Дефицит и профицит бюджета РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы России и выявлении проблем бюджетного дефицита и профицита.

Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;

- исследование исторического развития бюджетной системы в России;

- исследование изменения в бюджетном кодексе Российской Федерации;

-характеристика консолидированного бюджета РФ;

- изучение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.3 История развития бюджетной системы России
Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.
Глава 2. Бюджетная система Российской федерации
2.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Изменения бюджетного кодекса Российской Федерации
2.3 Характеристика консолидированного бюджета РФ
Глава 3. Дефицит и профицит бюджета
3.2 Проблемы бюджетного дефицита и профицита.
3.3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Заключение

Файлы: 1 файл

к2.doc

— 179.50 Кб (Скачать файл)

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов утверждаются федеральными законами одновременно с принятием  закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет обязательных платежей, добровольных взносов физических и юридических лиц и других доходов.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов носит исключительно целевой характер. Исполнение бюджетов этих фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации. Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления  соответствующего фонда и также представляет собой федеральный закон. Исполнение бюджетов контролируется органами государственного финансового контроля.

1.3 История развития бюджетной системы России

Корни современной бюджетной  системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.

После Февральской революции 1917 года бюджетная система пришла в расстройство. При Временном правительстве доходы и расходы производились на основании отдельных кредитов (иностранных займов).

С победой Октябрьской революции 1917 года для финансирования неотложных нужд Советское правительство прибегало к контрибуциям с имущих слоев населения, а также с купцов и спекулянтов. В январе 1918 г. правительство составило первый советский бюджет на период с января по июль 1918 года, который был утвержден Советом Народных Комиссаров, что послужило началом системы полугодовых бюджетов.

«Конституция 1918 г. установила федеральное устройство РСФСР и  заложила основы бюджетного устройства государства. В основу бюджетной системы были положены принципы централизации всех финансовых средств и единства государственного бюджета по доходам и расходам. Конституция РСФСР предусматривала разделение государственного и территориальных бюджетов (бюджетов автономных республик и областей). Государственные бюджеты Украинской и Белорусской социалистических республик существовали отдельно.9»

Территориальные бюджеты  формировались за счет:

-поступлений от налогов, устанавливаемых губернскими, уездными, городскими и волостными Советами;

-надбавок в размере до 40% к государственному подоходному налогу;

-доходов от местных предприятий и имущества;

-ссуд и пособий из государственного бюджета.

Однако в условиях военного времени и проведения политики военного коммунизма бюджеты не имели реального значения. Реальными были лишь ежемесячные планы распределения денежной эмиссии.

К концу 1920 года денежные бюджеты стали отмирать. По мере стабилизации денежных знаков и укрепления финансовой системы правительство перешло к месячным бюджетным планам, в 1923-1924 годов - к твердым квартальным планам, а в 1924-1925 годов - и к твердому годовому планированию и отчету.

С образованием в 1922 году СССР и принятием в 1924 году Конституции СССР были внесены изменения в бюджетную систему с образованием государственного бюджета СССР. В его состав вошли государственные бюджеты союзных республик. Законодательно был закреплен принцип подведомственности при формировании государственного и территориальных бюджетов, согласно которому все предприятия и организации распределялись между различными уровнями бюджетной системы и вносили отчисления в соответствующий бюджет.

В частности, предприятия  союзного подчинения вносили платежи  в союзный бюджет, предприятия  республиканского, областного и городского подчинения - в соответствующие бюджеты. В свою очередь, из этих же бюджетов финансировались предприятия, учреждения и организации союзного, республиканского и местного подчинения соответственно.

Доходы союзного бюджета  формировались за счет отчислений предприятий  союзного подчинения, общегосударственных налогов и доходов от внешнеэкономической деятельности. Аналогично формировались бюджеты нижестоящих уровней. Однако следует отметить, что местные бюджеты (бюджеты автономных республик, краевые, областные, городские, районные и сельские бюджеты) не включались в состав бюджетов союзных республик и государственный бюджет СССР.

В ходе налоговой реформы 1930 - 1932 годах было внесено изменение в формирование доходов территориальных бюджетов. В частности, в территориальные бюджеты передавалась часть государственных доходов с налога с оборота и с поступлений от реализации государственных займов. В последующем этот принцип распространился на другие общегосударственные источники и продолжает действовать в бюджетной системе РФ как механизм бюджетного регулирования с целью пополнения средствами территориальных бюджетов.

Принятие в 1936 г. Конституции  СССР усилило централизацию управления народным хозяйством и окончательно сформировало бюджетную систему  СССР.

 «В условиях командно-административной системы управления в бывшем Советском Союзе государственный бюджет представлял собой основной финансовый план образования и использования общего фонда денежных средств. Эти средства расходовались для выполнения директивного плана социально-экономического развития народного хозяйства. Бюджет и план составлялись и утверждались одновременно и во взаимной увязке.10»

Основными источниками  государственных финансов были платежи  предприятий в форме налога с  оборота (правительство устанавливало  твердые ставки налога в ценах товаров, что обеспечивало надежное поступление денег в бюджет) и отчислений от прибылей (они доходили иногда до 70%). Подоходный налог с населения составлял менее 10% доходной части бюджета.

Финансирование народного  хозяйства осуществлялось почти целиком за счет бюджета. Именно из него направлялись денежные средства на новое капитальное строительство, научно-технический прогресс и совершенствование пропорций воспроизводства. Государственные финансы расходовались на организацию здравоохранения, образование, подготовку кадров, жилищно-коммунальное строительство, социальное обеспечение и иные социально-культурные нужды.

Но такое предельно  централизованное использование основной части денежных средств общества для выполнения директивных заданий  плана имело те же непреодолимые недостатки, которые присущи командно-административной системе в целом.

«Формирование бюджетной  системы СССР завершилось в 1938 году, когда местные бюджеты и бюджет социального страхования были официально включены в состав единого государственного бюджета. Расширение функций местных советов и их бюджетных прав сопровождалось неуклонным ростом расходов.11»

«Бюджетная система  СССР просуществовала более шестидесяти  лет. За это время она прошла несколько  этапов развития. После установления Советской власти в России первые полугодовые и годовые бюджеты составлялись как единые. Такая централизация бюджетной системы была вызвана крайне тяжелой экономической и политической ситуацией в стране. Порядок составления единого бюджета сохранился и после объединения советских республик.12»

Основная доля расходной  части государственного бюджета  направлялась на финансирование народного  хозяйства, главным образом на капитальные  вложения в новые основные фонды, финансовую помощь колхозам, социально-культурные мероприятия, оборону. Доля расходов на управление несколько сократилась, а расходы на военные нужды устойчиво росли. Через государственный бюджет перераспределялось свыше 60 % всех финансовых ресурсов государства. Правительство последовательно проводило политику централизованного управления и планирования народного хозяйства, что отрицательно сказалось на формировании хозяйственного механизма и развитии товарно-денежных отношений. Некоторые негативные черты финансовой системы, сложившейся в 1930-х гг., сохранились до начала 1990-х годов, мешая развитию самостоятельности и инициативы предприятий.

Государственный бюджет СССР и территориальные бюджеты в неизменном виде оставались вплоть до распада СССР в 1991 году

В первую очередь они  коснулись организации бюджетной работы. В 1992 и 1993 годы федеральные бюджеты были приняты не до наступления бюджетного года, а в момент его окончания - в декабре соответствующего года. Это произошло из-за запоздалой подготовки бюджетов, отсутствия научного прогнозирования (в особенности предвидения динамики инфляции) и других причин. О недоработанности бюджета свидетельствовало, в частности, то, что расходы в нем делились на защищенные (полностью обеспеченные ресурсами) и незащищенные (выполнение которых зависело от возможного поступления дополнительных доходов).

Очень острым явилось  противоречие между экономическими и социальными целями бюджета. Ужесточение  кредитно-денежной политики в соответствии с требованиями Международного валютного  фонда (снижение темпов инфляции - условие предоставления кредитов этого фонда для сбалансирования бюджета) сопровождалось уменьшением социальной ориентации бюджета. В нем не предусматривались необходимые меры по улучшению материального положения основной части населения (не проводилась должная индексация заработной платы и пенсий, замораживалась доля расходов на выплату заработной платы и пособий населению и т.п.). Не случайно размер реальной заработной платы неуклонно снижался.

Ежегодно составлялся  нереальный бюджет, что было видно  из итогов его выполнения. Разразился огромной силы финансовый кризис. Он подорвал бюджет страны, всеобщее доверие к государственным ценным бумагам, породил кризис банковской системы и вызвал многократное обесценение рубля.

Осуществление созидательных  задач развития экономики страны потребовало разработки новой бюджетной политики на 2001 год и на среднесрочную перспективу. Сейчас эта политика регламентируется Бюджетным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 2000 г.

Обзор особенностей бюджетной  системы РФ, будет произведён в следующем параграфе курсовой работы.

 

Глава 2.  Бюджетная система Российской федерации

2.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации

 

Бюджетная система РФ представляет собой совокупность отношений, возникающих между различными субъектами в процессе:

-формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

-составления и рассмотрения проектов бюджетов системы, их утверждения и исполнения, контроля за их исполнением.

Правовой статус участников бюджетных отношений в Российской Федерации регламентируется:

-Бюджетным кодексом Российской Федерации (это базовый законодательный акт);

-Соответствующими специальными эаконами-федеральных органов субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

-Указами Президента Российской Федерации;

-Нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

-Соответствующими актами федеральных органов исполнительной власти.

Внутренняя структура бюджетной системы РФ, приведена на рис. 1.2. Таким образом, бюджетная система РФ имеет три уровня: федеральный, региональный и местный

Первый уровень бюджетной  системы представлен двумя составляющими: федеральным бюджетом и федеральными внебюджетными фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный бюджет происходит перераспределение денежных средств между всеми уровнями бюджетной системы.

 

Рисунок 2.1. структура бюджетной системы Российской Федерации

         Государственные внебюджетные фонды являются централизованными фондами денежных средств, которые образуются вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь). Целевые бюджетные фонды являются специальными централизованными фондами денежных средств, создаваемых из средств бюджетов или из средств в порядке отчислений от других видов доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

«Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов и местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему вышестоящего уровня.13»

Основываясь на федеральном  принципе построения Российской Федерации, и её административно-территориальном делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

Информация о работе Дефицит и профицит бюджета РФ