Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:26, курсовая работа
Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...21
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………..27
Мировая практика показывает, что положение в стране считается контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.
Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.
3. ПРОГРАММА МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицит
Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на
обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на
благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание высокого уровня кредитных рейтингов страны. Характерная особенность представленного законопроекта - изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.
Проект федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013году.
Основными источниками
финансирования дефицита
Государственный долг Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %.
Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 869 млрд 283,3 млн рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1 трлн 4,9 млрд рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 478,453 млрд рублей (0,7% ВВП).
Доходы бюджета в 2012 году ожидаются на уровне 11 трлн 789,066 млрд рублей, в 2013 году - 12 трлн 714,998 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 101,080 млрд рублей. Расходы в 2012 году могут составить 12 трлн 658,349 млрд рублей, в 2013 году - 13 трлн 719,940 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 579,533 млрд рублей.
Характеристики бюджета на 2012 год определены исходя из прогноза ВВП в размере 58 трлн 683 млрд рублей, инфляции не выше 6% (декабрь к декабрю), на 2013 год - из ВВП в размере 64 трлн 803 млрд рублей и инфляции не выше 5,5%, на 2014 году - из ВВП на уровне 72 трлн 493 млрд рублей и инфляции не выше 5,0%.
Государственный внутренний долг на 1 января 2013 года запланирован в размере 6 трлн 280,8 млрд рублей, внешний - $48,4 млрд, или 34,6 млрд евро (порядка 13% ВВП), на 1 января 2014 года - 7 трлн 823,2 млрд рублей и $59,4 млрд, или 42,4 млрд евро соответственно (порядка 14% ВВП), на 1 января 2015 года - 9 трлн 168,6 млрд рублей и $69 млрд, или 49,3 млрд евро соответственно (порядка 15,5% ВВП).
В. Путин отметил, что федеральный бюджет в 2011 году будет бездефицитным, однако добавил, что нулевой дефицит бюджета достигается благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. "Мы с вами прекрасно понимаем, что бездефицитный бюджет этого года в значительной степени достигается благодаря благоприятной для нас внешней экономической конъюнктуре", - сказал он.
Глава правительства при этом подчеркнул, что в мировой экономике очень много "факторов неизвестности и непрозрачности, которые от нас не зависят".
Премьер-министр добавил, что для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно обеспечить качественный рост экономики, изменить ее структуру, снизить зависимость от сырьевой конъюнктуры.
Ненефтегазовые доходы
бюджета в ближайшие годы
Президент России Дмитрий Медведев подписал сегодня закон, вносящий поправки в федеральный бюджет на текущий год. Новая версия, помимо прочего, предусматривает исполнение бюджета "в ноль" вместо изначально заложенного дефицита в 719 млрд руб., или 1,3% ВВП. Ранее поправки были одобрены Госдумой и Советом Федерации.
Согласно новой
редакции закона, расходная и
доходная части федерального
бюджета запланированы на
При этом ненефтегазовый дефицит составит 10,3% к ВВП, что ниже уровня, предусмотренного последней редакцией закона.
Поправки снижают и предельный уровень госдолга к 1 января 2012г. Потолок внутреннего госдолга снижен с 4,73 до 4,55 трлн руб., внешнего - с 43,8 до 40,8 млрд долл.
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления
долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.
В планируемом периоде одновременно несколько факторов будут
определять формы и масштабы государственных заимствований.
Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики
В соответствии со сценарными
условиями и основными
прогноза социально-
2014 гг. реализация долговой политики в предстоящий период будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики,
постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1).
Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014гг.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
ВВП (млрд. руб.) |
57 532,0 |
63 436,0 |
70 409,0 |
Цена на нефть (долл.) |
93,0 |
95,0 |
97,0 |
Инфляция (%) |
6,0 |
5,5 |
5,0 |
Курс руб./долл. США |
27,9 |
27,9 |
28,0 |
Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.
Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета
в 2012-2014 гг. выступят государственные заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по
которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2).
Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета
в 2012-2014 гг., млрд. руб.
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Дефицит федерального бюджета |
1 570,5 |
1 744,3 |
1 648,4 |
Государственные заимствования, в том числе: |
1 592,3 |
1 601,7 |
1 626,1 |
привлечение |
2 181,7 |
2 284,0 |
2 474,1 |
погашение |
-589,4 |
-682,3 |
-848,0 |
Использование Резервного фонда |
-164,0 |
-51,4 |
0,0 |
Приватизация |
276,1 |
309,4 |
300,0 |
Фактор 2. Низкий уровень государственного долга
По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. (График 2).
График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014г.г.
Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.
Ускорение роста цен
закладывает риски для
Прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах.
Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы.
Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза.
Так же основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на следующих аспектах:
Бюджетный дефицит — превышение расходов бюджета над его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.
Здесь дефицит представляет
собой неспособность