Дефицит бюджета: причины и последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы это дефицит бюджета: причины и его последствия. В своей работе я рассмотрю проблемы бюджетного дефицита и теоретические аспекты, и практическое проявление их в российской экономике в настоящее время.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты бюджетного дефицита……………………………….5
1.1. Сущность бюджетного дефицита…………………………………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита………………………………………………11
2. Экономические и социальные последствия бюджетного дефицита………..14
3. Программа мер по управлению бюджетным дефицитом в РФ……………..19
3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицита……………..……...19
3.2. Основные факторы, определяющие характер и направление долговой политики РФ на 2012-2014 гг…………………………………………………...21
3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014гг…………………………………………………………………………….23
Заключение………………………………………………………………………25
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

дефицит бюджета.doc

— 361.50 Кб (Скачать файл)

Мировая практика показывает, что положение в стране считается  контролируемым при бюджетном дефиците 2-5 процентов. Бюджетный дефицит неминуемо ведет к росту внутреннего и внешнего долга страны. Российское законодательство допускает в бюджетах различных уровней наличие определенного размера дефицита, что не считается опасным состоянием и не требует вмешательства государства в регулирование бюджета. Согласно ст.92 БК РФ размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации; размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета; размер дефицита местного бюджета не может превышать 3 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Дефицит бюджета приводит к увеличению государственного долга. Принято считать, что если дефицит  государственного бюджета на превышает 5 % ВНП страны, то он допустимый. Ежегодные  бюджетные дефициты в сумме образуют государственный долг.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРОГРАММА МЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ БЮДЖЕТНЫМ ДЕФИЦИТОМ В РФ

 

3.1. Характерные черты проекта бюджетного дефицит

 

Государственная долговая политика в 2012-2014 гг. будет направлена на

обеспечение финансирования дефицита федерального бюджета путем привлечения ресурсов на российском и международном рынках капитала на

благоприятных условиях, обеспечение оптимального соотношения  дюрации и доходности суверенных долговых обязательств, поддержание  высокого уровня кредитных рейтингов  страны. Характерная особенность представленного законопроекта - изменение классификации расходов федерального бюджета, усиление программно-целевого подхода при формировании бюджетных расходов.

Проект федерального бюджета на 2011 - 2013 годы сформирован с дефицитом, который планируется сократить с 5,3 % ВВП в 2010 году до 2,9 % ВВП в 2013году.

   Основными источниками  финансирования дефицита федерального  бюджета являются выпуск государственных  ценных бумаг для размещения  на внутреннем рынке и средства  от приватизации. В 2011 году также  предусматривается использовать все средства Резервного фонда. При этом  около трети вновь привлекаемых средств предусматривается направить на погашение имеющейся задолженности.

  Государственный  долг Российской Федерации по  состоянию на 1 января 2014 года увеличится по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза и составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП. Доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %.

Дефицит федерального бюджета РФ в 2012 году прогнозируется на уровне 869 млрд 283,3 млн рублей (1,5% ВВП), в 2013 году - 1 трлн 4,9 млрд рублей (1,6% ВВП), в 2014 году - 478,453 млрд рублей (0,7% ВВП).

 Доходы бюджета  в 2012 году ожидаются на уровне 11 трлн 789,066 млрд рублей, в 2013 году - 12 трлн 714,998 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 101,080 млрд рублей. Расходы в 2012 году могут составить 12 трлн 658,349 млрд рублей, в 2013 году - 13 трлн 719,940 млрд рублей, в 2014 году - 14 трлн 579,533 млрд рублей.

 Характеристики бюджета  на 2012 год определены исходя из  прогноза ВВП в размере 58 трлн 683 млрд рублей, инфляции не выше 6% (декабрь к декабрю), на 2013 год - из ВВП в размере 64 трлн 803 млрд рублей и инфляции не выше 5,5%, на 2014 году - из ВВП на уровне 72 трлн 493 млрд рублей и инфляции не выше 5,0%.

 Государственный внутренний  долг на 1 января 2013 года запланирован в размере 6 трлн 280,8 млрд рублей, внешний - $48,4 млрд, или 34,6 млрд евро (порядка 13% ВВП), на 1 января 2014 года - 7 трлн 823,2 млрд рублей и $59,4 млрд, или 42,4 млрд евро соответственно (порядка 14% ВВП), на 1 января 2015 года - 9 трлн 168,6 млрд рублей и $69 млрд, или 49,3 млрд евро соответственно (порядка 15,5% ВВП).

В. Путин отметил, что федеральный бюджет в 2011 году будет бездефицитным, однако добавил, что нулевой дефицит бюджета достигается благодаря благоприятной внешней конъюнктуре. "Мы с вами прекрасно понимаем, что бездефицитный бюджет этого года в значительной степени достигается благодаря благоприятной для нас внешней экономической конъюнктуре", - сказал он.

 Глава правительства  при этом подчеркнул, что в  мировой экономике очень много "факторов неизвестности и непрозрачности, которые от нас не зависят".

Премьер-министр добавил, что для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно обеспечить качественный рост экономики, изменить ее структуру, снизить зависимость от сырьевой конъюнктуры.

 Ненефтегазовые доходы  бюджета в ближайшие годы должны  увеличиться и в абсолютных, и  в относительных цифрах, подчеркнул В. Путин. Их доля в общем объеме доходов должна вырасти с 53% в 2012 году до 57% в 2014 году. В этом году доля ненефтегазовых доходов ожидается на уровне 51%.

    Президент России Дмитрий Медведев подписал сегодня закон, вносящий поправки в федеральный бюджет на текущий год. Новая версия, помимо прочего, предусматривает исполнение бюджета "в ноль" вместо изначально заложенного дефицита в 719 млрд руб., или 1,3% ВВП. Ранее поправки были одобрены Госдумой и Советом Федерации.

 Согласно новой  редакции закона, расходная и  доходная части федерального  бюджета запланированы на уровне 11,12 трлн руб. каждая. Ожидается,  что нефтегазовые доходы в  2011г. составят 5,48 трлн руб., что на 4,8% больше, чем в предыдущей редакции закона. Ненефтегазовые доходы составят 5,64 трлн. руб., что на 11,2% больше суммы, прогнозируемой ранее.

 При этом ненефтегазовый  дефицит составит 10,3% к ВВП, что  ниже уровня, предусмотренного последней редакцией закона.

 Поправки снижают  и предельный уровень госдолга  к 1 января 2012г. Потолок внутреннего  госдолга снижен с 4,73 до 4,55 трлн  руб., внешнего - с 43,8 до 40,8 млрд долл.

 

3.2. Основные факторы, определяющие характер и направления

     долговой политики Российской Федерации на 2012-2014 гг.

 

В планируемом периоде  одновременно несколько факторов будут

определять формы и  масштабы государственных заимствований.

Фактор 1. Макроэкономические условия реализации долговой политики

В соответствии со сценарными условиями и основными параметрами

прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012-

2014 гг. реализация долговой  политики в предстоящий период  будет осуществляться в условиях ускорения темпов роста национальной экономики,

постепенного снижения инфляции, умеренного роста цен на нефть и относительной стабильности курса рубля (Таблица 1).

 

Таблица 1. Основные макроэкономические показатели в 2012-2014гг.

Показатель

2012

2013

2014

ВВП (млрд. руб.)

57 532,0

63 436,0

70 409,0

Цена на нефть (долл.)

93,0

95,0

97,0

Инфляция (%)

6,0

5,5

5,0

Курс руб./долл. США

27,9

27,9

28,0


 

Дефицит федерального бюджета  сохранится на протяжении всего планового периода, увеличиваясь в абсолютном выражении в 2012-2013 гг. и снижаясь в 2014 г. В относительном выражении в первые два года дефицит составит 2,7% ВВП, а в 2014 г. снизится до уровня 2,3% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг. выступят государственные  заимствования. При этом планируется, что в среднем на 90% дефицит будет покрываться за счет государственных внутренних заимствований, объем валового привлечения по

которым составит свыше 2 трлн. руб. ежегодно (Таблица 2).

 

Таблица 2. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

в 2012-2014 гг., млрд. руб.

 

Показатель

2012

2013

2014

Дефицит федерального бюджета

1 570,5

1 744,3

1 648,4

Государственные заимствования, в том числе:

1 592,3

1 601,7

1 626,1

привлечение

2 181,7

2 284,0

2 474,1

погашение

-589,4

-682,3

-848,0

Использование Резервного фонда

-164,0

-51,4

0,0

Приватизация

276,1

309,4

300,0


 

Фактор 2. Низкий уровень  государственного долга

По состоянию на 1 июля 2011 г. объем государственного долга Российской Федерации составил 4,6 трлн. руб., в том числе государственный внутренний долг – 3,6 трлн. руб., государственный внешний долг –36,8 млрд. долл. США (эквивалентно 1,0 трлн. руб.). В предстоящий период объем государственного долга будет ежегодно возрастать, достигнув к концу 2014 года уровня 12 трлн. руб. или 17% ВВП. (График 2).

График 2. Динамика объема государственного долга Российской Федерации

 

3.3. Наиболее вероятные риски исполнения Федерального бюджета 2012-2014г.г.

    Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры.

Ускорение роста цен  закладывает риски для исполнения федерального бюджета на 2012 год и  плановый период 2013-2014 годов: инфляция будет способствовать замедлению роста экономики, снижению доходов и сокращению расходов бюджета в реальном выражении, считает замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.

Прогноз о замедлении инфляции базируется на предположении, что в среднесрочной перспективе и в условиях стабильного курса рубля к доллару потребительский спрос сохранится на низком уровне. Однако низкий спрос, ограничивая инфляцию, одновременно сдерживает экономический рост. Это, в свою очередь, может помешать достижению прогнозных показателей роста ВВП в 2012-2014 годах.

      Кроме того, отметил Валерий Горегляд, в рассматриваемом периоде существует вероятность ослабления курса рубля, что также негативно отразится на уровне инфляции. Инфляционным фактором остается и рост тарифов и цен на услуги естественных монополий. Цены на топливо растут, а инвестиционная составляющая включается в регулируемые тарифы.

    Таким образом, резюмировал замглавы Счетной палаты, инфляция закладывает риски для федерального бюджета на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов. Вместе с тем, Росстат уже дважды этим летом зафиксировал дефляцию в 0,1% на фоне удешевления плодоовощной продукции; с начала года к 15 августа инфляция набрала 4,9%. Официальный прогноз по росту потребительских цен по итогам 2011 года пока остается на уровне 6,5-7,5%, и как ранее сообщал замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач, пока темпы инфляции позволяют говорить о том, что она приближается к нижней границе годового прогноза.

Так же основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:

  • риски снижения мировых цен на нефть и другие товары традиционного российского экспорта ниже прогнозируемых параметров, а также риски укрепления курса рубля к доллару США и евро, что может повлечь снижение доходов федерального бюджета;
  • риски необеспечения поступлений средств от приватизации в запланированных объемах для финансирования дефицита федерального бюджета;
  • риски   повышения уровня инфляции,   что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении;
  • риски неэффективного расходования бюджетных средств.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги, хотелось бы вновь остановиться на следующих  аспектах:

Бюджетный дефицит  — превышение расходов бюджета над  его доходами. Объем бюджетного дефицита зависит от большого количества макроэкономических факторов, которые с разных сторон характеризуют развитие экономики. Дефицит бюджета не может рассматриваться иначе, как в контексте макроэкономического развития и экономической политики государства в сфере доходов и расходов государственного бюджета.

Здесь дефицит представляет собой неспособность правительства  профинансировать собственные расходы. Но дефицит может явиться и  результатом экономической политики государства: снижение налогов с  целью стимулирования производства. Как показывает история, в этом случае государство может позволить себе достаточно большой и даже увеличивающийся дефицит бюджета в течение длительного периода времени при условии, что экономика страны развивается еще более бурными темпами.

Информация о работе Дефицит бюджета: причины и последствия