Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в исследовании и изучении бюджетной системы России и выявлении проблем бюджетного дефицита и профицита.
Курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:
- изучение понятий государственного бюджета и бюджетной системы;
- исследование исторического развития бюджетной системы в России;
- исследование изменения в бюджетном кодексе Российской Федерации;
-характеристика консолидированного бюджета РФ;
- изучение вопросов бюджетного дефицита и профицита, а также проблему сбалансированности бюджета.
Введение
Глава 1. Теоретические основы бюджетной системы
1.1 Понятие и сущность государственного бюджета
1.3 История развития бюджетной системы России
Корни современной бюджетной системы России следует искать в истории СССР, так как до революции действовала двухзвенная бюджетная система государства.
Глава 2. Бюджетная система Российской федерации
2.1 Характеристика бюджетной системы Российской Федерации
2.2 Изменения бюджетного кодекса Российской Федерации
2.3 Характеристика консолидированного бюджета РФ
Глава 3. Дефицит и профицит бюджета
3.2 Проблемы бюджетного дефицита и профицита.
3.3 Сбалансированность бюджета: понятие и условия
Заключение
-один федеральный бюджет;
-21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;
-пять краевых и областных бюджетов;
-два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;
-один бюджет автономной области;
-10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;
-около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых).
«Бюджетная система Российской Федерации – основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.14»
В условиях федеративного государства бюджетная система является объединением относительно самостоятельных бюджетов разных уровней. Такая конструкция с одной стороны создает стимулы для развития каждой отдельной территории, а с другой, при наличии центрального звена – федерального бюджета, сохраняется возможность координации развития отдельных субъектов и федерации в целом.
В целях обеспечения единства подходов в организации бюджетного процесса на разных уровнях, достижения устойчивости и эффективности системы, Бюджетным кодексом определено, что бюджетная система основана на следующих принципах:
- адресности и целевого характера бюджетных средств.
Таким образом, государственная бюджетная система оказывает воздействие па все звенья финансовой системы, финансируя различные уровни власти, специальные правительственные фонды, кредитуя юридических и физических лиц.
В условиях перехода к рынку государственный бюджет сохранил свою ведущую роль, изменились лишь методы его воздействия на общественное производство и режим расходования бюджетных средств.
С 1 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ. Далее в курсовой работе будут рассмотрены основные новации бюджетного законодательства.
Изменения в Бюджетный кодекс РФ были внесены Федеральным законом от 26 апреля 2007 г. № 63-ФЗ (далее - Закон № 63-ФЗ). Новые нормы стали применять, начиная с составления бюджета на 2008 год, а затем и при его исполнении. А также и при представлении бюджетной отчетности за 2007 год. Это связано с утверждением новой Инструкции по ее составлению (приказ Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н).
Изменения, вступившие в силу в 2008
году, главным образом направлены
на комплексное регулирование
Закон № 63-ФЗ внес целый
ряд поправок, которые обеспечивают
устранение внутренних противоречий,
восполняют пробелы правового
Основные нововведения:
—формирование бюджетов на трехлетний период;
—четкая структура состава и полномочий участников бюджетного процесса;
—установление единых принципов организации бюджетного процесса;
—уточнение базовых понятий и бюджетной терминологии;— четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) заданий;
—планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения обязательств;
—усиление стимулирования органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному распоряжению и управлению региональными и муниципальными финансами;
—проведение реструктуризации бюджетной сети;
—отражение каждой программы и видов средств в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета, детальная классификация средств отдельных бюджетов;
—утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации РФ.
В Бюджетный кодекс РФ введены новые принципы единства кассы и подведомственности расходов.
Принцип единства кассы обеспечивает полную прозрачность и подотчетность формирования и использования бюджетных средств.
Принцип подведомственности усиливает ответственность за исполнение бюджетных обязательств, устраняет дублирование отдельных полномочий. Одновременно установлена прозрачная и четкая подведомственная сеть главного распорядителя.
Также исключена возможность
выполнения функций распорядителя
бюджетных средств
Среди важных новаций
отметим изменение
Предложено дифференцированно планировать (и исполнять) разные типы бюджетных обязательств.
Органы государственной власти субъектов РФ получили возможность выбора между утверждением бюджета субъекта и местных бюджетов на три года либо на очередной финансовый год (с составлением перспективного финансового плана).
Одновременно реализован
принцип рамочного
Внесены изменения и в главу 4 Бюджетного кодекса РФ, которая посвящена бюджетной классификации. Эти изменения затронули классификацию:
— доходов;
— расходов;
— источников финансирования дефицита бюджетов;
— операций сектора государственного управления.
Немаловажно и то, что
значительно расширена
Однако для обеспечения
единства, прозрачности и обоснованности
бюджетной классификации к
В новой редакции Бюджетного кодекса РФ определен конкретный порядок предоставления полномочий по исполнению бюджета соответствующему органу исполнительной власти. Кроме того, введен принцип иерархичности организации исполнения бюджетов. Он позволяет одновременно контролировать утвержденный бюджет и обеспечить гибкость и вариантность его детализации. При этом финансовые органы получают возможность выбора между сохранением действующей схемы организации исполнения бюджета (на основе единой сводной бюджетной росписи) и делегированием полномочий главным распорядителям бюджетных средств.
Бюджетным кодексом РФ определено, что региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) и свод местных бюджетов данного региона составляют консолидированный бюджет субъекта РФ. Общий свод региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований) принято именовать территориальным бюджетом (без включения внебюджетных государственных фондов). Свод Федерального бюджета РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ составляет консолидированный бюджет РФ .
«Консолидированный бюджет РФ представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, включающей федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ, которые, в свою очередь, состоят из региональных бюджетов (бюджетов субъектов РФ) и местных бюджетов.15»
Консолидированный бюджет
РФ и консолидированные бюджеты
субъектов РФ не рассматриваются
и не утверждаются законодательными
и представительными органами власти.
Консолидированные бюджеты
-при бюджетном планировании;
-при анализе формирования и использования финансового фонда государства;
-при разработке прогнозов экономического и социального развития государства;
-при расчетах, характеризующих различные сферы обеспечения экономики общества, отдельные территориальные образования и т. д.
При бюджетном планировании показатели консолидированных бюджетов используются, например, при определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ и при определении размеров дотаций.
В частности, при определении отчислений и размеров дотаций в расчете
принимаются объемы консолидированных
бюджетов административно-
В частности, в доходной части баланса используются следующие бюджетные данные: налог на добавочную стоимость, акцизы, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, внешнеэкономические операции, средства целевых фондов, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, доходы от государственной собственности или деятельности.
Используя статистические данные консолидированных бюджетов за ряд лет можно более качественно и объективно организовать перспективное планирование и прогнозирование, в частности, при разработке прогнозов экономического и социального развития государства и его территориальных образований.
3.1 Определение бюджетного дефицита и профицита.
В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. Когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета.
Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Чаще всего они и не совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом. Противоположная ситуация, т.е. превышение доходов над расходами, называется бюджетным профицитом, или излишком. Профицит — положительное сальдо бюджета — представляет собой обратное соотношение, то есть превышение доходов над расходами. Принято различать первичный и общий дефицит государственного бюджета.
Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Конкретные причины такого отставания могут быть различными, в частности:
- кризисные явления в экономике;
- неспособность правительства держать под контролем финансовую
ситуацию в стране; - чрезвычайные обстоятельства (войны, крупные стихийные бедствия):
- милитаризация экономики в
- осуществление крупных централизованных вложений в развитие
производства и изменение его структуры;
- чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по
сравнению с темпами роста валового внутреннего продукта.
Первичный дефицит – это общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. По аналогии определяется и первичный профицит.
Принято также различать фактический, структурный и циклический дефицит государственного бюджета.
Фактический дефицит – это отрицательная разница между фактическими (действительными) доходами и расходами правительства.