:

  • структурная разбалансированность экономики и несвоевременное и неэффективное проведение структурных превращений;
  • сохранение значительного количества нерентабельных государственных предприятий, которые получают дотации;
  • неэффективный механизм налогообложения субъектов хозяйствования;
  • значительный объем теневой экономической деятельности;
  • несоответствующая имеющимся финансовым возможностям государства структура бюджетных расходов;
  • нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств;
  • потери, разбазаривания выработанной продукции, кражи, приписки, и др., что не стало объектом эффективного государственного финансового контроля.

Информация о работе Дефицит бюджета: причины и последствия